Особенности построения РППС в условиях реализации ФГОС

Лепская Ирина Александровна

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при построении РППС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_pprs.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Письменный отчет об особенностях развивающей предметно- пространственной среды помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО, составленный воспитателем Лепской И.А.

   

         

 Вопрос организации предметно-пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта.

      Требования ФГОС направлены на формирование активности детей, как умственной, так и двигательной, с помощью которых ребёнок становится организатором и творцом своего собственного окружения. Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы достаточно разнообразна, трансформирована, полифункциональная, вариативна и конечно же доступна и безопасна.

      Оборудование в группе распределено по центрам развития. Центры содержательны, насыщены, соответствуют возрастным особенностям и содержанию программы.

   

  В своей группе я создала следующие Центры развития:

      Игровой центр, который оснащён необходимой игровой мебелью для развёртывания сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»,  «Автопарк».  Необходимую  атрибутику, для обеспечения сюжета  игры с детьми, в основном я изготавливаю своими руками или с помощью родителей. Так совместно с родителями мы пошили комплекты белья для кроваток и люлек, скатерти, связали салфетки для кухонного набора, пошили накидку на маленький стульчик с имитацией кухонной плиты и наш стульчик стал многофункциональным.  Детский мягкий уголок в группе не имеет четко закрепленного места и по желанию детей, и в зависимости от задач организованной деятельности переставляется в разные места группы. Так же дети свободно переставляют столик для чаепития и детские кресла в зависимости от сюжета ролевой.  В уголке парикмахера и кухонном уголке применяются емкости разного назначения и свойства для развития сенсорных и тактильных ощущений детей . Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе и  природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности позволяет детям использовать их, в качестве предметов-заместителей в детской игре.

       Центре  « Безопасности»,  в этом центре у меня  находятся как приобретенные в магазине игры и атрибуты, так и изготовленные своими руками и руками родителей  например, макет улицы с дорожными знаками, мы изготовили совместно с папами, накидку на стулья с имитацией машины сшила нам мастерица мама, имеющиеся атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Спасатели», «Скорая помощь» и др. мне также помогали изготовить и приобрести наши активные мамочки. Серии картинок на тему: «Один  дома», «Грибы», «Пожарные» мы изготовили вместе с детьми. Хорошим спросом у детей пользуются разнообразные дидактические игры: «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Черный ящик», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Найди пару», многие из этих игр тоже сделаны своими руками.

      Все материалы доступны, расположены на уровне глаз детей, чем и реализуется доступность среды.

      Гендерный подход в организации игрового пространства обеспечивается набором различных игр и игрушек для девочек и мальчиков. С этой целью создан центр «Я строитель»,  в котором в достаточном количестве имеются разнообразные конструкторы, кубики, домики, изготовленные моими руками  и руками родителей из различных коробок. В этом центре я практикую сменяемость игрового материала и появление новых предметов стимулирующих игровую активность детей и тем самым реализую вариативность предметно - пространственной среды.

      В игровом центре «Я познаю мир» имеются в достаточном количестве игры, дидактические пособия, направленные на развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста, развитие детской любознательности. Многие пособия и игры здесь тоже сделаны своими руками. Игры меняются в зависимости от смены времён года, темы недели. В этом центре также реализуется принцип вариативности.

        Имеется в группе и  центр «Речевого развития», в котором содержаться дидактические игры и пособия соответствующего содержания (например, лото «В мире животных», домино «Ягоды и фрукты» и т.д.), пазлы, изготовленные мною  разрезные картинки, картинки для рассказывания и альбомы по разным темам: «Профессии», «Мебель», «Растения», «Грибы» и прочее. Все игры, пособия и игрушки находятся в свободном доступе для детей. Таким образом, в этом центре реализуется принцип доступности .

       Прекрасным дополнением к речевому центру служит центр «Театр и я». Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширма,  маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, куклы для кукольного театра, перчаточный театр. В этом году с помощью родителей был сшит пальчиковый театр, а вместе с ребятами сделали фигурки для теневого и бумажного театра. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках. 

       Имеется в группе и очень интересный  центр «Любимая книга», в котором  собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного рассматривания , иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров. Центр «Любимая книга» постоянно обновляется, чем обеспечивает реализацию принципа  вариативности предметно-развивающей среды.

     Для развития творческой активности детей в группе создан центр «Детского творчества» В нем размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Такое  оборудование, необходимое для детской изобразительной деятельности как трафареты глина, шаблоны, тычки, наборы разных фигурок из картона , так же я стараюсь изготовить сама, природный материал для поделок пополняется постоянно родителями и детьми.

     Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.

В связи с этим я создала и оборудовала  центр « Детского экспериментирования», который соединен у нас с центром «Экологии». Часть оборудования постоянная, часть – меняется в зависимости от содержания опытов и тех тем, над которыми мы работаем. Таким образом в этом центре реализуется принцип вариативности.  В нашей лаборатории имеется разнообразное оборудование: увеличительные стёкла, лупа, компасы, бинокль; измерительные приборы и т.д. В уголке природы представлены разнообразные комнатные растения ,  имеется  также «огород на окошке» (посадки лука, рассады, проращивание пшеницы. Инструменты по уходу за этими растениями:  палочки для рыхления, лопатки, маленькие грабельки мы изготовили совместно с родителями . Помимо комнатных растений и оборудования для детского экспериментирования, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картинок изготовленные мною совместно с детьми  типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала собранные детьми и их родителями, муляжей овощей и фруктов, животных выполненные мною в технике папье-маше.  Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

       С целью удовлетворения потребности детей в движении, центральное место в группе занимает центр «Я здоров», в котором находятся как приобретённые оборудование и дидактические пособия, так и изготовленные своими руками. Все  оборудование и пособия подобраны с учетом программных задач и возрастных особенностей развития детей  учтена многовариативность, трансформированнось.  Имеются пособия для корригирующей гимнастики, пособия для профилактики различных заболеваний (например, массажные коврики в качестве профилактики плоскостопия). Имеются картотека пальчиковых игр, гимнастики для глаз, картотека для организации физминуток  во время организованной образовательной  деятельности с детьми. 

       И конечно же, у нас в группе, создан центр «Нравственно-патриотического воспитания» в котором, помещена государственная символика России, города Краснодара, ст. Калининской. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России. Помещены книги о краснодарском крае. В феврале мы с детьми в этом центре создали мини-музей «Военная техника», цель которого познакомить детей с разновидностью военной техники.

        Все центры в группе не определены жестко и допускают трансформацию. Расположение оборудования в группе таково, чтобы не вызывать затруднения детей в доступе к материалу для самостоятельной игры, что не препятствует инициативе детей.

Большую часть времени в течение теплого времени года дети моей группы проводят на свежем воздухе. Я стараюсь наполнить яркими впечатлениями и радостными переживаниями пребывание детей в детском саду. Поэтому создала на игровой площадке участка такую предметно-развивающую среду, которая позволяет обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка, создаёт возможность для выбора самостоятельной индивидуальной деятельности, укрепить физическое здоровье. Дети на своём участке чувствуют себя полноценными владельцами пространства, становятся творцами своего окружения, своего я.

           Таким образом, предметно-развивающая среда в моей группе и на участке служит интересам и потребностям каждого ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает "зону ближайшего развития", побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

12.02.2016г.

Воспитатель:                                                            ___________ Л.И. Другай

Заведующий МАДОУ д/с №6                                 ___________А.А. Булатова