Игры и упражнения по развитию речи детей подготовительной к школе группы
Нарисуем портрет
ЦЕЛЬ: Формировать представление об описании и его структурных элементах; учить определять недостатки описания.
ХОД ИГРЫ: В гости к детям приходит Незнайка и просит нарисовать портрет своего друга. Дети спрашивают: «Какой он?» Незнайка описывает: «Моего друга зовут Сиропчик. Он очень хороший».
— Все ли понятно из описания Незнайки? Можно ли представить друга Незнайки, чтобы нарисовать его? Каких сведений не хватает? (Для точного портрета надо описать, какого роста Сиропчик, какого цвета его волосы, глаза, во что он одет.)
— Давайте нарисуем схему нашего описания. Это может быть солнце, а признаки и качества — это его лучи. Сколько признаков вы назовете, столько и будет лучей. Можно назвать и действия, которые выполняет ваш персонаж. Не все их можно нарисовать, но можно дать словесное рисование, т.е. описать не только, какой друг у Незнайки, но и рассказать, какой у него характер, чем он отличается от других
мальчиков и что он умеет делать. Если вы описали его внешний вид (рост, цвет глаз, предметы одежды) — это деловое описание. Если вы описываете его характер, сравниваете его
глаза с яркими звездочками или с васильками, то это уже художественное описание. В любом описании должны быть начало, середина и конец. Чтобы ваше описание стало образным, надо научиться подбирать сравнения и определения к
словам.
— Подберите сравнение к зимней елочке, представьте ее и скажите, на что она похожа? (На Снегурочку в белой шапочке и белой шубке.) На что похожи желтые листья? (На золотые кружочки, они плавают в воде, как золотые рыбки.) Не забывайте эти слова, когда будете сочинять сказки и рассказы про зиму или осень.
Выбери концовку рассказа
ЦЕЛЬ: Учить находить наиболее подходящую концовку для описательных рассказов — деловых и художественных.
ХОД ИГРЫ: Послушайте мое описание, скажите, о чем оно, какие признаки описываются в нем: «Ты в осеннем лесу. Стоишь среди деревьев, а они как бы роняют прощальные слезы. Красавица-рябина надела праздничные красные бусы». Если так закончить текст: «Эти плоды являются кормом для птиц». Будет ли такая концовка правильной? Как лучше закончить такое описание? Придумайте конец. А к какому тексту подойдет концовка, которую вам предложили?
Выбери начало
ЦЕЛЬ: Познакомить со структурой повествовательного текста, с первой частью — зачином и началом в сюжетных рассказах и сказках.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель читает детям рассказ М. Пришвина «Еж», опуская начало.
— Какой части не хватает в рассказе? Почему вы решили, что не было именно начала? Вспомните, как начинаются многие рассказы? (Как-то раз, однажды, дело было летом и т.п.) Как начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве и т.п.)
Воспитатель предлагает детям модель рассказа: поезд, состоящий из трех вагончиков — начала, середины, конца (все вагончики разного цвета). Дети выкладывают из них последовательность изложения. Затем читает короткий рассказ, где все части перепутаны местами: «Пришла мать и сказала: «Сядьте вместе». В субботу вечером у Кати и Вари была ванна. У них вышла ссора, кому первой принимать ванну».
Получился ли рассказ? Что надо сделать, чтобы он получился? (Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало, третье — середина, а первое — это конец рассказа).
— Определите место предложений в рассказе: «Захотелось зайцу, чтобы его боялись. С тех пор и начала Синичка с дятлами дружить. Однажды в солнечное утро вышел зайчик на прогулку. Да только лиса его и видела. Жила-была на
свете маленькая девочка».
Учимся рассуждать
ЦЕЛЬ: Подвести детей к составлению рассуждения и пониманию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает детям картинки-небылицы: летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы.
— Докажите, что в этих картинках нарисовано неправильно, что надо изменить. Используйте в своем доказательстве слова «во-первых», «во-вторых», чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.
Составь рассуждение
ЦЕЛЬ: Учить составлять рассуждение, располагать аргументы в определенной последовательности.
ХОД ИГРЫ: Составьте рассуждение на тему «Весна в этом году ранняя», используя для связи предложений слова «вот потому», «потому что», «в связи с этим».
—Кто может доказать, что зима не очень похожа на зиму.
—Послушайте рассказ: «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они
подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею и Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого в лесу не
нашел». Почему?
— Выберите любую тему, которую вы сможете доказать: «Почему старуха осталась у разбитого корыта». «Почему следует быть честным».
Составим разные рассказы
ЦЕЛЬ: Учить составлять схемы разных высказываний.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель напоминает детям, что описание обозначается кругом, разделенным на три части, повествование (сюжетный рассказ) — поездом, у которого вагончики разного цвета, а рассуждение — это знак вопроса из трех цветов (полукруг — зеленый, средняя часть красная и окончание — синяя точка). Начало каждого высказывания (верхняя часть круга, первый вагончик, верхняя часть знака вопроса) -— зеленого цвета, середина (центральная часть круга, второй вагончик, средняя часть знака вопроса) — красного, конец (нижняя часть круга, третий вагончик, точка в нижней части знака вопроса) — синего цвета.
Воспитатель делит детей на три команды (по три человека в каждой) и предлагает им послушать текст: «Вчера я был в лесу и видел там зайца. Он так меня испугался...» Первая команда детей составляет описание. Остальные дети слушают его и составляют у себя на столах модель описания, чтобы получился круг (если присутствуют все части описания).
