СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ, НЕБЫЛИЦЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО лексическим темам

Смирнова Ирина Ивановна

ГРИБЫ - ЯГОДЫ

Словесная игра
«Назови и объясни».

Взяли мы c утра корзинки

И пошли в лесок.

И нашли мы под осинкой

Маленький грибок. Какой? (Подоси­новик.)

 

A у Пети с Васей

Руки словно в масле.

Отгадайте, малыши,

Какой гриб они нашли? (Масленок.)

 

Самый яркий и красивый

И полезный для зверей.

Не клади его в корзину:

Он опасен для людей! (Мухомор.)

Вопросы.

1.     Что это за гриб?

2.     Какую поль­зу приносит животным?

3.     Чем опасен для людей?

4.     Может ли быть полезен людям?

 

Словесная игра «Объяснялки»:

Объяснить происхождение названий грибов (ягод): подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухо­мор (земляника, черника).

Логические задачи.

·        На столе три стакана с ягодами. Вова съел один ста­кан. Сколько стаканов осталось на сто­ле? (Три.)

·        Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вед­ра без дна. A у девочек - маленькие, зе­леные. Кто больше соберет грибов? (Де­вочки.)

·        Сколько грибов можно вырас­тить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы.)

·        Пошли две девочки в лес за грибами, a навстречу два маль­чика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки.)

·        Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это чер­ная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?». – « Потому что зеленая». O чем они вели разговор? (О смородине.)

 

 

 

ОВОЩИ - ФРУКТЫ

 

Логические задачи.

·        У Марины бы­ло целое яблоко, две половинки и четы­ре четвертинки. Сколько было у нее яб­лок? (Три.)

·        Груша тяжелее, чем яблоко, a яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша.)

·        На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты.)

·        На столе - четыре груши. Одну из них разре­зали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре.)

·        В корзине три мандарина. Как их разделить между тремя мальчи­ками, чтобы каждому досталось по од­ному мандарину и один мандарин ос­тался в корзине? (Отдать мальчику мандарин в корзинке.)

 

Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты».

У каж­дого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить кар­тинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.

 

Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь?».

У каждого ре­бенка большая карточка с изображени­ем леса (огорода, сада) и конверт с на­бором картинок (овощи, фрукты, гри­бы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи «и т.д.).

 

 

Небылицы.  Дети находят несурази­цы в тексте.

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор

И увидел, как на грядке

Овощи играли в прятки.

 

Длинный красный огурец

 Под листочек свой залез,

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

 

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко.

Только Машенька пришла,

 Сразу овощи нашла.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОГОРОД

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо.

 Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

 

Селдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник

A таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник

 

УДИВИТЕЛЬНАЯ ГРЯДКА

 У меня на грядке

Крокодил растет!!!

 A в Москве-реке

Огурец живет!

 

Я боюсь, ребятки,

Что за этот год

Вырастет на грядке

Страшный бегемот.

 

Осенью на грядке

 Крокодил поспел!

Огурец в Москве-реке

 Всех лягушек съел!

 

A в Москве-реке

Клюнет на крючок...

 (Как вам это нравится?)

Страшный кабачок!

Ох! Когда ж на грядке

Будет все в порядке?!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕРЕВЬЯ

 

Логические задачи.

·        На груше росло десять груш, a на иве на две груши мень­ше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут.)

·        На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблони не рас­тут.)

·        На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое.)

 

Игра «Посади дерево».

 Играют двое. У каждого игрока по десять деревь­ев (у одного - елочки, у другого - берез­ки). Игровое поле - доска 16х 16 клеток.

Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву Задача - образо­вать цепочку из трех деревьев. За каж­дую вновь образованную цепочку y со­перника забирается одно дерево. Игрок, y которого остались два дерева, счита­ется проигравшим.

 

Словесная игра «Чересчур».

 Дети должны ответить на вопросы воспита­теля.

1.     Если съесть одну конфету - вкусно, приятно. A если много? (Заболят зу­бы, живот...)

2.     Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много табле­ток? (Можно отравиться и даже умереть.)

3.     Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает - будет много воды деревья смогут впитывать влагу и быстро расти.)

4.     А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться: когда снег начнет таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погиб­нуть.)

5.     А если снега в лесу очень мало? (деревьям будет холодно, они могут за­мерзнуть и погибнуть.)

6.     Может ли лес начать борьбу за снег? С кем ему при­дется вступить в борьбу? (С ветром.)

Увлекательная история о там, как ветер уносит снег в свое царство-госу­дарство. Ветер о сугробы-подушки бока свои вьюгой чешет, песни поет, в буран - ревет, завывает. А деревья по краю ле­са сгибаются до земли стволами. Веточ­ками цепляются друг за друга - непро­ходимую стену возводят. Бьется ветер, да силы теряет, пока сквозь щелочки пролезает - устает. Никак ему пальчика­ми-сквознячками снежок в лесу не ухва­тить. Выстоял лес, дождался солнышка красного.

 

 

 

 

 

 

ПТИЦЫ

 

Логические задачи.

·        Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели.)

·        Летела стая гусей: два впере­ди, один позади, два позади, один впе­реди. Сколько было гусей? (Три гуся.)

·        От чего плавают утки? (От берега.)

·        На од­ном берегу цыплята, на другом - утята. Посередине островок. Кто быстрее до­плывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать.)

·        По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько бы­ло воробьев? (Три воробья.)

·        Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Че­тыре.)

Над рекой летели птицы:

Голубь, щука, две синицы,

два стрижа и пять свиней.

Сколько птиц? Ответь скорей!

(Пять.)

 

 

 

 

Небылицы.

Взлетела сорока высоко,

И вот тараторит сорока,

 Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит c вороной,

Что раки живут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает c рассветом,

 Что в море сухо-пресухо,

 Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий

 И что никакая птица

B правдивости c ней не сравнится!

 

 

 

 

МЕБЕЛЬ

Логические задачи.

·        У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (Пять.)

·        Чего больше в квартире: стульев или мебели?

·        Что мо­жет быть как горячим, так и холодным? (Утюг, холодильник, плита.)

 

Небылицы.

ПУТАНИЦА

Это стул - на нем лежат.

Это стол - на нем сидят.

Вот кровать - на ней едят.

B шифоньере гости спят.

B холодильнике платья висят,

A на диване продукты лежат.

 

Словесная игра «Концовки».

 Дети должны закончить предложение, нача­тое воспитателем.

Если стол выше стула, значит, стул... (ниже стала). Если диван шире кресла, значит, кресло... Если обеденный стол длиннее журнального стола, значит, журнальный стол... Если сервант ниже шифоньера, значит, шифоньер... Если магнитофон меньше телевизора, значит, телевизор... Если диван мягче кресла, значит, кресло... Если книжный шкаф до­роже кровати, значит, кровать... Если хо­лодильник выше плиты, значит, плита...

 

Игра «Переставим мебель».

Игро­вое поле разделено на шесть частей, пять из них заняты мебелью, шестая - свободна. Требуется поменять местами шкаф и диван так, чтобы при переста­новке на каждой части находилось не более одного предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посуда, пища.

Хитрые вопросы

·        Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрю­ля, сковорода, чайник, чай, суп.)

·        По чему повар ходит в белом халате? (По полу.) Что никогда не поместится в любую ка­стрюлю? (Ее собственная крышка.)

·        Че­го больше на кухне: кастрюль или посуды? (Посуды.)

·        Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пycтoй.)

 

Словесная игра «Родственники».

Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

Сахарный песок - родственник Пес­ка, потому что.... Река - родственница Песка, потому что... Ветер - родствен­ник Песка, потому что.... Стекло - родст­венник Песка, потому что.... Дорога - родственница Песка, потому что....

 

Небылицы

ПОВАР-НЕУМЕХА

Повар сварил из картошки компот,

От него у детей разболелся живот.

Повар сварил очень сладкие щи,

В щах апельсины и сливы ищи.

На блюдо сложил мясные конфеты,

детей угостил шоколадной котлетой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОДЕЖДА, ОБУВЬ

 

Логические  задачи.

·        Однажды Сте­пан собрался уходить, надел куртку без пуговиц и говорит бабушке: «Бабуля, я к Дениске сбегаю, а ты, пожалуйста, при­шей пока пуговицы к этой куртке. Сколько пуговиц сможет пришить ба­бушка? (Ни одной.)

·        Мальчик вышел гу­лять в разных ботинках один - черный, а другой - желтый. Ребята посмеялись над ним, а он говорит: «Что же мне де­лать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одина­ковые?». Помогите мальчику.

 

КАКАЯ ОДЕЖДА?

Летом, в жаркие часы,

Только майка да трусы.

А зимою нам нужны

Свитер, теплые штаны,

 Шарф, пальто, сандалии,

Шапка и так далее.

Шапка... свитер...

