Адаптация к условиям детского сада

Козьменко Евгения Александровна

                                      Статья по теме:

                      «Адаптация к условиям детского сада».

 

Термин «адаптация» означает приспособление, т.е. способность человека менять свое поведение в зависимости от условий.

 Живя в семье, в определенных условиях, ребенок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, организм постепенно привыкает к определённой температуре в помещении, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребенка взрослых у него образуются разнообразные  привычки. В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребенка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям. Однако, мозг ребенка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т.е. ребёнок адаптируется к новым условиям жизни.

Для ребенка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, т. е. каждый ребенок привыкает по-своему.

 Первые дни ребёнка в детском саду - самый волнительный период для родителей и ответственный для воспитателей. От того, насколько квалифицированно и слаженно будут действовать педагоги, зависит то, как пройдёт адаптация ребёнка в детском саду.

 Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений.

У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния:

·        нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);

·        нарушение сна (дети не могут уснуть, сон кратковременный, прерывистый);

·        меняется эмоциональное состояние (часто плачут, раздражаются).

Иногда  можно отметить и более глубокие расстройства:

·        повышение температуры тела;

·        изменения характера стула;

·        нарушение некоторых приобретенных навыков (ребёнок перестает проситься на горшок, его речь затормаживается и т.д.)

Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

         Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада.

Приблизительно за месяц, а то и раньше, можно начинать готовить ребенка морально: рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории.

 К детсадовскому режиму необходимо подготовиться  заблаговременно. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться на  новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца.

         В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в дошкольном учреждении.

         Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он не чувствовал атмосферу "казённого дома".

 Прощание с малышом - отдельная тема. Обычно именно в это время ребенок начинает капризничать, держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Не стоит насильно тащить сопротивляющегося кроху в группу с гневными словами в его адрес, но и оттягивать момент расставания тоже не следует. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему и «передать» в надежные руки воспитателя (если он отказывается идти).

Формируем позитивный настрой. Необходимо настраивать ребенка на мажорный лад. Говорить ему о том, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Можно рассказывать родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорить, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время  ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.

Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: “Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: “Я хочу пить”, и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю”.

Не стоит создавать у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Следует объяснить, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.

Важно научить ребенка общаться со сверстниками (поделиться игрушкой, поблагодарить). Научить малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения.

         Принято выделять три степени тяжести адаптационного процесса ребенка к садику. Это легкая, средняя, и тяжелая степени. Для установления степени тяжести во внимание берется, как малыш спит, какой у него аппетит, конечно, его эмоции, особое внимание уделяется негативным эмоциям, как малыш общается с детками в группе, есть ли у него проблемы с речью и другое.

Если нормализация всех выше перечисленных факторов происходит через 10 – 20 дней - это соответствует легкой степени тяжести. При этом нервно-психическое развитие соответствует возрасту. Если установление контакта и норм поведения затягивается, и уже составляет 20 – 40 дней, такие показатели соответствуют среднетяжелой степени. Тяжелая степень характеризуется длительностью от двух месяцев до полугода, в некоторых случаях даже больше. Кроме того, все проявления ярко выражены, дети заболевают очень быстро в течение первой недели.

У других малышей неадекватное поведение сохраняется более длительно, и граничит с невротическими состояниями. Больше всего такая адаптация характерна для детей с пороками развития, болеющих тяжелыми хроническими заболеваниями. Такая адаптация возможна и у аллергиков. Кроме биологических факторов, которые влияют на развитие малыша, свое воздействие оказывает и социальная среда.

На примере нашего детского сада, я хотела бы показать работу педагога-психолога  по организации  адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Цель психологического сопровождения детей в период адаптации: обеспечить оптимальные социально-психологические условия для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребёнка.

Задачи:

1.Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению.

2. Оказывать квалифицированную помощь родителям в период подготовки и привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.

3.Формировать у педагогов способность к активному социальному взаимодействию с родителями и поступающими в детский сад детьми.

 4.Обеспечить успешное проведение адаптационного периода с учётом индивидуально-типологических особенностей каждого ребёнка.

Для оптимизации процесса адаптации  используются следующие формы работы:

·         беседы с родителями;

·         анкетирование;

·         участие в родительских собраниях;

·         информирование родителей (буклеты, памятки, листовки, информация на стенд, презентации, литература);

·         наблюдение за ребенком;

·         использование программы адаптации детей к ДОУ;

·         развивающие игры.

Сведения о детях  получаются в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ними в первые дни их пребывания. Уже в процессе первых наблюдений специалисты получают достаточно важную информацию о степени проблемности ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками, и т. п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации, для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в группу, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Кроме того, в ходе беседы с родителями,  им дается информация о протекании адаптационного периода, ориентир на активное взаимодействие.

По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.