ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ПМПК.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ДЛЯ ПМПК.
1. Речевая среда и социальные условия :
• Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).
· Недостатки речи у близких.
· 2- язычие.
· Наследственные заболевания:
· Уровень родителей низкий.
· Процесс воспитания под контролем или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания.
· Не уделяется достаточного внимания внешнему виду.
· Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не
опрятно одет, небрежно одевается, «грязнуля»).
· Родители не интересуются жизнью класса.
2.Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости ) :
· Плохо развита мелкая моторика рук.
· Нарушений ручной моторики не наблюдается.
· Предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой)
· Ведущими являются правая рука, правая нога, правый глаз.
· Пробы Хэда выполняет правильно; с единичными ошибками, медленно.
· Оптико-кинестетическая организация движений сформирована; недостаточно сформирована: движения выполняет с ошибками, замедленно.
· При выполнении упражнений на динамическую организацию движений также наблюдаются неточности (синхронные движения пальцев правой и левой руки).
3.Общая моторика:
· Нарушения переключаемости движений (не своевременная, задержанная).
· Появляются сопутствующие движения.
· Нарушения координации- движения выполнены не одновременно, неточно.
· Отмечается общая заторможенность движений.
· Характерное двигательное беспокойство.
· Медлителенн в движениях.
· Нарушена общая координация. Неуклюжий.
4. Артикуляционный аппарат :
• Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без
аномалий.
· Строение лица не нарушено (нарушено)
· Тонус мышц лица сохранный или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)
· Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена, нарушена
( тремор подбородка, гипомимия, гиперкинезы ).
· Строение губ нормальное или отклонения ( массивные губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов)
· Тонус губ не нарушен или нарушен ( гипертонус, гипотония, дистония )
· Подвижность губ не нарушена или нарушена –
( малоподвижные, излишне подвижные )
· Строение зубов нормальное ; нарушения - крупные, мелкие, редкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, с большими промежутками, отсутствие резцов (нижних, верхних); наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда.
· Подъязычная связка укорочена
· Прикус правильный ; нарушен – передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.
· Строение твердого нёба не нарушено
· Строение мягкого нёба и подвижность не нарушено
· Строение языка не нарушено .
Отмечаются нарушения – толстый, маленький, массивный, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка.
· Мышечный тонус языка в норме; нарушен – спастичность, гипотония, дистония.
Подвижность языка не нарушена ; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка ( вправо, влево ); язык не выводится из полости рта, объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка. Саливация.
• Речевая моторика развита достаточно; в пределах нормы; недостаточно. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Движения замедленные. Не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация движений языка и губ. Незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка. Объем движений языка полный; неполный. Тонус нормальный; вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Замен движений, синкенезий не наблюдается. Синкенезии, замены движений отмечаются.
5. Устная речь.
Общее звучание речи:
· Невнятная (чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих).
· Ритм нормальный. Излишне растянута.
· Темп речи замедленный (быстрый).
· Выразительная.
· Не торопливая (чрезмерно быстрая).
· Малоразговорчив.
· Паузы и ударения употребляет правильно.
· Говорит односложно.
· Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматическойой стороны речи (аграмматизм).
· Интонационно маловыразительная (или дифференцированная). Основные виды интонации употребляет правильно.
· Разборчивость речи не нарушена.
· Несколько снижена разборчивость речи.
· Наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста.
· Словесное ударение употребляет правильно.
· Логическое ударение отсутствует.
· Паузы в речи использует излишне часто.
· Голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный.
( Голос (нормальной громкости / громкий/ тихий / затухающий / глухой / звонкий /монотонный, слабо-модулированный / модулированный.)
• Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный (4-5 слов).
6. Понимание речи:
· Затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.
· Речь окружающих понимает в соответствии с уровнем своего интеллекта.
· Состояние биологического слуха по данным медицинской карты в норме.
· Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняет действия по речевой инструкции.
7. Словарный запас:
· Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.
· Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.)
· Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.
· Недостаточен объём знаний об окружающем мире.
· Знаком с редкоупотребляемой лексикой.