 Впрочем, я...

Я запутался, друзья!

(Сандалии - лет­няя обувь.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЧТА

 

Словесная игра «Цепочка ассоци­аций».

 Первый игрок говорит любое слою, например «письмо»; следующий, услышав это слово, говорит «бумага»; третий игрок, услышав слово «бумага», представляет газету (или журнал) и го­ворит это слово и т.д.

 

 

Игра-беседа «Чудо».

Мне во сне приснилось чудо:

На почте я купил верблюда.

A газеты поутру

Принесла мне кенгуру

И письмо в коробке,

Верьте - не верьте,

Ну, a фрукты принесли

B голубом конверте!

Вопросы.

1.     Может ли такое произойти на самом деле?

2.     Что продают на почте?

3.     Кто приносит газеты?

4.     Может ли пись­мо быть в коробке?

5.     Что можно отпра­вить в коробке?

 

Дидактическая игра «IIocылки»

Воспитатель показывает коробку, в ко­торую заранее положил игрушку или картинку с изображением какого-либо предмета, например юлы. Обращается к одному из играющих: « Представь, что тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?». Ребенок отвечает, например: «Съем с маслом». Тогда вос­питатель достает из коробки игрушку (или картинку).

Далее воспитатель, меняя картинки в коробке, обращается поочередно к дру­гим игрокам до тех пор, пока один из них не даст подходящего по смыслу от­вета. Он и становится ведущим. Чем не­ожиданнее ответы, тем веселее получа­ется игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖИВОТНЫЕ

Словесная игра «Концовки».

Если жираф выше тигра, значит, тигр.... Если слон тяжелее зебры, значит, зебра.... Ес­ли крокодил длиннее ящерицы, значит, ящерица.... Если лев сильнее черепахи, значит, черепаха.... Если гепард бегает быстрее черепахи, значит, черепаха....

 

Словесная игра «Кто больше?»

 Ведущий называет какое-либо живот­ное и спрашивает первого игрока: «А кто больше этого животного?. Тот дол­жен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше?». Повторять названия животных нельзя.

 

Словесная игра «Родственники». Елка - родственница ежа, потому что.... Клубок - родственник ежа, потому что.... Медведь - родственник ежа, потому что.... Енот - родственник ежа, потому что....

Дидактическая игра «Без него не может быть?»

 У ребенка картинка c изображением животного и набор кар­тинок, из которых он должен выбрать те, на которых изображено то, без чего это животное не может существовать.

Собака - кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин. Лошадь - грива, овес, сбруя, конюшня. Корова - молоко, вымя, трава, ведро. Кошка - мышка, мясо, ког­ти, блюдце, молоко.

 Коза - мясо, дам, рога, веревка.

 

Дидактическая игра «Мой дом».

 У ребенка большие карточки c изображе­нием леса и деревенского домика c ого­родом и конверт c набором изображе­ний диких и домашних животных. Ребе­нок должен разместить их по своим ме­стам, объясняя свои действия.

 

Дидактическая игра «Дома зве­рей».

 Для игры нужны изображения шести зверей (слон, медведь, волк, заяц еж, мышь), разных по величине. Сами рисунки должны быть одинакового раз­мера. Шесть домиков - квадраты со сто­роной 17, 15, 13, 11, 9, 7 см. Разложите дома - от большого к меньшему и пред­ложите ребенку расселить зверей. По­сле этого скажите: « Звери пошли гулять. (Перемешайте картинки с их изобра­жениями и отложите в сторону.) На прогулке зайчик вспомнил, что забыл дома морковку. Помогите зайчику най­ти свой дом. Так могут возвращаться домой разные животные.

 

Словесная игра «Отвечайте, правда ли?».

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Отвечайте, правда ли?

 

Закудахтал пес Барбос

 И в гнезде яичко снес.

Отвечайте, правда ли?

 

Лапой хвать, зубами щелк.

 Хищник - тигр и хищник - волк.

Отвечайте, правда ли?

 

 

Ночью, в дождик, как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Отвечайте, правда ли?

 

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Отвечайте, правда ли?

 

Хитрые вопросы.

1.     Когда козе ис­полнится семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой.)

2.     По чему конь ска­чет? (По дороге.)

3.     У собачки Микки ро­дились котята: три беленьких и один черненький. Сколько всего котят роди­лось у Микки? (У собачки не могут ро­диться котята.)

4.     Что едят крокодилы на Северном полюсе? (Крокодилы не живут на северном полюсе.)