Вторая команда составляет историю о том, что случилось с зайцем дальше. Дети, сидящие за столами, выкладывают поезд из вагончиков. Третьей команде предлагается составить рассуждение о том, почему заяц такой пугливый и всего боится. Сидящие за столами дети выкладывают знак вопроса из трех частей: верхней (зеленой), средней (красной) и точки (синей).
Затем воспитатель набирает новые три команды и дает новую тему — картину об осени. Одни дети составляют описание осени, другие придумывают историю о том, что случилось в осеннем лесу, а третья команда доказывает, что на картине изображена именно осень. Остальные дети выкладывают у себя на столах модель высказываний: описания, повествования и рассуждения. В конце занятия дети оценивают, какая команда лучше всех составила описание, повествование (историю), рассуждение.
Четвероногий друг
ЦЕЛЬ: Учить составлять рассказы разных типов (описание, повествование, рассуждение), используя разнообразные средства связи между частями высказывания.
ХОД ИГРЫ: Дети, под нашей дверью оказался щенок. Кажется, он потерялся. Чем можно ему помочь? Как найти его хозяина? Наверное, лучше всего написать объявление. Надо так хорошо описать щенка, чтобы хозяин его сразу узнал: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру.
Дети описывают щенка, выделяя его характерные особенности.
— Давайте представим такую ситуацию. Вы нашли на улице щенка, принесли его домой и просите маму разрешить оставить его у вас дома. А мама никак не хочет. Попробуйте доказать ей, что собака — самый верный друг человека, что этот щенок вам просто необходим.
Воспитатель берет на себя роль мамы и опровергает аргументы детей своими доводами: «У меня и так хватает забот. Кто с ним будет гулять, нас целый день нет дома. Чем мы будем его кормить? Он порвет обои, будет грызть мебель...»
Дети пытаются опровергнуть доводы воспитателя и привести аргументы в защиту своего мнения.
—Хорошо, вы меня убедили. Щенок радуется вместе с вами и хочет узнать, где он будет жить. (В будке, конуре.) Мы сможем построить конуру по точкам на листе бумаги, называя слова-действия. Что умеют делать собаки? Кто называет слово, тот и соединяет точки по порядку.
—Посмотрите, щенок порвал книгу, ее невозможно прочитать. Давайте поможем восстановить текст рассказа. Я прочитаю
начало, а вы будете продолжать и заканчивать: «Однажды Миша пошел гулять. Вдруг он услышал, что кто-то под кустом жалобно пищит. Миша заглянул туда и увидел совсем маленького
щеночка. Он был такой крошечный. Мише стало жаль щенка, он взял его на руки, прижал к себе и решил отнести домой».
Одни дети придумывают продолжение и окончание рассказа, а другие выкладывают на столах модель рассказа, чтобы получилось три части: начало, середина, конец.
—Давайте закончим фразу, которую я начну, чтобы получилось складно: «Мы на улицу пошли ... (и щеночка там нашли)». «Наш щеночек маленький ... (грелся на завалинке)». «Ты, собачка, где гуляла? (Детям косточки искала.)» «Мы с собачкою гуляли ... (ничего не потеряли)».
- Миша подружился со щенком, так что про них можно было сказать «водой не разольешь». Как вы понимаете это
выражение? Можно ли его использовать в рассказах? В каких?
Ждем гостей
ЦЕЛЬ: Учить описывать предметы посуды, опираясь на характерные признаки.
ХОД ИГРЫ: Дети, послушайте, какое письмо нам написали из другого детского сада: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам Маша и Ойка. Посмотрите Ойкины рисунки, она рисовала посуду, но что-то у нее не получилось. Помогите ей. До свидания!»
—Посмотрите рисунки и скажите, чего не хватает (чашка без ручки, чайник без носика, нож без лезвия, ложка без ручки).
—К нам придут гости. Как будем накрывать стол? В чем будем подавать сахар? Конфеты? Соль? Масло? Хлеб? Салфетки? Из чего будем кормить и поить гостей? Где можно приобрести посуду?
—Я предлагаю сходить в магазин «Посуда» и приобрести все необходимое. Только сначала уточним, что из чего сделано. Кто быстро и правильно ответит, тот и пойдет в магазин.
У меня в руках мяч. Кому я его кину и назову предмет, тот должен ответить, из какого материала этот предмет сделан.
В магазине воспитатель берет на себя роль продавца и говорит: «Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в магазин. Как вы думаете, какая посуда у нас продается? Какие бывают тарелки? (Глубокие и мелкие.) Чашки и блюдца? (Фарфоровые.) Вилки и ножи? (Стальные.) Ложки? (Столовые и чайные, металлические и деревянные.)
— Продам все, что пожелаете, да не за деньги, а за уменье. За уменье рассказать о том, что будете покупать. Опишите форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет. Для чего он нужен вам? Лишь тогда его продам!
— И еще одно условие. Описывая предмет, не называйте его, пусть другие дети догадаются, что вы хотите купить.
— Прежде чем сервировать стол, выполните еще одно задание. Возьмите листочки бумаги, на них нарисовано по два предмета посуды. Вы должны раскрасить их. Если про этот предмет можно сказать, какой он (например, нож), вы за
красьте его синим карандашом, если можно сказать, какая (например, ложка), — закрасьте красным цветом, а если можно сказать, какое (блюдце), — возьмите зеленый карандаш.
Воспитатель дает детям листочки бумаги с контурами предметов посуды: ножа и ложки, ведра и кастрюли, чашки и блюдца, вилки и ложки и т.д. После рисования дети сервируют стол, приглашают гостей к столу.