Проект в средней группе на тему: "Насекомые"

Зак Ирина Алексеевна

Введение

«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).

         Экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В современном мире ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего мира. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.

        Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Чувства и ум ребёнка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
         Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных   ситуациях, в альтруистической деятельности.  Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

 Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому мы совместно с детьми решили разработать этот проект, где целью является основы экологической культуры детей.

 Главная задача экологического образования  дошкольников  -  формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

       Постановка проблемы

            В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство  детей, редко общается с природой.    Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, моим детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Во время прогулки в детском саду дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания моих дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?». Такие эмоции детей подтолкнули меня остановиться на насекомых более подробно, разработать проект, привлечь родителей поучаствовать в экологическом воспитании детей.  Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

        Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях.

       Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом - одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

       С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Мои дошколята в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. В правильном осознании мира природы им могут помочь только компетентные взрослые.

Цель проекта: 

познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные и общие признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков), формировать осознанное бережное отношение к природе, формировать начало экологической культуры.

Задачи проекта:

- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;

- воспитывать бережное отношение к живому;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать навыки исследовательской деятельности.

     - закреплять представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии.

Методы:

Словесные: беседы о насекомых; чтение чистоговорок, стихов, отгадывание загадок; пальчиковые гимнастики.

Практические:  раскрашивание раскрасок; коллективное рисование «Наш лес»;

Наглядные: игрушки насекомых, картинки с изображением насекомых.

 

 

 

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутки: «Кузнечики»; «Жук»; «Бабочка»; «Стрекоза».

Игровая

Дидактические игры «Узнай, чьё крылышко»;

 «Подбери признак», «Соедини точки и узнай во что превратиться гусеница»;

Настольные игры: «Найди пару», «Собери картинку», «Кто это?»; Подвижные игры: «Медведь и пчелы»,  «День и ночь», «Поймай комара».

Подвижные игры: «Шмель»; «Пчелки и ласточки»; «Медведь и пчелы»; «Пчелкины песни».

Продуктивная

Раскрашивание раскрасок; коллективное рисование: «Наш лес»

Коммуникативная

Беседа по вопросам

Познавательная

Беседы - «О лесе»; «Правила друзей леса»; «Какие бывают леса»; «Дружат ли растения и насекомые в лесу между собой? Почему?»

Чтение художественной литературы

Драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; чтение стихов, чистоговорок отгадывание загадок

 

Ожидаемый результат 

- дети знают и называют насекомых (5 видов); особенности внешнего вида, жизненные проявления, повадки;

- знают, какую пользу, вред приносят человеку насекомые; 

- составляют последовательный рассказ, заучивать стихотворения о насекомых по мнемосхемам с помощью воспитателя;

 - умеют с помощью различного материала совместно с воспитателями создавать образ насекомого (поделки из бумаги, картона, пробок, пластиковых бутылок, шишек, салфеток, ткани, природных материалов и др.); 

- активизировалась  коммуникативная  функция речи и  познавательная деятельность детей;

I. План – график мероприятий

I этап - предварительный (18.05 - 21.05.2015г.)

       В начале проекта мы провели мониторинг знаний детей. Оценка результативности проекта происходит на основании по методике «Диагностики экологической воспитанности детей» С.Н.Новиковой.

Цель: выявить уровень экологической воспитанности детей среднего возраста.

Шкала оценок:                                   Общие показатели:

 

В (высокий уровень)      -                                       40 %

С (средний уровень)       -                                       50%

Н (низкий уровень)         -                                          10%

 

Выводы:

 

      По результатам маниторинга на начальном этапе, мы сделали следующие выводы: дети с низким уровнем развития экологической воспитанности показали незнание практических навыков и умений по охране природы, дали мало правильных ответов об окружающей природе (знания не оформленные, отрывчатые), испытывали затруднения в ответах, даже получая помощь взрослого,  чувствовали себя неуверенно. Эти дети не проявляют интереса к изучению и охране окружающей среды.                                                                                                                                  У детей, показавших   средний уровень развития экологической воспитанности, побуждения к изучению природы, гуманному отношению к ней - неустойчивые, ответы детей были нечеткими, с большинством диагностических заданий эти дети справляются с помощью взрослого. Стоит отметить, что дети со средним уровнем вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем развития экологической воспитанности…

 

Дети с высоким уровнем развития экологической воспитанности справились со всеми диагностическими заданиями без помощи взрослого, показали содержательные знания об окружающей природе, показали оригинальность суждений, сообразительность.

По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития, дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.

       Таким образом, анализ результатов  начальной (констатирующей) диагностики, подтвердил необходимость целенаправленной педагогической работы для повышения уровня экологической воспитанности детей среднего возраста через экологизацию образовательного  процесса и организацию предметно - развивающей среды: реализацию проекта «Наши шестиногие друзья». Что не только повысит уровень экологической грамотности детей, но и повысит интерес к   объектам окружающей природы.

          Предложила родителям заполнить анкеты: (см. приложение)

           Таким образом результат анкетирования родителей на тему: «Нужно ли экологическое воспитание детей в ДОО?», показал  80% ответили, что да, нужно. Дети обращают внимание на окружающий мир, задают много вопросов на улице, просят включить передачи про животный мир. 20% ответили, что они не знают что это такое.

           Поэтому именно такой результат, «подтолкнул» разработать этот проект. Чтобы заинтересовать не только детей, но и родителей. Ведь совместная деятельность сближает, делая нашу группу «большой семьей».

Предварительная работа с детьми:

       Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

       Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,  А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,  В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; Н. Розанова «Муравей Красная точка»; «Подземный путешественник»; «На зеленой иголке. О бабочках и стрекозах – книги Ф.Льва «Потому что они красивые»; И. Стекольникова «Необыкновенный махаон»; В.Танасийчука «Шестиногие соседи»; «Сколько глаз у стрекозы?»; А. Михайлова «Вот так куколка!», А Фета «Бабочка»; Т.А.Шарагиной, вышедшие в издательстве «Гном» под рубрикой «Знакомство с окружающим миром». Развитие речи «Насекомые. Какие они?»; А.И.Шапиро «Твоя первая научная лаборатория»

         Разучивание стихов о насекомых  поэтов «Хитрая бабочка» Варвара Бардадым , «Антошка и комар» Любовь Мирошникова, «Паучок» Владимир Нестеренко, пальчиковой гимнастики «Утром бабочка проснулась», «Божьи коровки», загадывание загадок;

          Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;

         Просмотр мультфильмов: «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни - Пух», «Под грибом», «Букашки».

           Предложили родителям заполнить анкеты (см. приложение)

Подготовка материала: подбор масок, эмблем; подбор энциклопедий, журналов о насекомых, оформление НОД; подбор художественного слова;
подбор дидактических игр (лото, пазлы, настольные игры с фишками и др.); подбор дисков со звуками насекомых, мультфильмов.

II этап  - основной этап.

(22.05. – 27.05.2015г.)

 

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно – развивающей среды

22.05.2015г.

- Дидактические игры: «Узнай, чьё крылышко»;

 «Подбери признак», «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница»;

Настольные игры: «Найди пару», «Собери картинку», «Кто это?»; Подвижные игры: «Медведь и пчелы»,  «День и ночь», «Поймай комара».

Предложить родителям дома поиграть в предложенные игры

Внесение игр; правил игры; масок; обручей; призов для победителей

 

 

 

 22.05.2015г.

НОД: «Путешествие к друзьям насекомым»; «Насекомые».

Пригласить маму Саши А., маму Тимофея Т. на образовательную деятельность. Послушать рассказ мамы Саши А. «Как из гусеницы превращается в бабочку». Сосместно с детьми мамы сделали аппликацию: «Пчелка».

Послушать рассказ мамы Тимофея Т., каких насекомых она связала для нашей группы.

Предложить родителям дома закреплять названия насекомых, чем питаются, польза и вред для человека

Внесение: макета цветочной полянки, 7 плоских цветов из бумаги, бумажных модулей среды обитания насекомых (лист дерева, песок, почва, кора ствола дерева, цветок, трава, птичка – игрушка, лазерная указка или фонарик, мяч); записи П, И,Чайковского «Времена года» «Май», магнитной доски, фигурок насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.

25.05.2015г.

-  Экскурсия в лес.

Предварительная работа:

- Беседы – «О лесе». Цель: дать понятие     «Лес – экосистема, в которой    живут растения и животные, они  нужны друг другу»

- «Правила друзей леса»

- Напомнить правила поведения в  лесу.