5.     Какого цвета волосы у колобка? (У колобка нет волос.)

6.     Кто громче мычит: петух или ко­рова? (Петух не мычит.)

7.     Как поймать тигра в клетку? (Тигров в клеточку не бывает.)

 

Кто кем становится.

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок -

Взрослая... (собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем).

Бык, могучий великан,

B детстве был... (теленком).

A кудрявый баран –

Маленьким... (ягненком).

Этот важный кот Пушок –

Маленьким... (котенком).

 А отважный петушок –

Крохотным... (цыпленком).

A из маленьких гусят

 Вырастают утки –

Специально для ребят –

Тех, кто любит шутки.

 

 Перепутаница.

Погляди-ка, y зайчонка

Меду полных два бочонка,

A y рыженькой y белки

Три морковки на тарелке.

A орешки - y бычка,

два дубовых сундучка.

A y Пети-петушка

Травки целых три мешка.

У мохнатых медвежат

B миске зернышки лежат.

 А у Журы-журавля

Три тарелки киселя.

A y Маши в кружке

Квакают лягушки.

Лягушонок скачет –

 Что же это значит?

Это значит,

Что все тут перепугано.

A теперь попробуй сам

 Все расставить по местам!

Небылицы

Как y нашего Мирона

На носу сидит ворона.

 A на дереве ежи

Строят гнезда из лапши.

На коня баран залез

И поехал прямо в лес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОДИНА

Словесная игра «Цепочка ассоци­аций».

Первый игрок говорит: « Роди­на. Следующий ассоциирует его со сло­вом «город» и т.д. Так выстраивается це­почка ассоциаций. Например, город, столица, Москва, Красная площадь, Кремль и т.д.

 

АРМИЯ

 

Логические задачи.

·        Шел зимой сол­дат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг ре­ка. Как ему перейти через реку? (Пешком по льду.)

·        У какой птицы на крыльях звез­ды? (У стальной, у самолета.)

 

Словесная игра «Родственники».

 Самолет (пушка, артиллерист, гимнас­терка, парашют) - родственник оду­ванчика, потому что....

 

ПРОФЕССИИ

Небылицы.

Кисточкой повар размешивает суп.

А ложкой художник рисует старый дуб.

Учительница в школе рубашки детям шьет.

Швея детишек учит и песенки поет.

 Старый добрый плотник лечит малы­шей,

А молоток и гвозди нужны лишь для врачей.

 

Словесная игра «Добавлялки».

Воспитатель, описывая объект, называ­ет несколько предметов, дети добавля­ют недостающие слова для завершения описания. Например: класс, учитель, парта. Что надо добавить, чтобы полу­чилась школа? (Ученик, тетрадь и т.д.)

Прилавок, продавец - магазин; врач, кабинет - больница; читальный зал, книги - библиотека; дети, гpyппa - дет­ский сад; кастрюли, повар - столовая.

Игра-беседа «Кем я буду и ка­ким?».

 Вопросы для беседы.

1.     Кем вы ста­нете, когда вырастите?

2.     Сколько профес­сий может освоить человек?

3.     Назовите « говорящие» профессии? (Пожарный, лекарь, учитель...)

4.     Зачем человеку нуж­на профессия? Какая профессия самая лучшая? Почему?

 

Прочитайте стихотво­рение.

Разные профессии.

Самолетом правит... (летчик).

Трактор водит... (тракторист).     

Электричку... (машинист).

Стены выкрасил... (маляр).

Доску выстрогал... (столяр).

В доме свет провел... (монтер).

В шахте трудится... (шахтер).

В жаркой кузнице... (кузнец).

Кто все знает... (молодец).

После прочтения стихотворения бе­седа может быть продолжена. Вопросы: человек, который не умеет рисовать, - может быть художником? Бывает ли, - что дворник не умеет подметать, прода­вец - считать, взвешивать?

 

ТРАНСПОРТ

Хитрые вопросы.

·        Когда человек может двигаться со скоростью машины? (Когда он едет в этой машине.)

·        По чему ездят машины? (IIo дороге.)

·        Автобус ехал в Красноярск, ему навстречу еще два автобуса. Сколько автобусов при­ ехало в Красноярск? (Один.)

 

Словесная игра «Родственники».

 Пожарная машина - родственница (ко­стра, лейки, многоэтажного дома, вра­ча, велосипеда), потому что...

 

Дидактическая игра «Поезд».

