Русское народное творчество в воспитании дошкольника

Пазюк Марина Сергеевна

Русское народное творчество в воспитании дошкольника.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми

Литература: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой, а также авторов: Алешина Н.В., Аркадьева В.А., Александрова Е.Ю., Антонов Ю.А., Горькова Л.Г. и других.

В детском саду №2 «Ивушка» я работаю с января 2015 год , в группе «Звёздочки». Наш детский сад работает по программе « От рождения до школы» , и я очень рада, что в данной программе почётное место занимает патриотическое воспитание, знакомство и изучение большой и малой Родины, изучение русского народного творчества и не надо забывать, что наш Крым многонационален и надо уделять обязательно внимание и воспитывать уважение к творчеству других народов Крыма.

Над темой «Русское народное творчество в воспитании дошкольника я работаю с 2002 года. Очень важно с детства прививать  уважение к старшим , к традициям своего народа, к своей истории, к своей Родине, к другим народам. А начинается воспитание и любовь ко всему выше сказанному в семье, продолжается уже в детском саду, в школе и потом применяется уже во взрослой жизни. Любовь и уважение к традициям своего народа(и других народов) должна передаваться из поколения в поколение.

Я провела анкетирование с родителями своей группы и другой группы, что бы выяснить, что родители знают о патриотическом воспитании и нужно ли им это. На вопрос» Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?» в основном все ответили» Любовь к Родине», на вопрос «Кто несёт ответственность  за патриотическое воспитание ?»  считают, что родители, но есть и те, кто считает «и родители и педагоги» Все единогласно думают, что нужно знакомить с символикой государства, традициями и т. д. Как выяснилось, что у большинства родителей нет времени ходить по музеям, ссылаются на свою занятость, все свои надежды по этому поводу перекладывают на детский сад и школу.

Использование русского народного творчества для формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, т.к. в современных условиях наблюдается сведение к минимуму интереса детей(а как выяснилось и очень занятым родителям) к истории, культуре и творчеству своего народа.

Анализируя результаты мониторинга детей, выяснила, что дети недостаточно знают русское народное  творчество. Для того, что бы повысить интерес детей к русскому народному творчеству я решила создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста, через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Поставила перед собой задачи:

Ø Способствовать у детей патриотических чувств, любви к Родине, уважении к традициям народной культуры и истории.

Ø Продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Ø Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.

Ø Создать условия для активации творческого мышления детей.

Ø Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста детей путём различных ассоциативных привязок.

Ø Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы и образы.

Ø Расширять сотрудничество с родителями.

Ø Обогатить опыт сотрудничества с детьми.

Ø Для решения поставленных перед собой задач запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин, заучивание наизусть потешек и стихов, театрализованная деятельность, конкурсы, викторины, народные игры, познавательная деятельность, креативные  виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эту работу я провожу как на занятиях , так и в вечерние отрезки времени.

 

В своей группе вместе с родителями оформили уголок народного творчества, в зтом уголке у нас символы России и Крыма,

 Папки: «Дом в котором я живу»(в этом доме каждый ребёнок нарисовал свой дом и со слов детей я записала рассказ о доме),

» Портфолио группы», « Природа Крыма»,»Животные Крыма», « Моя Родина – Красногвардейское».

Книги, открытки с изображением России, Крыма. Семейные фотоальбомы у каждого ребёнка, что бы в любое время ребёнок мог рассматривать фотографии своих родственников, а во время бесед или занятий рассказать о своей семье с демонстрацией фотографий. Очень удобны такие альбомы в младших группах и во время адаптационного периода. Различные альбомы и иллюстрации с изображением русского народно-прикладного искусства. Блюда, игрушки, матрёшки, поделки русских мастеров(дымковских, городецких, хохломских, гжель и т. д.)

Театрализованный уголок, у нас там русские народные сказки, настольный театр, пальчиковый театр, куклы Би-ба-бо, маски, костюмы, сказочные персонажи и т. д.

Уголок по экологическому воспитанию, мы изучаем природу родного края, изучаем животных, делаем различные экологические эксперименты.

Тема «Русское народное творчество в воспитании дошкольника» помогает мне ежедневно. В нашей группе потешки помогли познакомить детей с животным миром, с теми, кто живёт во дворе в лесу, а заодно и дали возможность поупражняться в звукопроизношении,подажая крику птиц: « Наши уточки..», « Курочка-рябушечка..». Постоянно замечая интерес малышей к потешкам , загадкам, было видно, как они помогают мне « разговорить « детей. Им нравилось, когда я беру куклу Машу на руки и ласковым голосом начинала напевать, покачивая её:

Баю, баю, баю, бай!

Ты собачка не лай,

Белобока не скули,

Мою дочку не буди!

Во время умывания, причёсывания детей знакомила их с песенками « Водичка, водичка…», « Расти коса..» и др.После таких коротких обыгрываний  дети легко запоминали  потешки и переносили их в повседневные игры. Знакомство потешек начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек .В предварительной беседе объясняла значение непонятных слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать , как дети использовали песенки во время игры в «дочки-матери», как бережно относились к своим куклам.

