Уровни речевого развития детей в группе детей с РАС.

Джавади Мария Геннадьевна

         Основная часть группы детей с РАС – это дети с системным недоразвитием речи на фоне ЗПР и умственной отсталости. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития и находится в тесной связи с уровнем нарушения интеллекта. У многих  детей наблюдаются грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, мышления, высших эмоций и речи. У некоторых детей можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз. В этом случае говорят о пустой эхолаличной речи. У других детей речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Многие дети, не понимают обращенную речь. Они улавливают лишь тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова.  Есть дети, которые  понимают обращенную речь. Умеют пользоваться вербальными средствами общения, но  не в полном объеме. Они испытывают сложности при формулировки просьбы, не могут развернуто отвечать на вопросы, задаваемые педагогом. Недостаточно развиты и другие компоненты речевой системы: слоговая структура, лексико-грамматический строй и связная речь. Были выделены четыре уровня развития детей: критический, низкий и пограничный и средний.

       Мною были разработаны критерии по речевому блоку. В своей работе я опиралась на «Клинико-психологическую классификацию» О. С. Никольской, К. С. Лебединской, а так же использовала литературные рекомендации Морозовой С. С., Маллер А. Р., Цикото Г.В. «Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с выраженным недоразвитием интеллекта», «Логопедическая диагностика детей с ЗПР» И. Д. Коненковой.

Уровни речевого развития  в группе детей с РАС

Критерии

Критический уровень

Низкий уровень

Пограничный уровень

Средний уровень

Импрессивная речь:

Понимание обращенной речи

Развитие пассивного словаря.

 

 

 

 

Звукопроизношение и слоговая структура

 

 

 

 

Фонематическое восприятие, анализ и синтез

Лексико-грамматический строй.

Лексический словарь:

 - предметный,

 - словарь действий,

 - словарь признаков.

Понимание личного местоимения «Я»

Словоизменение

Изменение существительных

 по числам.

Согласование

 - Прилагательные с существительными в ед. и множественном числе, в именительном и родительном падежах.

 - Понимание и использование в речи простых предлогов.

Словообразование

 - образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

 - образование относительных и притяжательных прилагательных.

Связная речь.

Диалогическая речь

Умение давать полные развернутые ответы на вопросы,

Задавать вопросы, обращаться с просьбой.

Монологическая речь

отдельные высказывания, короткие сообщения, составление предложений и коротких рассказов по сюжетным картинкам.

 - Навык программирования собственного высказывания

 

Не понимает обращенную речь. В большинстве случаев полное отсутствие речи. Не использует мимику, жесты. Непроизвольные звуки носят неречевой характер. Отсутствие оральных имитаций. Иногда  реагирует на свое имя и на интонацию поощрения или запрещения.

Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком в состояние аффекта, носят непроизвольный характер.

Произвольные речевые имитации недоступны.

 

Частично понимает обращенную речь в основном просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена своих близких, названия своих игрушек, может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек.

 

Экспрессивная речь может отсутствовать или находится на стадии развития. Возможны произвольные звукоподражания. Грубые нарушения звукопроизношения и слоговой структуры.

 

Грубые нарушения фонематического восприятия.

Лексико-грамматические категории в основном недоступны для ребенка.

 

Показывает некоторые лексические группы, но не называет их.

Есть понимание единственного и множественного числа.

Навыки словообразования, словоизменения и согласования отсутствуют.

 

 

      _________________

 

 

 

      __________________

 

 

 

 

 

 

 

   Отвечает на вопросы: "ДА" "Нет" или показывает жестами.

 

 

 

Может быть небольшой набор стереотипных коротких фраз, просьб и обращений, в которых глагол используется в инфинитиве («Сок пить»), а о себе ребенок говорит во втором или третьем лице («Саша будет рисовать»).

Обращенную речь понимают не в полном объеме. Двойные инструкции чпсто бывают не доступны. Пассивный словарь развит недостаточно. Редко-употребляемая лексика отсутствует. Не различает слова близкие по значению. Не понимает предложно-падежные конструкции.

Нарушено произношение более трех звуков позднего онтогенеза: шипящие, соноры. Нарушения слоговой структуры (пропуски, перестановки слогов)

 

 

 

Фонематические процессы на низком уровне.

Словарь недостаточен. Речь аграмматична.

 

Использование формы первого лица затруднено. О себе часто говорит во втором или в третьем лице.

Обобщает, но называет не все лексические группы. Затрудняется в образовании слов с противоположным значением.

При согласовании прилагательных и существительных допускает грубые ошибки, которые не всегда способен исправить с помощью педагога. Многие задания недоступны для ребенка (согласование прилагательного с существительным во множественном числе, родительном падеже).

Понимание простых предлогов затруднено, в речи предлоги почти не используются.

Навыки словообразования на низком уровне. Может образовывать с помощью педагога относительные и притяжательные прилагательные (сок из яблок какой?..., хвост лисы, чей?...). Ответы ребенка при этом аграмматичны.

Затрудняется в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Преобладает монологическая речь. В основном использует простые предложения. Могут цитировать  фразы из фильмов, любимых книг,   но при этом почти неспособны к диалогу, не слышат собеседника, «речь для самого себя».

   Может составить простую фразу по одной сюжетной картинке. Часто нужна помощь педагога, в виде наводящих вопросов.

Может рассказать простой детский стих.

 

 

 

 

Обращенную речь понимает.

 

 

 

 

 

Возможно нарушения одного, двух звуков позднего онтогенеза (чаще сононорных звуков)

 

 

 

Фонематические процессы сформированы, но недостаточно. 

Словарь достаточен, но не соответствует возрасту. Аграмматизмы менее выражены.

Понимание личного местоимения «Я» сформировано.

 

 

Умеет обобщать, называть слова с противоположным значением.

Согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. При согласовании иногда допускает ошибки, которые исправляет самостоятельно или с незначительной помощью педагога.

 

Понимает и использует в речи простые предлоги.

Навыки словообразования развиты, но возрасту не соответствуют. Может образовывать самостоятельно  относительные и притяжательные прилагательные. Аграмматизмы встречаются реже.

Может образовывать слова(существительные) с уменьшительно-ласкательным значением

Может вступать в диалог. Не всегда  может грамотно сформулировать свой вопрос и дать полный развернутый ответ на вопросы, задаваемые педагогом.

Может пересказать короткий текст, опираясь на картинку, схему. Отвечает на простые вопросы по тексту.

Составляет с помощью педагога небольшой рассказ по серии сюжетных картин.