Влияние устного народного творчества на формирование речи у детей раннего возраста
Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Потребности ребенка, его темперамент, эмоции, любознательность – все психические процессы личности проявляются в речи. Процесс развития речи у детей раннего возраста неразрывно связан с возникновением и формированием у них мышления. Речь является важным звеном, позволяющем детям осознать себя в этом мире и соотнести себя с окружающими. Слушание и понимание устных сообщений становятся важным приобретением ребенка, позволяющее использовать речь как основное средство познания действительности.[2]
Важным условием усвоения речи и овладения языком, является необходимость общения со взрослыми. Поэтому родителям так важно с первых лет жизни уделять как можно больше внимания правильному построению общения со своим ребенком.
Раннее детство – это сензитивный период усвоения грамматического строя родного языка. К концу раннего возраста дети могут хорошо согласовывать слова в предложении, выполнять предметные действия по инструкции взрослого, а так же активно слушают сказки, стихи, потешки, песенки. [1]
На втором году жизни следует расширить знакомство малыша с художественным материалом, добавив движения. Пальчиковые игры в сопровождении стихов и песенок помогают детям понимать смысл услышанного, улавливать ритм и темп речи. Наряду с пестушками и потешками полезно читать детям стихи, где присутствует персонаж, с которым происходит какое-либо действие.
К третьему году жизни речь ребёнка является основным средством его общения и с взрослым, и с детьми.
Главной особенностью этого возраста становится осознанное понимание речи окружающих. Ребенок уже может рассуждать о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Ему не составляет труда внимательно рассматривать картинки, не отвлекаясь, слушать чтение книги.
Развитие речи обязательно сопровождается эмоциональными впечатлениями ребенка от знакомства с окружающим миром. Родной язык – это благодатная и естественная почва для развития мыслительных способностей человека, способствующая расширению его культуры. Об этом не стоит забывать и педагогам, и родителям. Непроизвольно увлекаясь потешками, присказками, детский ум быстро привыкает к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений, узнает, что такое истинно народный язык, знакомится с меткими выражениями и художественно верными описаниями природы и явлениями окружающей жизни.[3]
Ребенок раннего возраста всегда эмоционально откликается на потешки, попевки. Они занимают важное место в жизни малыша. Вслушиваясь в слова потешек, следуя за ритмом, дети хлопают в ладоши, приплясывают, двигаются в такт произносимому тексту. Это забавляет малыша, а главное помогает организации его поведения.
При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.
К сожалению, многие родители не всегда находят время для развивающих занятий с детьми. Поэтому, в дальнейшем у ребенка появляются проблемы с речью.
Планомерные и систематические занятия с детьми, взаимодействие родителей и педагогов могут уже на раннем этапе предотвратить будущие проблемы с развитием речи детей.
Использование педагогами, родителями русского фольклора: потешек, стихов, песенок, сказок, существенно влияют на становление правильной речи в раннем возрасте.
Потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Сказки так же играют важную роль в мире ребенка. Слушая сказку или рассказы, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Благодаря сказкам происходит значительное пополнение словарного запаса ребенка, что так же способствует развитию речи.
Таким образом, фольклор является неотъемлемой частью развития речи ребенка. Обращение к устному народному творчеству в раннем детстве, так же необходимо как использование современных методик.
Литература:
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во «Эксмо», 2006.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. – М.: Академия, 2004.
3. Евсюкова А. Н. Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте //Фестиваль педагогических идей, 2006.