Развитие цветовосприятия и цветоразличения у детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного возраста.
Развитие цветовосприятия и цветоразличения у детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного возраста.
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
В начале учебного года было проведено обследование уровня сформированности цветовосприятия и цветоразличения воспитанников младшей группы. Обследование включало:
- исследование цветового гнозиса (восприятие и дифференциация цвета);
- исследование атрибутного словаря (назвать цвет);
По результатам диагностики было выявлено, что дети:
- не обращают внимания на окраску предметов;
- с ошибками соотносят цвета;
- многие не знают их названия, плохо их дифференцируют;
- заменяют названия промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, жёлтый; синий цвет многими вообще не воспринимается), причем перенос этот не является стойким;
- малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние.
Совершенствование процесса формирования цветовосприятия у воспитанников возможно, если разработать и внедрить в учебный процесс обучающую методику с гибкой структурой, построенную на следующих основных положениях:
· формирование целостного представления о многообразии цвета осуществляется посредством изучения простых цветов при доминантном изучении свойств одного какого-либо цвета на каждом занятии;
реализация взаимосвязи процессов восприятия и цветовоспроизведения достигается посредством разработки и введения специальных комплексных упражнений, обеспечивающих тренировку зрительного аппарата, и направленных на формирование умений тонкой зрительной дифференцировки цветовых оттенков и овладение техническими приемами воспроизведения их на интегрированных занятиях;
· использование разнообразного натурного материала, дидактических игр, упражнений, дидактических материалов, позволяют обеспечить овладение умениями цветовосприятия и цветовоспроизведения.
Изучив специальную литературу, поставила перед собой цель - способствовать развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения для расширения границ общения с миром, творческого воображения и способности фантазировать.
Поставленная мною цель обусловила выбор задач:
· Развивать у детей наблюдательность, внимание и зрительную память.
· Расширять представления о разных цветах, развивать умения их различать, способность тонко чувствовать цвет.
Критериями оценки ожидаемых результатов являются сравнения диагностических данных детей по заданным параметрам в начале учебного года и в конце учебного года.
Ожидаемый результат. Предполагается, что дети, которые получили комплексную систему коррекционного воздействия, будут обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- умеют дифференцировать цвета;
- знают названия цветов;
- умеют правильно употреблять их в речи.
Восприятие цвета предмета отличается тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок (как, например восприятие формы и величины). Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой. Поэтому систему работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения разделила на три этапа. На каждом этапе предлагались детям развивающие игры с определенным содержанием.
I этап - учить детей различению цветов
На этом этапе воспитанникам предлагаются игры и задания, основанные на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении. Вначале при определении цвета большую роль играет промеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость, при этом, еще не владея восприятием цвета.
Первые игры и упражнения проводились с предметами, резко различными по цвету, что давало детям возможность осуществить выбор по образцу, побуждая их к самостоятельности при выполнении задания, постоянно менялись предметы по цвету, чтобы дети ориентировались не на их форму, а на цвет.
Игры помогли детям выделить цвет как отличительный признак и совершенствовали зрительное восприятие: у детей постепенно формировался устойчивый образ цветового тона.
II этап - формировать умение зрительно соотносить цвета
Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и их названия. Однако бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого.
Игры и упражнения на этом этапе подбирались так, чтобы дети сначала вычленяли цвет как значимый признак и выполняли задание: "Найди такого же цвета". Только после этого мы называли цвет. Сначала давались названия основных цветов: желтого, красного, зеленого, синего, а также белого и черного.
С помощью этих игр я учила детей различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, причем различение цветовых тонов производилось, только глазами, на расстоянии. Часть игр носила подвижный характер, т.е. решение умственной задачи сочеталось с движением, которое приносило детям радость и служило естественной эмоциональной разрядкой.
III этап - способствовать запоминанию, связанному с представлением о цвете
Игры данного этапа основаны на том, что было усвоено детьми при проведении дидактических игр с использованием цвета на предыдущих этапах. Постепенно у детей формировались представления о цвете, которые закреплялись в слове-названии.
Предлагаемые мною игры, помогли научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Кроме того, правильное называние цвета являлось условием игрового общения со сверстниками и взрослыми.
Расширяя представления воспитанников о цвете, мы использовали опыт логопеда-практика Н.В.Нищевой, предложенный в книге "Разноцветные сказки" по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения на интегрированных занятиях с учителем-логопедом. Эти занятия позволяют осуществлять преемственность в работе логопеда и воспитателя. Также мною была проведена театрализованная игра-образовательная деятельность «Петушок и краски», на которой дети также закрепляли знания об основных цветах, умение находить данные цвета в окружающем мире.
Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «зазеленеть» и т.п. Более того, они пытаются использовать подобные слова в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь воспитанников. Кроме ведущей цели – развития цветовосприятия и цветоразличения, - в них предусмотрены развитие и активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, мышления и т.д.
Также были проведены консультации с родителями по развитию цветовосприятия у детей с амблиопией и косоглазием. Были даны рекомендации по использованию домашних игр на закрепление по формированию цветовосприятия. Такая дополнительная работа с ребёнком необходима для закрепления знаний, полученных на занятии. Ребёнок ещё раз рассмотрит картинки, вспомнит очередную сказку, нарисует и раскрасит картинки, назовёт освоенные им цвета.
На основе проведенного мною повторного обследования я пришла к выводу, что, использование развивающих игр в непосредственно образовательной деятельности и проведение интегрированных занятий значительно повышают уровень сформированности цветовосприятия и цветоразличения воспитанников.
Об этом свидетельствуют данные, занесенные в таблицу:
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
сентябрь |
| 6 детей (67%) | 3 ребёнка (33%) |
февраль | 1 ребёнок (11%) | 7 детей (78%) | 1 ребёнок (11%) |
Сравнивая результаты первого и второго обследования, мы видим, что после проведенной коррекционной работы результаты испытуемых по всем заданиям значительно улучшились.
В результате обучения положительная динамика была отмечена в различных видах деятельности испытуемых (рисовании, речи, игре), в развитии произвольного поведения. Одним из значимых достижений явилось наличие положительных изменений в развитии всех воспитанников.
Использование развивающих игр в различных режимных моментах и проведение интегрированных занятиях привело к формированию у детей устойчивого зрительного образа цветового тона, что позволило им правильно различать и называть цвета предметов в самых разных условиях.
Подобран комплекс упражнений и дидактических игр, направленный на формирование и развитие цветовосприятия и цветовоспроизведения у воспитанников.
Игры по развитию цветовосприятия у детей младшей группы.
«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» - пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.
«ЗАЖГИ РАДУГУ» - на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить крышками дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.
Дидактический столик «РАДУЖНАЯ СТРАНА» - расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети рассказывают почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-драчун. Дети придумывают невероятные истории. Т.е. работая с цветом, обязательно уточняю его психологические характеристики.
Аналогично можно путешествовать по «РАДУГЕ ИЗ ЛЕНТ».
Вертушка «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» - ребята дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т.д. Игра хорошо развивает фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету, или особытии в жизни, о котором напомнили цветовые ассоциации.
Активно использую бросовый материал, например, пробки, для выполнения таких творческих заданий, как «Выложи свое настроение», «Портрет сказочного героя», «Портрет осени», «Мое настроение» и т.п.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ». С этого года ввели интересную практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.