- Повторение пословиц, поговорок. Рассматривание иллюстративного материала на темы: «Какие бывают леса (смешанный, хвойный, ельник и т.д.)»

- Чтение стихов, отгадывание загадок о лесе.

- Д/и: «Что растёт в лесу»

- Наблюдения на прогулке (деревья, птицы, насекомые).

В лесу:

Наблюдение за насекомыми. Беседы о внешнем виде и повадках насекомых.

- Чтение стихотворения С. Погореловской «Здравствуй, лес, дремучий лес».

- коллективное наблюдение, направленное на осознание того, что лес - дом для растений и животных.

- Кто живёт в лесу? (насекомые, птицы, звери и т.д.)

- Что растёт в лесу? (деревья, кустарники, травы, цветы, мох и т.д.)

- дружат ли растения и насекомые в лесу между собой? Почему?

- нужно ли оберегать обитателей леса?

- послушать звуки  леса, что он вам прошептал (высказывания детей)

- отгадывание загадок о животных и растениях леса.

- Д/и: «Угадай по описанию», «1, 2, 3 к дереву беги».

- «Фотографирование «Остановись, мгновение»

 

- После экскурсии:

-  чтение сказки В. Бианки «Как муравьишки домой спешили», рассказа О. Дмитриева «Что такое лес?»

- подборка иллюстраций с изображением насекомых  и растений для оформления альбома «Лесное царство»

- коллективное рисование:   «Наш лес»;

- придумывание загадок;

 - Д/и: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото»;

- составление творческих рассказов «О чём шептались цветы  в лесу»

- задание: обвести трафареты цветов,  насекомых, и раскрасить.

- беседа: «Что звери и птицы, растения; насекомые делают весной»;

- совместно с детьми сделать на участке муравейник и муравьев из бросового материала.

Попросить 3-4 родителей сопровождать детей на экскурсию, предварительно провести беседу с родителями и детьми: «Правила поведения в лесу».

Внесение: Иллюстративного материала на темы «Какие бывают леса (смешанный, хвойный, ельник и т.д.)»; Д/и: «Что растёт в лесу»; «Угадай по описанию», «Зоологическое лото», «Ботаническое лото»;

П/и:  «1, 2, 3 к дереву беги». Красных флажков для сопровождения детей до леса; лупы, корзинок для сбора интересных находок; ведерок  для сбора лесных травянистых растений для последующей пересадки в «Уголок леса» на участке ОУ; - фотоаппарата;

-  сказки В. Бианки «Как муравьишки домой спешили», рассказа О. Дмитриева «Что такое лес?»; иллюстраций с изображением насекомых  и растений для оформления альбома «Лесное царство»;

трафаретов цветов,  насекомых; цветных карандашей, красок;

бросового материала для изготовления муравейника.

 

26.05.2015г.

Драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» для второй младшей группы.

Попросить родителей сделать маски, сшить костюмы, закрепить слова по сценарию

Внесение: декораций для сказки, масок, костюмов, приглашений для зрителей, фотоаппарата.

27.05.2015г.

Организация выставки поделок из подручного материала «Насекомые».

Попросить родителей вместе с детьми сделать насекомых из подручного материала

Внесение: стенда для выставки поделок, благодарственных писем для воспитанников и их родителей за участие в проекте.

 

III. Заключительный этап.

(28.05. – 29.05.2015г.)

После реализации проекта мной была использована тот же мониторинг, что и в начале работы.

Цель: выявить динамики уровня сформированности экологической воспитанности детей средней группы.

 Анализ полученных результатов, позволил сделать вывод, что уровень  экологической воспитанности детей  изменился.

Шкала оценок:                                   Общие показатели:

 

В (высокий уровень)      -                                       60 %

С (средний уровень)       -                                       40%

Н (низкий уровень)         -                                          0%

 

Количество детей с высоким уровнем развития экологической воспитанности  резко увеличился - 60% из общего числа. Эти дети справились со всеми  заданиями без помощи взрослого, показали содержательные знания об окружающей природе, сообразительность.  Выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось оригинальность суждений, отсутствие трафаретности в высказываниях.

Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности  изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем, а дети с низким уровнем овладели некоторыми знаниями и умениями экологического характера, начали проявлять познавательный интерес, проявлять гуманное отношение к природе.