В средней группе я уже подбирала фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запоминать текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т. д., в зависимости от того о чём потешка. Например:

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день ….

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но постепенно каждый ребёнок в группе мог сыграть любую роль.

В старшей группе много времени предстоит уделять рассказыванию сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его мимику, жесты. Это поможет понять содержание сказки., выразить отношение к её персонажам. Для того, что бы дети лучше понимали сказки их нужно обязательно обыгрывать. В этом нам помогает настольный театр, пальчиковый театр , игрушки заместители(очень помогают развитию воображения), а ещё интересней, если дети сами будут изображать персонажей сказок.Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. Можно будет провести среди детей конкурсы на лучший рисунок или поделку из сказок. Прослушивать сказки в аудиозаписи, музыка в сказках  помогает вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни научились их применять  « Семеро одного не ждут», « Поспешишь, людей насмешишь» и т. д.

Что бы углубить и уточнить знания об окружающем мире, проводились  игры и упражнения, полезные для детского ума – это загадки. Нашим детям очень нравится самим сочинять загадки о животных, о птицах, о том,что видят вокруг. Например:

« Стоит белая красавица на поляне в зелёной рубашке» (берёза)

« белая прозрачная течёт, всем пить даёт.»

Каждая народная загадка отображает окружающий мир человека.

Важное значение в работе придавалось обучению детей народным сюжетным , подвижным и хоровым играм. В ходе любой игры я привлекала внимание детей к её содержанию, следила за физической нагрузкой, поддерживала эмоциональное настроение, взаимоотношение детей. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев повторяют:

Кто засмеётся,

Губа задерётся,

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Все стараются не засмеяться, самый терпеливый становится водящим. Одним словом, стремилась научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Игра, как всем известно, признана ведущей деятельностью дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Игра с нами целый день, играя, незаметно наши дети незаметно получают свой собственный опыт и знания.

Очень дети любят календарные праздники, это Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и т. д.Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, является  национальным богатством, и мы должны сделать его достоянием наших детей.

Работая с детьми я всегда помню и говорю об этом родителям, что впечатления детства очень глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности. Нужно заложить в наших детях правильный фундамент- это уважение к старшим, любовь и гордость за свою Родину, знание о культуре своего народа, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Правильное воспитание – это наша счастливая старость. Мы всегда должны помнить о великой важности такого дела ,как воспитание подрастающего поколения!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_tema.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Русское народное творчество в воспитании дошкольника.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми

Литература: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой, а также авторов: Алешина Н.В., Аркадьева В.А., Александрова Е.Ю., Антонов Ю.А., Горькова Л.Г. и других.

В детском саду №2 «Ивушка» я работаю с января 2015 года,во вторую младшую  группу «Звёздочка». Наш детский сад работает по программе « От рождения до школы» , и я очень рада, что в данной программе почётное место занимает патриотическое воспитание, знакомство и изучение большой и малой Родины, изучение русского народного творчества и не надо забывать, что наш Крым многонационален и надо уделять обязательно внимание и воспитывать уважение к творчеству других народов Крыма.

Над темой «Русское народное творчество в воспитании дошкольника я работаю с 2002 года. Очень важно с детства прививать  уважение к старшим , к традициям своего народа, к своей истории, к своей Родине, к другим народам. А начинается воспитание и любовь ко всему выше сказанному в семье, продолжается уже в детском саду, в школе и потом применяется уже во взрослой жизни. Любовь и уважение к традициям своего народа(и других народов) должна передаваться из поколения в поколение.

Я провела анкетирование с родителями своей группы и другой группы, что бы выяснить, что родители знают о патриотическом воспитании и нужно ли им это. На вопрос» Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?» в основном все ответили» Любовь к Родине», на вопрос «Кто несёт ответственность  за патриотическое воспитание ?»  считают, что родители, но есть и те, кто считает «и родители и педагоги» Все единогласно думают, что нужно знакомить с символикой государства, традициями и т. д. Как выяснилось, что у большинства родителей нет времени ходить по музеям, ссылаются на свою занятость, все свои надежды по этому поводу перекладывают на детский сад и школу.

Использование русского народного творчества для формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, т.к. в современных условиях наблюдается сведение к минимуму интереса детей(а как выяснилось и очень занятым родителям) к истории, культуре и творчеству своего народа.

Анализируя результаты мониторинга детей, выяснила, что дети недостаточно знают русское народное  творчество. Для того, что бы повысить интерес детей к русскому народному творчеству я решила создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста, через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Поставила перед собой задачи:

  • Способствовать у детей патриотических чувств, любви к Родине, уважении к традициям народной культуры и истории.
  • Продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
  • Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.
  • Создать условия для активации творческого мышления детей.
  • Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста детей путём различных ассоциативных привязок.
  • Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы и образы.
  • Расширять сотрудничество с родителями.
  • Обогатить опыт сотрудничества с детьми.
  • Для решения поставленных перед собой задач запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин, заучивание наизусть потешек и стихов, театрализованная деятельность, конкурсы, викторины, народные игры, познавательная деятельность, креативные  виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эту работу я провожу как на занятиях , так и в вечерние отрезки времени.

