План самообразования на 2012-2016 учебный год

Мухина Мария Евгеньевна

План самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_0.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 281 г. Казань

План  по самообразованию на тему

«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

(2012-2016 уч. г.)

                                                                                                                                                     

Воспитатель: Мухина М.Е.

Тема:  Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Актуальность темы:  

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

     Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.

     Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

     Список литературы 

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

  1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

  1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

По данной теме  с  2010 года мной пройдены следующие этапы самообразования:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2012 г.

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

Октябрь

2012  г.

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

2012 г.

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.»

Январь

2013 г.

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.  

Анкетирование родителей и воспитателей.

Февраль

2013 г.

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Март

2013 г.

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Апрель

2013 г.

Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж

Описание приемов и методов,их использование на занятиях

Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности

Май

2013 г.

«Что? Зачем? Почему?»

Изучение метода игового проблемного обучения

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

Сентябрь 2013 г.

Изучение методики Л.А, Венгера

Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка

Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования

Октябрь-ноябрь  2013 г.

«Круглый стол»

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе

Консультация для педагогов на тему «Использование изученных инновационных технологий в образовательных областях»

Декабрь 2013 г.

«Шаг за шагом»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Январь

2014 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей

Февраль

2014 г.

Интернет-обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

Март

2014 г.

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Апрель 2014 г.

Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности

Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач

Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ

Сентябрь

2015 г.

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Беседа, рассуждение, умозаключение

Октябрь-декабрь

2015 г.

Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка»

Подборка материалов

Доклад на педагогическом совете «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

Январь -февраль

2016 г.

«Проект как метод обучения»

Изучение структуры создания проекта

Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Март-май

2016 г.

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее