Переход от ФГТ ко ФГОС в дошкольном образовании.

Гасанова Ильхама Таптыговна
                                                                                                          Переход от ФГТ ко ФГОС в дошкольном образовании
Для того, чтобы лучше понять существенные различия и схожие черты во ФГОС и ФГТ, определим, что под ФГОС мы понимаем три группы требований: к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и результатам ее освоения. А ФГТ представляет собой совокупность первых двух групп требований, которые предъявляют к образовательной программе ФГОС. Ядром как ФГОС, так и ФГТ является культурно – историческая концепция выдающегося психолога Л. С. Выготского, в основе которой лежит личностно – деятельностный подход.
Итак, рассмотрим различия между ФГОС и ФГТ. Первое отличие между ними касается возраста детей. В ФГТ под дошкольным образованием понимается образование детей от трех до семи лет. Во ФГОС границы возраста расширены: от двух месяцев, дети раннего возраста ( от одного года до трех лет) и дошкольники (от трех до семи лет).
Следующее отличие ФГТ от ФГОС касается результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования. ФГТ не исключали возможности измерения результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного образования в форме мониторинга, основным методом которого является наблюдения педагога. Во ФГОС, напротив, результаты освоения основной образовательной программы фиксируются в качестве основных целевых ориентиров, которые запрещено измерять. Допускается лишь оценка индивидуального развития детей ( п. 3.2.3 ФГОС ДО). Такая оценка производится педагогическим работником рамках педагогической диагностики ( оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшего планирования). Во ФГОС во главу угла ставятся условия, созданные в образовательном процессе ДОО: материально – технические, психолого – педагогические и др.
Во ФГОС нет комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса, расширен диапазон соотношения частей образовательной программы: обязательная часть не менее 60%, и часть, формируемая участниками образовательного процесса 40%. А в ФГТ это соотношение составляло 80%/20%.
Что же общего между ФГТ и ФГОС? Во – первых, и ФГОС и ФГТ направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, охрану и укрепление физического и  психического развития детей. Во – вторых, в образовательном процессе ФГТ используются следующие виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно – исследовательская, продуктивная, музыкально – художественная, чтение. Во ФГОС также используются все те же виды деятельности. В – третьих, и во ФГОС и в ФГТ основным видом деятельности дошкольников является игра. В – четвертых, и ФГОС и ФГТ подразумевает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач. В – пятых, и во ФГОС и в ФГТ существует принцип интеграции образовательных программ. И, наконец, в – шестых, весь образовательный процесс во ФГОС и в ФГТ построен на взаимодействии взрослых и детей.