Таким образом, в результате работы над проектом показали содержательные знания об окружающей природе, с большим интересом стали относиться к насекомым, отвечают на вопросы более точно, уверенно. Детей с низким уровнем  развития экологической воспитанности на   конец проекта не осталось.  При участии  в мониторинге дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя

Результаты реализации  проекта.

1.     Оформила методические рекомендации «Памятка для родителей, желающих участвовать в проекте»; Консультации для родителей: «Если ребенка ужалила пчела», «Если ребенок боится насекомых».

2.     Проведен конкурс рисунков: «Мое любимое насекомое».

3.     Оформила выставку поделок для участка: «Шестиногие малыши».

4.     Разработала стенд «Насекомые». Родители с детьми составляли и записывали рассказ о насекомых, помогали оформить рисунки, фотографии.

5.     Выполнили коллективную работу (коллаж) -  «На лесной полянке».

6.     Оформить уголок природы поделками,  сделанными своими руками.

 

Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители  ненавязчиво способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям

- формированию творческого воображения

- развитию любознательности

            Для успешной реализации проекта вовремя взаимодействия с родителями подготовили: 

- консультации в уголке для родителей и индивидуально: «Как привить любовь к природе»;  «Первая помощь при укусах насекомых»; «Если ребенок боится насекомых»; «Насекомые в жизни человека» и др.

- оформление альбома родителями вместе с детьми о любимом насекомом (наполнить альбом рисунками, фотографиями, рассказами, стихами, загадками).

           Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать этот мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Благодаря этому проекту дети узнали, как нужно обращаться с насекомыми. Дети составляют рассказы об их любимых насекомых, делятся информацией с младшими дошкольниками. Дети знают, что все насекомые приносят пользу, что все они нужны природе, знают, чем питаются насекомые, где живут. Еще с большим интересом посещают исследовательскую деятельность.  Рассказывают родителям, что они узнали нового о насекомых. В результате работы над проектом у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Дошколята хотят еще больше получать информацию о насекомых. Дети были очень довольны. Больше всего им нравилось лепить, рисовать и делать поделки прямо на улице. Большой восторг вызывали подвижные игры, т.к. шапочки для игры они делали совместно с воспитателем, родителями. Некоторые дети с большим желанием воспроизводили услышанные произведения в театрализации. Благодаря этому проекту, жизнь в детском саду была насыщенной  интересной деятельностью, прогулками и положительными эмоциями.

         Итоговым продуктом стала  выставка поделок и рисунков, которую мы назвали: «Наши друзья насекомые». Большое восхищение детей было видеть свои работы на выставке. Они просили сходить на выставку каждый день, с гордостью показывали на свои творческие работы, и совместные работы с родителями (см. приложение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Аллаярова Р.Ф. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу//Дошкольная педагогика.–2011.– № 6.–С.27–28.– План работы на экологической тропе в средней группе.

2. Аллаярова Р.Ф. Взаимодействие воспитателя-эколога с педаго­гами по ознакомлению средних дошкольников с природой родного края [ДОУ «Олененок» г.Новый Уренгой]/ Р.Ф.Яллаярова, О.А.Василихина//Дошкольная  педагогика.– 2014.–№ 6.–С.23–26.– Рекомендации эколога  для  педагогов  средней группы;   Примерное программное содержание работы по циклу занятий «Времена года».

3. Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников//Дошкольная педагогика.–2012.– № 1.–С.10–12.– Классификация игр.

4. Антипина Г., Чупрова Л., Калараш Е. Войди в лес другом!//Дошкольное воспитание.–2011.– № 8.–С.34–39.

5. Апполонова Н.И. «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!»: [проектная работа с дошкольниками]/ Н.И.Апполонова, Г.Ф.Балата­нова//Ребенок в детском саду.–2011.– № 3.–С.63–66.

6. Афимьина В.С. Маленькие экологи: Занятия: Средняя группа группа//Ребенок в детском саду.–2014.– № 6.–С.53–59.

7. Ашикова Т., Ашиков С. Природа, творчество и красота: [Занятия на  тему  «Цветы  и  бабочки»  в форме театрализованной игры]//Дошкольное воспитание.–2013.– № 7.–С.2–8.–(Воспитание и обучение).