 По­требуются десять карточек (вагончики) c изображением разных предметов оди­накового размера. Играющие должны из них сложить «поезд», сцепляя « вагон­чики» причинно-следственными связя­ми. Например, мы скрепили вазу для цветов и поливальную машину, потому что и в вазу, и в поливальную машину наливают воду.

 

ШКОЛА, БИБЛИОТЕКА

Словесная игра «Доскажи сло­вечко».

B нем задания пишут на дом,

И стоят отметки рядом,

Мама смотрит каждый день,

Проверяет мой... Портфель? (Днев­ник,)

Был он длинным поначалу,

A теперь коротким стал

Рисовал, чертил немало

Деревянный мой... Пенал? (Карaндaш.)

 B школу он идет c утра,

 B портфеле все в порядке:

Ручки, книги и пенал.

 Кто это?.. Тетрадки? (Ученик.)

Дети буквы написали,

 Зазвенел звонок.

Веселятся Коля c Леной –

 Начинается... Урок? (Перемена.)

 

 Словесная игра «Без чего не быва­ет?». Дети должны выбрать то, без чего

не может существовать тот или иной объект.

Учитель - ученик, оценка, указка, журнал; школа - стол, книга, учитель, карандаш; пенал - школа, ручка, пap­та, дневник; дневник - обложка, класс, оценки, ластик; букварь - буквы, закладка, ученик, портфель; библиотека -книги, ручка, лампа, стол.

 

ЦВЕТЫ

Игра-беседа «Букет». Прочитайте стихотворение.

Захотел я маме

 Подарить букет.

 Вышел на полянку,

Сорвал ей первоцвет,

 Клевера пахучего

И крапиву жгучую,

 Ландыш, медуницу,

Вот мама удивится!

И красивый получился

У меня букет.

Как вам кажется, ребята,

 Рада мама или нет?

 

Вопросы для беседы.

1.     Каким цветам ма­ма обрадуется, а каким нет? Почему?

2.     Может ли мама огорчиться? Почему?

3.     Что произойдет с природой, если все дети подарят своим мамам букеты ве­сенних цветов?

4.     Могут ли все эти цветы расти на одной поляне?

 

НАСЕКОМЫЕ

 

Хитрые вопросы.

1.     По чему летают бабочки? (По небу.)

2.     Для чего пауку крылья? (У паука нет крыльев.) Кто вы­ше прыгает: муха или комар? (Эти насекомые не прыгают.)

3.     Кто быстрее лета­ет: муравей или кузнечик? (Эти насеко­мые не летают.)

 

Словесная игра «Родственни­ки».

Лампочка (свеча, кузнечик, сова) - родственница светлячка, потому что....

 

Игра «Что сначала, что потом». Предложите детям пары карти­нок или слов и попросите объяснить, что появилось сначала, а что потом: паутина - пayк; пчела - мед; муравей­ник - муравей; бабочка - куколка; ко­мар - личинка.

 

Путаница.

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Муха съела паука!

 А Алешенька-дружок

Комариный ел медок!

Ну а бабочки-подружки

Паутину ткут для мушки!

 Где здесь правда, а где нет?

Дайте мне скорей ответ!

 

ВРЕМЕНА ГОДА

 

Словесная игра «Это правда или нет?».

Теплая весна сейчас,

 Виноград созрел y нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

 A зимой среди ветвей:

«Га-га-га»- пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

 

Словесная игра «Концовки».

 Дети продолжают начатое воспитателем предложение.

Если осенью холоднее, чем летом, значит, летом... Если летом дни длиннее, чем зимой, значит, зимой... Если летний дождик теплее, чем осенний, значит, осенний дождик... Если летом солнце поднимается выше, чем зимой, значит, зимой... Если весной ветер холоднее, чем летом, значит, летом... Если летом птицы поют громче, чем осенью, зна­чит, осенью...

 

Словесная игра «Родственники».

Снежинка - родственница льда (дождя, росы, моря, града), потому что....

 

 Словесная игра «Доскажи сло­вечко».

Стала льдом вода и грязь,

Снег покрыл дома.

Это значит, началась

B городе... Весна? (Зима.)

Заботливые пчелки

B улей мед приносят.

Это значит, началась

 Золотая... Осень? (Лето.)

Одуванчик распустился,

Проросла трава.

Это значит, к нам пришла

Матушка-...Зима? (Весна.)

 Снег пушистый во дворе

 И на санках дети.

Это значит, к нам пришло

Ласковое... Лето? (Зима.)

 

Логические задачи.