· Несформированны отношения антонимии и синонимии.
· Низкий уровень практических обобщений.
· Трудности понимания и употребления лексики.
8. Грамматический строй речи:
а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.
б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.
в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.
г) Грубые нарушения.
· В речи использует преимущественно простые распространённые предложения. В редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения.
· Составляет предложения по опорным словам.
· Сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы- а, но, и ).
· Сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому).
· Ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
· Наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прил. с сущ.(У девочки красная платье)
· Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (На деревьев пожелтели листья.)
· Отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце )
· Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок).
· Неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных
· Соответствует особенностям развития его умственного развития; детей младшего школьного возраста.
· Понимает и употребляет предлоги.
· Использует приставки при образовании сущ. и гл.
· Общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка.
· примитивность синтаксических конструкций.
Виды нарушений:
1. изменение существительных по падежам;
2. согласование существительных с числительными 1,2,5.
3. образование множественного числа существительных,
4. образование прилагательных от существительных,
5. образование приставочных глаголов;
6. понимание предложно-падежных конструкций (другие)
11. Фонематическое восприятие (не нарушено/нарушено), звуковой анализ и синтез:
· нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез).
· Дифференциация звуков не нарушена. Неустойчивый навык. Единичные или множественные ошибки. Невозможность выполнения заданий.
· Правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки или неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот- кит).
· При воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки.
· Затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).
· Способность выделить звук на фоне слова сформирована. Определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки. Допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.
· Способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована. Допускал многочисленные ошибки (в слове КОЗА звук «З» слышится перед звуком «К»)
· Наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
· Фонематический синтез сформирован. Правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков(р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, паста, ворона).
· Фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы. Придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки в названии которых 5 звуков. Однако сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков.
10. Состояние языкового анализа и синтеза
Правильно/неправильно определяет последовательность и количество слов в предложениях с предлогами: «Катя идет гулять» (2). «На столе лежит книга» (3). «Дети катаются на коньках» (5). «Летом бывает очень жарко» (3) и т.п.
Допускал ошибки при определении последовательности слов в предложении. В предложении «на столе стояла синяя ваза» слово «ваза» стоит после слова «столе» и т.п.
Синтез не нарушен. Правильно составляет из последовательно заданных слов предложения.
11. Состояние звукопроизношения
· Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный ротацизм/
боковой сигматизм шипящих/ увулярный ротацизм.
· В настоящее время нарушений звукопроизношения не отмечается. Звукопроизношение не нарушено.
· Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм.
12. Звуко-слоговая структура речи:
· Сохранна. Нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют. В спонтанной речи звукослоговая структура слова не нарушена.
· Правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры.
· Невозможность воспроизведения слов.
· Нарушение во фразовой речи; переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски, повторения.
· Допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов).
Произношение слов сложного слогового состава.
1. сокращение групп согласных: ( +/ - )
2. Прекращение звучания согласного на конце слова: ( +/ - )
3. Опускание начального согласного звука: ( +/ - )
4. добавление лишнего согласного в слог: ( +/ - )
5. перестановка звуков в слове: ( +/ -)
6. уподобление слога: ( +/ - )
7. сокращение числа слогов: ( +/ - )
8. добавление числа слогов: ( +/ - )
13. Состояние зрительной функции
1) Состояние биологического зрения по данным медицинской карты в норме.
2) Состояние высших зрительно-пространственных функций:
а) схема тела сформирована;
б) правильно определяет расположение предметов (справа или слева);
в) не все пробы Хэда выполнил правильно (трудности в определении правых и
левых частей тела сидящего напротив человека);
г) правильно составил картинки разрезанные на 6-8 частей, начиная с 8
допускал единичные ошибки;
д) конструирование фигур из палочек по образцу не нарушено. Затруднено
конструирование и реконструирование геометрических фигур по
представлению. По словесной инструкции не справился со многими
заданиями.
3) Состояние речезрительных функций (по альбому оптических и зрительных
проб): все печатные и рукописные буквы называет правильно.
Узнает заштрихованные, наложенные друг на друга, недописанные,
написанные зеркально и пунктиром буквы, графически сходные буквы.