В своей группе вместе с родителями оформили уголок народного творчества, в зтом уголке у нас символы России и Крыма,

 Папки: «Дом в котором я живу»(в этом доме каждый ребёнок нарисовал свой дом и со слов детей я записала рассказ о доме),

» Портфолио группы», « Природа Крыма»,»Животные Крыма», « Моя Родина – Красногвардейское».

Книги, открытки с изображением России, Крыма. Семейные фотоальбомы у каждого ребёнка, что бы в любое время ребёнок мог рассматривать фотографии своих родственников, а во время бесед или занятий рассказать о своей семье с демонстрацией фотографий. Очень удобны такие альбомы в младших группах и во время адаптационного периода. Различные альбомы и иллюстрации с изображением русского народно-прикладного искусства. Блюда, игрушки, матрёшки, поделки русских мастеров(дымковских, городецких, хохломских, гжель и т. д.)

Театрализованный уголок, у нас там русские народные сказки, настольный театр, пальчиковый театр, куклы Би-ба-бо, маски, костюмы, сказочные персонажи и т. д.

Уголок по экологическому воспитанию, мы изучаем природу родного края, изучаем животных, делаем различные экологические эксперименты.

Тема «Русское народное творчество в воспитании дошкольника» помогает мне ежедневно. В нашей группе потешки помогли познакомить детей с животным миром, с теми, кто живёт во дворе в лесу, а заодно и дали возможность поупражняться в звукопроизношении,подажая крику птиц: « Наши уточки..», « Курочка-рябушечка..». Постоянно замечая интерес малышей к потешкам , загадкам, было видно, как они помогают мне « разговорить « детей. Им нравилось, когда я беру куклу Машу на руки и ласковым голосом начинала напевать, покачивая её:

Баю, баю, баю, бай!

Ты собачка не лай,

Белобока не скули,

Мою дочку не буди!

Во время умывания, причёсывания детей знакомила их с песенками « Водичка, водичка…», « Расти коса..» и др.После таких коротких обыгрываний  дети легко запоминали  потешки и переносили их в повседневные игры. Знакомство потешек начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек .В предварительной беседе объясняла значение непонятных слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать , как дети использовали песенки во время игры в «дочки-матери», как бережно относились к своим куклам.

В средней группе я уже подбирала фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запоминать текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т. д., в зависимости от того о чём потешка. Например:

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день ….

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но постепенно каждый ребёнок в группе мог сыграть любую роль.

В старшей группе много времени предстоит уделять рассказыванию сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его мимику, жесты. Это поможет понять содержание сказки., выразить отношение к её персонажам. Для того, что бы дети лучше понимали сказки их нужно обязательно обыгрывать. В этом нам помогает настольный театр, пальчиковый театр , игрушки заместители(очень помогают развитию воображения), а ещё интересней, если дети сами будут изображать персонажей сказок.Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. Можно будет провести среди детей конкурсы на лучший рисунок или поделку из сказок. Прослушивать сказки в аудиозаписи, музыка в сказках  помогает вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни научились их применять  « Семеро одного не ждут», « Поспешишь, людей насмешишь» и т. д.

Что бы углубить и уточнить знания об окружающем мире, проводились  игры и упражнения, полезные для детского ума – это загадки. Нашим детям очень нравится самим сочинять загадки о животных, о птицах, о том,что видят вокруг. Например:

« Стоит белая красавица на поляне в зелёной рубашке» (берёза)

« белая прозрачная течёт, всем пить даёт.»

Каждая народная загадка отображает окружающий мир человека.

Важное значение в работе придавалось обучению детей народным сюжетным , подвижным и хоровым играм. В ходе любой игры я привлекала внимание детей к её содержанию, следила за физической нагрузкой, поддерживала эмоциональное настроение, взаимоотношение детей. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев повторяют:

Кто засмеётся,

Губа задерётся,

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Все стараются не засмеяться, самый терпеливый становится водящим. Одним словом, стремилась научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Игра, как всем известно, признана ведущей деятельностью дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Игра с нами целый день, играя, незаметно наши дети незаметно получают свой собственный опыт и знания.

Очень дети любят календарные праздники, это Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и т. д.Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, является  национальным богатством, и мы должны сделать его достоянием наших детей.

Работая с детьми я всегда помню и говорю об этом родителям, что впечатления детства очень глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности. Нужно заложить в наших детях правильный фундамент- это уважение к старшим, любовь и гордость за свою Родину, знание о культуре своего народа, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Правильное воспитание – это наша счастливая старость. Мы всегда должны помнить о великой важности такого дела ,как воспитание подрастающего поколения!


 

Комментарии

Пазюк Марина Сергеевна

Очень люблю эту тему.Очень важно с самого детства воспитывать в соблюдении семейных традиций,уважении к старшим и младшим,знания о своем народе,родном крае,родной стране,уважении к другим народам..