Выступление на августовских педагогических встречах. Тема "Результаты образования: разные подходы к одной проблеме"
Как обозначено в Законе РФ «Об образовании», система дошкольного образования является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в дошкольном учреждении.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем.
Понятие «качество образовательного процесса» многогранно:
• с точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме;
• с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье детей (как психическое, так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности поступления и школу и др.;
• с точки зрения воспитателей, это, с одной стороны, положительная оценка их деятельности руководителем ДОУ и родителями (законными представителями), с другой — успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников;
• с точки зрения, руководителя ДОУ это:
- во-первых, эффективность деятельности воспитателей и дошкольной организации как организационной структуры;
- во-вторых, высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны родителей и детей;
- в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников детского сада;
- в-четвертых, высокая оценка деятельности руководителя и ДОУ со стороны управляющих органов образования;
- с точки зрения руководителя микро или макро-уровня, это эффективность функционирования и повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.
Анализ разных подходов к оценке качества дает основание утверждать, что показатели результативности должны быть количественно ограниченными, проверяемыми и позволяющими устанавливать продвижение ребенка в своем развитии на протяжении всего дошкольного детства.
Обозначу проблемы организации получения детьми качественного дошкольного образования в нашей дошкольной организации и раскрою подходы к решению проблем с точки зрения администрации и педагогов.
В дошкольном учреждении отсутствует необходимый (в расчете на количество воспитанников) квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми (учителя-логопеды, логопеды, воспитатели и инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, медицинские работники, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи). Вообще в штатном такие ставки отсутствуют.
В связи с этим педагоги проходят обучение (в том числе через самообразование), участвуют в семинарах, педсоветах, кустовых методобъединениях. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации, курсовую подготовку по ФГОС ДО (100%). Однако, этого не достаточно, так как в Программе развития прописаны ожидаемые конечные результаты:
- расширение спектра образовательных услуг ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, а также для выявления и развития способных и одарённых детей;
- создание системы качественного воспитания детей в соответствии с ФГОС. А для этого просто необходимы квалифицированные специалисты.
Старение педагогических кадров. Педагоги нашего образовательного учреждения – профессионалы своего дела, их отличают творческий подход к работе, инициативность, доброжелательность, демократичность в общении, открытость.
Образовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами согласно штатному расписанию: всего педагогов - 6 человек, из них воспитателей - 4 человека, музыкальный руководитель — 1 человек, старший воспитатель – 1 человек.
В детском саду трудятся: 2 педагога с первой квалификационной категорией, 3 педагога — СЗД.
Средний возраст педагогов составляет 52 года.
Педагогический состав стабилен – 90% педагогов имеют стаж работы более 20 лет, 99% имеют среднее специальное педагогическое образование. Один педагог является студентом Каменск-Уральского педагогического колледжа, стаж работы – 1 год. И еще два студента проходят обучение в колледже, мы с нетерпением ждем их.
Из-за недостаточного финансирования, пространственная среда не в полной мере соответствует современным требованиям; отсутствие здоровьесберегающего оборудования используемого в профилактических целях.
За последние 5 лет предметная среда образовательного учреждения пополнилась новыми комплектами детской корпусной и мягкой мебели, наборами игрового, дидактического материала. Это за счет субвенций.
Система предметно-развивающей среды учреждения (помимо групповых помещений) включает:
- отдельные музыкальный и физкультурный залы;
- кабинет ОБЖ;
- спортивная площадка.
Предметно-пространственная развивающая среда групп детского сада организуется на принципах комплексирования, свободного зонирования и подвижности. Строится с учетом организации деятельности детей.
Чтобы обеспечить психологическую защищенность, развитие индивидуальности ребенка, мы учитываем основное условие построения среды - личностно-ориентированную модель.
Расстановка мебели, игрового и дидактического материала согласовывается с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания, и в соответствии с требованиями СанПиН.
Педагогами ДОУ ведется постоянная работа над модернизацией среды, поиск более совершенных форм. И в основном воспитатели многое делают своими руками. Это не жалоба, а констатация факта. И, надо отметить, сделано это с душой, эстетично и, главное, «работает».
Для разработки ООП в настоящий момент еще не разработаны Примерные основные образовательные программы, которые служили бы базой для разработки образовательных программ дошкольной организации. Это от нас не зависит.
Требования ФГОС к результатам освоения Программы представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. По завершении воспитательно-образовательного процесса проводится итоговая диагностика воспитанников. Об эффективности педагогического процесса позволяют судить результаты итоговой диагностики воспитанников по пяти образовательным областям. Сравнением данных итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами определяется степень достижения целей педагогического процесса.
Анализируя соответствие желаемых и достигнутых результатов, можно определить причины, препятствующие реализации намеченного, корректировка программ и технологий. Однако существует проблема - Нет разработанного инструментария для проведения диагностики. В нашей организации разработаны карты индивидуального развития детей на основе разработок Юлии Александровны Афонькиной.
Основной метод диагностики – наблюдение, которое может дополняться педагогом:
• изучением продуктов деятельности детей,
• свободными беседами с детьми,
• анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении и особенностей их ребёнка.
Наблюдение осуществляется педагогом повседневно, во всех образовательных ситуациях, попутно с выполнением иных профессиональных функций.
Педагогическая диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год – в начале года и в конце.
Процедура педагогической диагностики.
1-й шаг. Педагоги совместно со старшим воспитателем (и педагогом-психологом) изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их реализации. Данные показатели составят для педагога схемы наблюдения за детьми.
2-й шаг. Педагоги, работающие в данной возрастной группе, коллегиально под руководством старшего воспитателя соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребёнка.
Уровни определяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателями уровней: высокого, среднего, низкого и низшего.
Если не все критерии совпадают, то выделяют промежуточные уровни: низший/низкий, низкий/средний, средний/высокий.
Каждый последующий уровень определяет для ребёнка «зону ближайшего развития». Составляют индивидуальные профили эффективности педагогических воздействий для каждого ребёнка. Данные по группе детей систематизируют и отражают в таблицах.
На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы, а также планируют индивидуальную работу по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки.
В середине учебного года педагогическая диагностика проводится только с детьми «групп риска». И опять же, здесь необходимы узкие специалисты для более точного диагностирования таких детей.
3-й шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении ее индивидуализации как с конкретными детьми, так и с группой детей.
В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Данные обсуждаются и интерпретируются, выявляются причины недостатков, определяются ресурсы и пути для их минимизации.
Таким образом, определяется основа для конструирования образовательного процесса на новый учебный год, а также для организации методической работы с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети Родители (законные представители) Воспитатели дошкольной организации Руководитель ДОУ Качество образовательного процесса:
Повышение квалификации Ф. И. О. Должность Курсовая подготовка Воробьева О. И. Заведующий 2015 "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 2015 "Обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" 2015 "Разработка основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО" 2016 "Внедрение и реализация эффективного контракта в ОО" Алексеева В. А. Старший воспитатель 2014 ИРО "Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО" 2015 ИРО "Разработка основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО" Карташева Н. Е. Музыкальный руководитель 2014 ИРО "Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО" Крапивина н. И. Воспитатель 2014 ИРО "Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО" Кузнецова О. С. Воспитатель 2014 ИРО "Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО" Рожина Т. В. Воспитатель 2015 ИРО "Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО" 2014 ИРО "Научно-методическая и психолого-педагогическая сопровождение детей с ОВЗ в ОУ" Осинцева Е. В. Воспитатель 2015 ИРО "Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО"
Кадровый состав
Результаты освоения основной образовательной программы Образовательная область 2014-2015 учебный год 2015-2016 учебный год Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень «Социально-коммуникативное развитие» 55% 45% - 59% 41% - «Познавательное развитие» 54% 46% - 56% 44% - «Речевое развитие» 20% 80% - 26% 74% - «Физическое развитие» 85% 11% - 89% 11% - «Художественно-эстетическое развитие» 60% 40% - 63% 37% - Образовательная область Количество детей, % Высокий Средний Низкий «Физическое развитие» 10/91% 1/9% - «Социально-коммуникативное развитие» 11/100% - - «Речевое развитие» 4/36% 7/64% - «Познавательное развитие» 4/36% 7/64% - «Художественно-эстетическое развитие» 1/9% 10/91% - Выпускники Май 2016г.
1-й этап Подготовительный 2-й этап Проведение непосредственно диагностики 3-й этап Обработка полученных данных 4-й этап Выводы и рекомендации 5-й этап Мониторинг (делает творческая группа или старший воспитатель со специалистами) Организация проведения диагностического обследования детей и механизм обработки полученных данных
изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг; выбор миссии, основных целей и направлений деятельности ДОУ; планирование и выбор образовательных программ и технологий; решение задачи обеспечения воспитательно-образовательного процесса; отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации; первичная диагностика; организация воспитательно-образовательного процесса; текущий контроль воспитательно-образовательного процесса; отслеживание жизнедеятельности выпускников. Модель управления качеством образования
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/08/26/p1190697.jpg)