интеграция изобразительного искусства с различными видами детской деятельности
Уважаемые коллеги, предлагаю обсудить проблему, или проще сказать, пути реализации и применения интеграции изобразительного искусства с различными видами детской деятельности и возможности сочетания этой интеграции в развитии дошкольников как на занятиях, так и в свободной деятельности. Как Вы считаете, возможно ли сочетание рисования с математикой или обучением грамоте в детском саду и каким образом это можно сочетать?
Для начала обсуждения предлагаю Вам конспект занятия, которое было разработано совместно с воспитателем и проведено с детьми. В нем интегрируется познавательное развитие с художественно-эстетическим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vestniki_vesny.docx | 12.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность с детьми старшей группы «Вестники весны»
Цель: Закрепить представления детей о зимующих и перелетных птицах.
Задачи: - Развивать речевую активность дошкольников.
Закрепить умение делить слова на слоги.
Познакомить со скворечником.
Развивать речь, мышление, навыки изобразительной деятельности.
Оборудование: проектор, экран, аудиозаписи «Пение птиц», картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, импровизированное дерево с прищепками, материалы для изобразительной деятельности (краски, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, пастель, кисти, баночки с водой, салфетки)
Ход мероприятия.
1. Мотивационный момент.
Слышен птичий гомон.
Воспитатель обращает внимание на шум вокруг.
Вы слышите ребята? Что это за шум? Да, да это птичий гомон и щебет так громко слышен, но почему? (обращает внимание детей на стол, где разложены картинки зимующих и перелетных птиц) … Я, кажется, догадываюсь: птички радуются тому, что наступила весна, они встретились после долгой зимы, радуются друг другу, рассказывают новости.
2. Актуализация полученных ранее знаний.
Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»
Ой, ребятки, по-моему, они и нам хотят что-то сказать. Только чтобы нам понять, надо помочь поделить птиц на тех, кто прилетел с юга (перелетных) и тех, кто с нами оставался зимой (зимующих). Возьмите себе по одной птичке, вспомните, как называется ваша птичка, зимующая она или перелетная и встаньте возле деревца: со стороны, где снежинка те дети, у которых в руках зимующая птичка, со стороны солнышка те, у кого - перелетная.
(Дети выполняют задание, воспитатель помогает и тоже берет себе птицу).
Давайте проверим? Команда зимующих птиц назовите своих пернатых друзей.
Дети по очереди называют птиц, воспитатель спрашивает у другой команды: Вы согласны, что все эти птицы — зимующие? А теперь перелетные птички? Все правильно?
(Дети с воспитателем проверяют друг друга, воспитатель хвалит детей).
Дидактическая игра «Посади птичку на ветку»
А теперь давайте рассадим птичек на наше деревце, им там кажется будет комфортно и они нам расскажут, наконец, свою новость? Но на веточки мы их рассадим таким образом, чтобы на первой веточке сели все птички, в названии которых один слог, на вторую - два, на третью - три. Например, моя птичка «сорока». Как узнать, сколько слогов в слове сорока? … Давайте прохлопаем. «Со»-«ро»-«ка» - 3 слога. Куда же мне надо посадить свою птичку? Правильно, на третью веточку. А теперь и вы посадите своих птичек на дерево. (Дети «прохлопывают» названия птиц, и рассаживают на ветки).
Вот и все наши друзья расселись на свои места и теперь я, кажется, поняла. Они встретились, но среди них кого-то не хватает…
Загадывает загадку:
По всей Европе обитает, На зиму в Африку летает.
С ним весело и не до скуки - Легко заучивает звуки.
И, суть мелодии схватив, Он повторит любой мотив. Живёт под крышею певец
Красавчик, умничка ...(Скворец)
3. Познавательный этап.
А как вы думаете, ребятки, почему скворец не прилетел? (Ответы детей)
Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться
дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми. Домики эти называются … (скворечники). Хотите я вам про него расскажу? Присаживайтесь на ковер.
Воспитатель во время рассказа и беседует с детьми, используя мультимедиа презентацию:
Скворец – крупная, красивая птица с блестящим черным оперением. У него прямой длинный клюв. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков. Песенка у скворушки звонкая. В народе скворцов называют «егор», «егорка».
Песня у скворца громкая и по-весеннему весёлая. К тому же они искусные пересмешники: в их песне можно услышать отрывки из песен других птиц, кваканье лягушек и даже лай собак. Подражают скворцы и человеческому голосу, а в неволе они легко обучаются произносить слова, а порой и целые фразы.
Скворцы поедают вредных насекомых, тем самым спасают урожай на полях. И чтобы привлечь их к уничтожению вредных насекомых в садах и огородах, люди издавна сколачивали для них искусственные домики, названные скворечниками.
Посмотрите ребята, а из чего состоит скворечник? (Из домика с крышей и входа) Только у этого входа есть специальное название, называется он – леток. Как вы
думаете, почему? (Потому что птицы в него влетают)
Еще в скворечнике под летком есть специальная жердочка, которая называется насестом. Почему? (На нем птица сидит).
Ну что ребятки вам понравился рассказ? А теперь посмотрим, как вы все запомнили. У меня есть волшебное перышко, кого оно коснется, тот и ответит на вопрос.
Игра малой подвижности «Волшебное перышко»
Как в народе называют скворца? (Егорка)
Как называется домик скворца? (Скворечник)
Как называется вход в скворечник? (Леток)
Как называется жердочка, на которой сидит скворец? (Насест)
Как назвать скворца ласково? (Скворушка)
Как назвать птенца скворца? (Скворчонок)
А если у скворца много птенцов, как сказать? (Скворчата)
Как называется их мама? (Скворчиха)
4. Продуктивная деятельность.