1. Маша встала рано утром и выглянула в окно. На ули­це светило солнце. Машенька восклик­нула: «Мамочка, a ночью был сильный дождь!». Как она догадалась?

 2. Посмот­рел Ваня утром в окно и говорит: «А на улице, оказывается, очень сильный ве­тер. Нужно теплее одеваться». Как он догадался, что на улице сильный ве­тер?

 

Небылицы.

Я видел подснежник в осеннем лесу,

 Где заяц тащил по опушке лису,

 И волк за охотником крался.

Я слышал, охотник зубами стучал,

Я слышал, как он «Помогите!» кричал

 И громко от страха смеялся!

 Вчера я поехал пешком по дрова.

Под снегом вокруг зеленела трава.

Я из лесу дров не привез целый воз

И тер на жаре обмороженный нос.

 

РЫБЫ

 

Логические задачи.

Над рекой ле­тели два карася и одна щука. Сколько рыб летело над рекой? (Рыбы не лета­ют.)

 Как Иванушка-дурачок выполнил задание: переплыви реку и выйди из во­ды с ухой. (Сварил yхy и перепрыгнул с ней реку.)

Повезло опять Егорке!

У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведерке

И четыре пескаря.

Но смотрите: у ведерка

Появился хитрый кот.

 Сколько рыб домой Егорка

На уxy нам принесет?

 

 Небылицы.

Постарел усатый сом,

 Поселился под кустом.

 Из корзин у грибников

 Скушал он пяток грибков.

 

КОСМОС

 

Словесная игра «Доскажи сло­вечко».

Ночью по небу гуляю,

 Тускло землю освещаю.

Загляну к тебе в оконце,

Ты узнал меня? Я... Солнце? (Луна.)

Целый день возле окна

Светит яркая... Луна? (Солнце.)

Чтоб планеты все узнать,

Наш Сережа маленький

Космонавтом хочет стать

И летать... На шарике? (На ракете.)

Вышел он в открытый космос!

Ах, какой он молодец!

Изучает в небе звезды

Смелый, сильный... Продавец? (Кос­монавт.)

 

Словесная игра «Родственники».

 Космонавт (ракета, солнце, комета) - родственник(ца) снегиря, потому что....

 

ХЛЕБ

 

Логические задами.

·        Бублик разрезали на три части. Сколько сделали раз­резов? (Три.)

·        Батон разрезали на три ча­сти. Сколько сделали разрезов? (Два.)

·        Бабушка угостила Машеньку, Марусень­ку, Манечку пирожками. Сколько пи­рожков дала бабушка? (Один. Это имя одной девочки.)

·        По чему колобок убежал от бабушки? (По дороге.)

 

Словесная игра «Без чего не быва­ет?».

 Дети должны выбрать то, без чего не может существовать тот или иной объект.

Хлеб - пекарь, машина, сумка; батон - продавец, мука, булочка; печенье - покупатель, прилавок, тесто; торт - муха, крем, праздник; пекарь - человек, хaлaт, печь.

 

Папа-пекарь.

Папа мой - чудесный пекарь.

 Все, что хочешь, испечет!

Хочешь - булочку c изюмом,

Хочешь - яблочный пирог,

 Бублики, картину, торт.

Вот что папа мой испек!

 

СЕМЬЯ

Логические задачи.

·        Ты да я да мы c тобой, сколько нас всего? (Двое.)

·        Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какая фамилия y каждого из ребят, если Петя на два года старше Белова? (Петя Чернов и Миша Белов.)

·        Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько всех? (Трое.)

·         Две матери, две до­чери да бабушка с внучкой, а всего трое. Как же так? (Это бабушка, мама и доч­ка.)

·        У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)

 

 

Раз, два, три, четыре,

Кто живет у нас в квартире?

 Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я­

Вот и вся моя семья!

Сколько человек в семье? (Пять.)

У мамы есть кот Пушок, собака дру­жок и дочка Даша. Сколько детей у ма­мы? (Одна дочка.)

Я мою руки.

Мыло бывает разным-преразным:

Синим, зеленым, оранжевым,

                                        красным...

Но не пойму, отчего же всегда

Черной-пречерной бывает вода?

Дружная семья.

Дочка маму разбудила,

 Ей косички заплела,

Молоком ее поила,

Утром в садик отвела.

 Папа наш надел очки,

 Взял свои клубочки.

Для меня и для сестры

 Стал вязать носочки.

 Ну и дружная семья!

 Ничего не спутал я?