Конструирование букв выполняет в целом правильно, допускает лишь
единичные ошибки.
Допускает ошибки в реконструировании букв из элементов.
Нарушены представления о структуре зрительного образа рукописных букв (не может устно объяснить из каких элементов состоит буква «в», чем отличаются «т» и «п».
14. Рассказ по серии сюжетных картинок
Критерий смысловой целостности
· Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности. |
· Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев. |
· Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен. |
· Отсутствует описание ситуации. |
2)Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.
Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств. |
Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление. |
Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств. |
Рассказ не оформлен. |
15. Пересказ прослушанного текста
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся, и горошины весело выкатились мальчику на ладонь. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
1) Критерии смысловой целостности.
Воспроизведены все смысловые звенья |
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями |
Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации. |
Невыполнение. |
2) Критерии лексико-грамматического оформления
Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм. |
Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены. |
Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов. |
Пересказ недоступен. |
3) Критерии самостоятельности выполнения.
Самостоятельный пересказ после первого предъявления. |
Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения. |
Пересказ по вопросам. |
Даже по вопросам пересказ недоступен. |
16. Характеристика чтения.
1. Техника чтения:
· Побуквенное
· Послоговое
· Соответствует / не соответствует возрасту
· Автоматизированное / неавтоматизированное
2. Дыхание при чтении:
· Правильное /неправильное
· С интонациями
· Нарушение ритма дыхания.
3. Выразительность.
· Монотонное / выразительное.
4. Понимание прочитанного.
В полном объёме /затруднено.
14. Характеристика письма.
· Отсутствие орфографических ошибок.
· При списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные).
· В диктантах и изложениях многочисленные ошибки.
· Графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы. Сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки. Трудности в удержании строки. Постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, раздельное написание букв внутри слова. Трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н), замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных. Устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, Э, С. Замены букв У – Ч, д-б,д-в.
· Невозможность создания навыка идеограммного письма («клоссная робота», «упрожнение», «кено» вместо «кино»).
· Специфические ошибки: персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов; антиципации (предвосхищение) букв, например, «покловок» - поплавок; контаминации (слипание) слов. Отсутствие выделения начала предложения. Пропуск и замена гласных, в том числе ударных. Нарушение порядка букв. Тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» - «ручьи»)
Трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно; позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.
· Орфографические ошибки
· Умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).
· Темп письма медленный.
Заключения:
· Первое полугодие 1 класса: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.
· Второе полугодие первого класса или начало 2 класса: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.
· Второе полугодие 2 года обучения – дисграфия.
Третий год обучения – дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.
Заключение для ЗПР :
· (1 КЛ.) Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР ( ФФН,ФН).
· Темп плавности судорожного (несуд.) характера.
· ( 2-3 кл) Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.
· ( перекомиссия) Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.
· Логопедическое заключение может быть:
· ФНР,
· ФФНР,
· ОНР-3,
· НВОНР,
· ЛГНР,
· звукопроизношение в норме, речь в пределах возрастной нормы.
Рекомендации:
на основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.
Направления лого-коррекционной работы, рекомендуемые на основании диагностического логопедического обследования.
( подчеркнуть направления, проводимые в течение коррекционного курса; кружком обвести все необходимые для пациента направления работы).
1.Развитие слухового восприятия.
5. Развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость;
определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов с заданной фонемой.
3.Развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.
4..Стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.
5. Работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).
6. Коррекция звукопроизношения:_____________________________
7. Воспитание кинестезий, необходимых для речи.
8. Развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).
9.Развитие грамматического строя речи.
10. Развитие понимания речи.
11. Развитие слухо-зрительного внимания.
12.Развитие памяти ( слухоречевой, зрительной).
13. Формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).
14. Формирование элементарных математических представлений.
15. Развитие крупной /мелкой моторики.
Комментарии
Сейчас уже такое
Сейчас уже такое представление не заполняется, но бумаг прибавилось... Интересно, в каждом регионе свой пакет документов или он более-менее единый везде?