Появляется педагог по ИЗО.
- Ой, какая интересная игра. О чем это вы сегодня разговариваете?
А вы знаете ребятки, что птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить!
Предлагает детям помочь птицам.
Физкультминутка
Дружно мы сейчас пойдем (дети идут друг за другом по кругу)
И построим птичкам дом Пилим мы пилой дощечки: (имитируют движения «Пилим дощечки»).
Вжик-вжик, вжик-вжик.
Из них сколотим мы скворечник: (имитируют движения «Работаем молоточком»).
Тук-тук, тук-тук.
Прилетайте, птицы, в домик (друг за другом по кругу «летят» как птички)
К нам уже Весна пришла.
Мы скворечники развесим (движение руками вправо-влево),
Тут и там, Тут и там.
Педагог по ИЗО предлагает детям сесть за стол и нарисовать домик для скворца, обговорив из каких деталей состоит скворечник. Дети садятся за столы и в свободной технике исполнения рисуют скворечники.
По окончании продуктивной деятельности воспитатель и педагог по ИЗО предлагают детям развесить нарисованные скворечники на дерево, чтобы их увидели скворцы.
- Мне нравится (5)
Комментарии
Ольга Анатольевна, очень
Ольга Анатольевна, очень интересная тема. Подскажите пожалуйста, как часто Вы применяете на своих занятиях интеграцию образовательных областей, и с какими из них наиболее всего сочетается изобразительная деятельность?
Здравствуйте! Вы знаете,
Здравствуйте! Вы знаете, интеграция - это не ново и использовалась грамотными педагогами всегда. Хорошо, что Вы затронули эту тему, подчеркивая правильный подход к организации образовательной деятельности дошколят. Интегрируя образовательные области (или векторы развития ребенка), педагог облегчает"вхождение" в тему, т.к. используются различные виды деятельности.
Интеграцию образовательных
Интеграцию образовательных областей на своих занятиях применяю часто. Изобразительная деятельность относится к художественно-эстетической образовательной области и наиболее всего прекрасно сочетается с познавательной (знакомство с различными инструментами и материалами для изодеятельности, разнообразными техниками изображения, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, материале и др., об особенностях природы и ее изображения и т.д.), речевой (обогащение активного словаря, развитие речевого творчества, знакомство с детской литературой с последующим иллюстрированием книжного текста и т.д.).
Ольга Анатольевна, а
Ольга Анатольевна, а используете ли Вы музыкальное сопровождение при проведении занятий?
Да, использую. Учитывая
Да, использую. Учитывая замысел занятия и программу воздействия музыки на человека, я применяю в работе с детьми классические произведения: Бах "Кантата №2", "Прелюдия" и фуга "Минор"; Бетховен "Лунная соната"; Шопен "Мазурка" и прелюдии; вальсы Штрауса; Чайковский "Шестая симфония" часть 3 и т.д. Во время продуктивного этапа занятия часто использую красивую музыку из цикла "Мелодии уходящего века".
Добрый день! Очень интересная
Добрый день! Очень интересная тема. А подскажите, пожалуйста, как интегрировать изобразительную деятельность с физической культурой?
Хороший вопрос, Варвара. На
Хороший вопрос, Варвара. На занятиях по изодеятельности ребенок долго находится в статичном состоянии, поэтому педагог проводит в игровой форме минутные физпаузы. Как правило, перед лепкой обязательными являются упражнения на укрепление и развитие мелкой мускулатуры пальцев. В конце занятия: психофизическая разгрузка - дети делятся впечатлениями и чувствами. В зависимости от тематики занятия можно провести релаксацию под музыку (потанцевать) или игру (на ковре попрыгать, покувыркаться, изобразить). Кроме того, методика проведения занятия по ИЗО может проходить в форме экскурсии, конкурсов, во время прогулок, где дети могут порисовать мелками, полепить из песка, побегать и попрыгать. Художественное творчество не должно утомлять дошкольника, а приносить ему радость и удовлетворение.
Скажите пожалуйста, а какие
Скажите пожалуйста, а какие здоровьесберегающие технологии Вы используете на своих занятиях по рисованию и как определяете их необходимость в тот или иной момент занятия?
Очень интересная тема. Ольга
Очень интересная тема. Ольга Анатольевна, а возможна ли интеграция изобразительной деятельности во время прогулки?
Юля, изобразительная
Юля, изобразительная деятельность прекрасно интегрируется со всеми образовательными областями. Все зависит от цели и задач, поставленных вами. Вы, например, знакомите детей с тайнами природного мира, а затем рисуете на асфальте мелками или сухой палочкой на влажном песке, земле. Рисунок может быть как индивидуальным, так и коллективным, т.е. будет идти интеграция с социально-коммуникативной областью. Можно заняться аппликацией из листьев, сухих веточек, плодов, создавая из них узоры, забавные портреты, натюрморты и пейзажи. Природа дает прекрасную возможность для развития эстетического восприятия, формирования чувства цвета и формы. Методика проведения занятий должна быть разнообразной. Дети не должны скучать. Интеграция дает возможность расширить рамки поставленных задач и дать хороший результат для общего развития ребенка.
Скажите пожалуйста, а какие
Скажите пожалуйста, а какие здоровьесберегающие технологии Вы используете на своих занятиях по рисованию и как определяете их необходимость в тот или иной момент занятия?