8. Балаценко Л.И. Занятия по экологии: [«Чудесный подарок», «Лесной доктор» (средняя группа)]//Ребенок в детском саду.–2012.– № 3.–С. 67–69.–(Практика).

9. Баранникова Э.Э. Игры-сказки в экологическом образовании/ Э.Э.Баранникова, И.Л.Румянцева, Н.И.Апполонова//Современный детский сад.–2010.–№ 4.–С.65–69.

 

Приложение

 

Анкета для родителей: «Экологическое воспитание детей»

ФИО ребенка.

Возрастная группа.

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОО   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию?

В чем это проявляется?

- Ребенок много рассказывает,  - просит завести животное, -  растение дома,

 - обращает внимание на окружающую его природу, - просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное,  подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? Чем можете оказать помощь ДОО по экологии?

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОО работу по экологическому воспитанию дошкольников?

В чем это проявляется?

- Беседовали с ребенком о природе; -  оборудовали в семье уголок природы;

- приобрели животных; - подкармливаете птиц, - выбираетесь чаще на природу; - проводите наблюдения с детьми за природными объектами; - сажаете деревья, - охраняете природу (нужное, подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе?

Нужно ли это делать?

8. В чем Вам нужна помощь ДОО по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...).

9. Как оцениваете работу ДОО по данному вопросу?

10. Ваши предложения, пожелания.  

«Экологическое образование в семье»

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.

 5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

 9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

 

1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

2. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

 3. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего села, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?  Как часто, вы вместе с ребенком, совершаете выезды на природу?

4. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

5. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе? 

6. Как вы считаете, в нашем селе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

 

Физ. минутки

«Кузнечики»

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем, тишину послушаем.

Тише, тише,

Высоко, прыгай на носках легко.

(движения по тексту).

 

«Жук»

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

(машут руками)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,

(повороты в стороны)

Тихо по ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.

 

«Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться).

Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево).

солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется, (покружиться.)

 

«Стрекоза»

Утром стрекоза проснулась,

(потерли кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,

(потерли ладонями щеки)

Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела,

помахали руками вверх-вниз)

У реки остановилась,

(легкий бег на месте)

Над водою закружилась.

 

 

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Путешествие к друзьям насекомым» в средней группе

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»

Задачи:

 

- обобщить представления детей о многообразии мира насекомых («Познавательное развитие»);

-  упорядочить знания детей об образе жизни насекомых, о зависимости окраски от мест обитания («Познавательное развитие»);

- развивать эмоциональность речи, логическое мышление в процессе отгадывания загадок («Социально – коммуникативное развитие»);

- формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой -  либо проблемной ситуации («Социально – коммуникативное развитие»); -  формировать навыки связной речи, правильно использовать в разговорной речи грамматические формы («Речевое  развитие»);

- стимулировать зрительную функцию глаз («Физическое развитие»);

- создавать условия для двигательной деятельности («Физическое развитие»);

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно -   эстетическое развитие»,  «Физическое развитие».

Методы:

Практические: рисование ульев для пчел.

Наглядные: рассматривание предметных картинок, макет цветочной полянки, 7 плоских цветов из бумаги, бумажные модули среды обитания насекомых (лист дерева, песок, почва, кора ствола дерева, цветок, трава, птичка - игрушка, лазерная указка или фонарик, мяч).

Словесные: беседа о насекомых, отгадывание загадок, Д/и: «Доскажи словечко»

 Материалы и оборудование: макет цветочной полянки, 7 плоских цветов из бумаги, бумажные модули среды обитания насекомых (лист дерева, песок, почва, кора ствола дерева, цветок, трава, птичка - игрушка, лазерная указка или фонарик, мяч, Запись П. И. Чайковского «Времена года»; «Май».

Детская деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

двигательная

Физкультминутка «Полосатая пчела»

игровая

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Собери картинку».

продуктивная

Рисование ульев для пчел

коммуникативная

Беседа о насекомых

познавательная

Беседа: «Насекомые  обитают в определенной среде»

чтение

Отгадывание загадок

 

Логика образовательной деятельности:

Воспитатель интересуется у детей, любят ли они путешествовать? Отправляются в гости к насекомым, на весенний луг. Ну, в добрый путь! Предлагает сначала  пойти по извилистой дорожке, перепрыгнуть через ручеек, дальше -  по узенькой тропинке.

