Формирование представлений о Родине у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Формирование представлений о Родине у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Нездоровина Т.В.
Развитие ребёнка – ключевая задача современного образования. Не является лишней в развитии роль педагогов, так как они, в основном, воспитатели. В тоже время именно на развитие, по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»[3], направлено воспитание.
Важнейшим средством развития является деятельность, но это не только деятельность педагога – профессионального воспитателя, это также деятельность самого ребёнка: игровая, познавательная, творческая [4].
Сегодня, когда идёт поиск новых форм, методов и приёмов, особым образом выделяется проектная деятельность, по мнению многих, достаточно эффективное явление. Проектная деятельность в силу некоторой своей универсальности может использоваться как в тесной связи с уже указанными видами деятельности, так и быть относительно независимой формой активности.
Сфера использования проектной деятельности весьма широка: начавшись с проектирования в архитектуре, получила широкое распространение в бизнесе и в настоящее время достаточно продуктивно осваивает пространство образования. Её активно используют во всех направлениях развития ребёнка: социально - коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом, физическим педагоги всех уровней образования [4]. В силу известных современных реалий особую актуальность приобретает патриотическое направление развития, в дошкольном возрасте могущее быть представленным как формирование представлений дошкольников о Родине: о семье, о родном крае, об Отечестве.
В то же время не совсем понятно, как осуществляется организация проектной деятельности дошкольников, каковы психологические основы данной деятельности. Несмотря на кажущуюся очевидность педагогической сущности проектной деятельности, недостаточно ясна она как средство развития и воспитания. Отсутствует система патриотического воспитания дошкольников как формирования представлений о Родине посредством проектной деятельности, не говоря уже о реализации подобной системы.
На основе изучения литературы было решено, что проектная деятельность есть не что иное, как совместная деятельность взрослых и детей, носящая субъект-субъект-объектный, целенаправленный и поэтапный характер. Другими словами, и взрослые, и дети являются активными субъектами образовательной деятельности и почти равноправными по своей субъектности. Дошкольники способны пусть частично, с помощью педагогов осознать ситуацию и поставить образовательную цель, выбрать сферу и объект целенаправленной деятельности, предложить свои пути достижения цели, вплоть до этапов [1,3]. Это отличает проектную деятельность от игровой деятельности, где многое условно и от познавательной, где предмет деятельности находится за пределами детского сознания.
Нами была предпринята подобная попытка. Для более ясного и чёткого понимания ситуации авторы обобщаемого опыта обратились к наблюдениям на основе диагностической технологии М. Ю. Новицкой и соавторов [2].
Было выявлено, что не все дошкольники – только 39 % – 10 человек имели чёткие представления о своей семье, только 23% детей – о своём родном городе и крае и всего лишь 12% (3 человека) – о своём Отечестве. Именно для обеспечения положительной динамики в процессе формирования представлений о Родине у детей дошкольного возраста была выбрана проектная деятельность.
Были изучили различные подходы к составу проектной деятельности и на их основе приняли для использования структуру проекта, образно называемую «пять П»: проблема, поиск информации, планирование, продукт, презентация. Взяли за основу деятельности названные элементы как этапы работы над проектом, осознали сами и помогли детям и родителям осознать, что главное – это результат как предметный, так и образовательный. Осуществлено же это было на основе положения, что продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка-дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным. Вся работа представляла собой долгосрочный проект «Наша родина – Россия», предусмотренный на три года: от средней группы до подготовительной. Данный проект, в свою очередь, включил в себя подпроекты: «Моя семья» (средняя группа), «Мой родной край» (старшая группа), «Наше Отечество – Россия» (подготовительная группа). Была разработано долгосрочное планирование, где мероприятия были расписаны по вышеуказанным элементам проектов. Использовались как традиционные формы проведения мероприятий (конкурсы детского творчества), так и инновационные (фестивали, квест-игра и др.).
Итоговая диагностика развития у детей знаний о своей семье, родном крае, Отечестве показала положительную динамику. Показатели сформированности представлений у дошкольников повысились: о своей семье с 39% до 100%, о родном крае с 23% до 96%, об Отечестве до 96%, будучи изначально равным всего лишь 12 %.
Эффективность использования проектной деятельности подтвердилась.
Библиографический список:
1. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 64 с.
2. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе. М.: Дрофа, 2010. – 160 с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега-Л», 2014. – 135 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. // Электронный ресурс. Режим доступа: http:// http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html