Предлагает посмотреть, как здесь красиво, но почему - то очень тихо? Просит обратить внимание на птичку, которая им что - то хочет сказать? Она мне рассказала, что на луг налетел ураган, и все насекомые спрятались. Воспитатель просит помочь птичке, для этого они должны отгадать загадки, а волшебный фонарик им поможет.

Воспитатель читает загадки:

Не жужжу, когда сижу,

не жужжу, когда хожу,

если в воздухе кружусь,

 тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук).

 

Кто в каждый встречный цветок

 свой опускает хоботок, а после

в улей мчится пулей,

мед сладкий прячет в уголок? (Пчела).

 

На ромашку у ворот опустился

вертолет - золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза).

 

Красненькие крылышки,

черные горошки - кто это

 гуляет по моей ладошке? (Божья коровка).

 

Он из веточек из хвои,

настоящий дом построит,

без пилы и без гвоздей.

Кто же это? (Муравей).

 

Шевелились у цветка

 все четыре лепестка,

 я сорвать его хотел –

он вспорхнул и улетел?

(Бабочка).

 

С ветки на тропинку, с травки

– на былинку прыгает пружинка

 – зеленая спинка? (Кузнечик).

(Дети отгадывают загадки, после каждого ответа, воспитатель направляет фонарик на отгадку).

Педагог хвалит детей за отгаданные загадки.

Воспитатель предлагает посмотреть, сколько на полянке насекомых! Обращает внимание, что все они разные! Интересуется кто  знает, почему их назвали – насекомые  (Ответы детей).

Педагог хвалит детей за правильные ответы (тело состоит из 3 частей – голова, грудка, брюшко; у них 6 лапок, а на брюшке горизонтальные полоски – насечки).

Воспитатель рассказывает детям, все  насекомые  обитают в определенной среде: в траве, на земле, на деревьях. Предлагает выбрать 1 насекомое и подойти к столам - где расположены условные модули – песок, земля, ствол дерева, листок, трава. Просит, разместите насекомых на те модули, которые соответствуют их среде обитания(Дети располагают насекомых на модули).

Воспитатель задает вопросы:

Почему бабочке проще спрятаться на цветке? Почему кузнечиков поместили на модуль «трава»? и т. д.

Педагог интересуется у детей: Какие опасности постоянно угрожают? Кто может им навредить? Что их спасает от недоброжелателей? 

Воспитатель хвалит детей еще за одно выполненное задание

Педагог предлагает детям отдохнуть и поиграть в физ. минутку:

 

Прилетела к нам вчера полосатая пчела, (Машут руками, бегут на месте).

А за нею шмель - шмелёк, да веселый мотылек. (Хлопки руками справа, слева; наклон вперед, руки отвести назад) .

Добрый жук и стрекоза, как фонарики глаза. (Присесть на корточки, обхватить колени. Приставить кулачки к глазам).

Покружились, полетали, от усталости – упали! (Кружатся, машут руками, приседают.

 Воспитатель предлагает встать в круг, поиграть в игру: «Доскажи словечко»:

Задает детям вопросы:

- У жука крылья короткие, а у стрекозы….

- Майский жук - большой, а божья коровка …

- Шмель жужжит, а комар …

- Кузнечик прыгает, а гусеница …

- Муравьи живут в ….

- Пчелы живут в …

- У птиц 2 лапки, а у насекомых…

- Тело насекомых состоит из 3 частей…

- Стрекоза откладывает яйца в …

- Кузнечик стрекочет днем, а сверчок …

- У бабочки 4 крыла, а у мухи.

- Пчелы из нектара делают …

- Паук не относится к насекомым,  потому что у него …

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы

 

Предлагает подойдите к столам, объединиться по 3 - 4 человека и попробовать сложить разрезные картинки о насекомых. Просит, расскажи, кто это, где живет, чем питается?

Воспитатель предлагает прислушаться, сообщает, что кто – то плачет, оповещает детей, что у пчел сломались все ульи, просит детей нарисовать пчелам новые ульи.

Рефлексия: Ребята, что сегодня мы с вами делали? Что вам больше всего запомнилось? Понравилось вам наше путешествие? Предлагаю построить из конструктора полянку с цветами для насекомых и поиграть.

 

 

Дидактические игры

 

 

Дидактическая игра: «Кто что умеет делать»

 

Цель. Расширять и активизировать глагольный словарь.

Материал: Картинки с изображением насекомых.

 Ход игры: на наборное полотно выставляют картинки с изображением

 насекомых. Логопед рассказывает детям, кто что умеет делать (летать, порхать, жужжать, пить нектар, махать крылышками, прыгать).

 

Например:

Бабочка, что делает?. (Летает, порхает)

Гусеница, что делает?. (Ползает, ест, прячется)

  

Дидактическая игра: «На полянке»

Цель. Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».

Материал: картинки с изображением цветка, листочка и насекомых.

Ход игры: на доске выставляются картинки с изображением цветка и листочка.

Детям раздаются изображения насекомых. Педагог просит разместить

 насекомых на доске: посадить бабочку на цветок, жука – под листок и т. д. Затем дети составляют предложения.

Дидактическая игра:  «Пчелка и цветы»

Цель: формирование навыков количественного и порядкового счета.

Задачи:

- упражнять детей в количественном и порядковом счете, закрепить знания о пчеле как представителе насекомых;

- развивать внимание, память, мелкую моторику;

- воспитывать желание быстро и правильно выполнить задание, умение радоваться своим успехам и успехам своих друзей.

Материал: картинки с изображением пчелки и цветов, цветные нитки, счетные палочки, фломастер.

Ход игры:

- Пчелка прилетела на лужайку с красивыми цветами. Посчитайте, сколько

 цветов она увидела?

- Покажите первый цветок, второй, пятый.

- Пчелка хочет облететь все цветы от первого до пятого и просит ей помочь проложить путь.

- Проложить путь для пчелки, считая от любого цветка (второго, третьего, четвертого) до пятого.

Аналогично можно закреплять обратный счет.

Варианты выполнения задания:

- выложить путь пчелки с помощью цветной нитки от первого цветка ко второму, затем к третьему и т. д. до пятого.

 

 Дидактическая игра: «Цветы и бабочка»

Цель игры: Формирование умения выяснить, в какой из групп больше, меньше предметов. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.

Ход игры: воспитатель предлагает детям занять места за столом и раздает заготовленные шаблоны. Показывает на шаблон и рассказывает, что какой замечательный букет нарисовал художник. Из каких цветочков он составлен?

- Посчитайте, сколько васильков в букете.

- Посчитайте, сколько ромашек в букете.

- Каких цветов больше?

- На сколько?

- Каких цветков меньше?

- На сколько?

- Правильно. Возьмите кисточку и раскрасьте серединки васильков.

-Сколько серединок вы раскрасили?

- Всё верно. Снова возьмите кисточку и раскрасьте серединки ромашек.

-Сколько серединок вы раскрасили?

-А какую форму имеет ваза?

-Правильно, а теперь раскрасьте вазу.

-Кого художник нарисовал рядом с букетом?

-Где находиться бабочка?

-Всё верно. Бабочка находиться наверху справа от букета.

Развивающая игра: «Игра гусениц»

Цель: развиваем диалогическую речь, логическое мышление, разучиваем предлоги, на, за, под, развиваем творческие способности детей

Задачи: Развиваем речь детей посредством игры, используя различные методы и приемы.

Формируем представление детей, о сравнительной характеристики большой, маленький.

Обогащаем словарный запас детей новыми словами.

Вызываем интерес к окружающему миру.

Материал: картон, или готовые картонные трубочки разной величины, краски, или цветная бумага, шнурки или тесьма.

Оборудование: клей, ножницы

Ход: изготавливаем из стаканчика голову гусеницы, прикрепляем к ней шнурок или, тесьму длина 50 см. Делаем заготовки трубочек разного цвета.

Так чтобы их легко можно было нанизывать на тесьму, ребенок должен выполнять эту манипуляцию свободно без помощи воспитателя. У вас должна получится забавная гусеница, которая может путешествовать по всей группе и в любом виде деятельности, будь это сюжетные картинки, или дидактические игры различные игрушки. Фантазируйте, придумайте имя гусеничке. Используйте данную игрушку по методу вопрос ответ.

Дидактическая игра: «Кто спрятался»

Цель: Уметь находить недостающую картинку. Развивать зрительную память, внимание

Материал: картинки, фишки.

Дидактическая игра: «Найди лишнее»

Цель: Развитие мышление, зрительное внимание. Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.

Материал: картинки, фишки.