Развитие социализации детей в условиях детского сада
Важнейшей задачей дошкольного образования в условиях ДОУ является восстановление и укрепление здоровья, развитие возможностей и склонностей ребенка к успешной самореализации в образовательном пространстве в среде сверстников и, в дальнейшем, к интеграции в школьное ученическое сообщество. Это положение определяет особую актуальность усиленной социализации воспитанников детского сада. Актуальность социализации детей усиливается при констатации у них нарушений речевого развития – интеллектуальной и культурной основы благополучия детей в сообществе ровесников и во взаимоотношениях со взрослым миром. Поэтому для ДОУ комбинированного вида задачи благополучной и своевременной социализации дошкольников наиболее актуальны и становятся предметом экспериментальной деятельности педагогического коллектива, импульсом инновационного развития дошкольного образовательного пространства.
Важнейшим педагогическим феноменом на этом этапе образования является социализация детей дошкольного возраста, которая в современной педагогике остается полемическим вопросом.
Педагогическая диагностика социализации детей часто остается проблемой и не находит продуктивных проекций в реальном образовательном процессе.
В игровом взаимодействии с педагогом и другими детьми у ребенка развиваются индивидуальность, активность, самостоятельность и другие качества личности, которые определяют его социальность. В игровом взаимодействии педагог:
- направляет общение детей;
- организует ситуации свободного выбора;
- регулирует совместную деятельность детей разного возраста: создает развивающую социальную среду для становления воли ребенка, обретение им умений социокультурно приемлемой самозащиты, устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающих, преодоления конфликтов и провокаций к нарушению поведенческой нормативности.
Социализация - развитие личностных качеств при освоении человеком социальных, культурных норм и постепенном осмыслении их как личностно значимых ценностей. Становясь частью социальной общности, группы людей, ощущая себя включенным в систему социальных отношений, обретая в ней свое место и собственное понятие о самоценности выполняемых социальных ролей, человек социализируется.
Социализируясь, человек является как объектом, так и субъектом социализации:
- окружающая социальная среда формирует личностные качества человека соответственно с функционирующими в ней культурными ценностями, влияя на него как на объект;
- вырабатывая собственное отношение к социальным нормам, личность накапливает опыт взаимодействия и воздействие на социальное окружение, самореализуясь как субъект.
Взрослея, человек подпадает под все большее количество социализирующих факторов:
- семья, сверстники, образовательная среда ДОУ – микрофакторы.;
- позже начинают воздействовать средства массовой информации, осознаются национальные, классовые, региональные, контексты становления личности – мезофакторы.
Личностные характеристики ребенка отражают формирующуюся у него систему ценности, особенности его в социализации. В игровом взаимодействии педагог получат возможность наблюдать и направлять процесс социализации детей в формах, сообразных их возрасту и общекультурному развитию.
В игре ярко проявляются основные показатели личностного становления ребенка – деятельность, общение, самосознание.
В деятельности ребенок осваивает новые социальные роли, осмысливает их значимость и оценивает успешность их исполнения относительно принятых для себя ценностей. У него постоянно вырабатываются:
- собственные критерии выбора вида деятельности в конкретной игровой ситуации;
- отношение к своему участию в игре;
- навыки эффективного исполнения игровой роли с точки зрения социальной предпочтительности результата.
Социальное самоопределение ребенка формируется при самореализации в системе взаимодействий с другими людьми: ребенок раскрывает себя, осознавая свои цели, значение деятельности для саморазвития, осмысливая свою субъективность, возможные перспективы взаимоотношений.
Общение является важным условием социализации: чем шире и разнообразнее сфера общения ребенка, тем богаче его субъективный личностный опыт взаимоотношения с разными людьми в разных жизненных ситуациях. Бедные по социальным функциям условия детства приводят к формированию «унифицированной» структуры личности – бедность набора и, соответственно, проявления индивидуальных стратегий поведения в различных жизненных ситуациях. В поведенческом отношении ребенок может быть успешен или хотя бы адекватен лишь в привычных ситуациях, количество которых в его жизни достаточно ограничено. В большинстве непривычных для него обстоятельств ребенок теряется, прибегает к реакциям психологической защиты (не всегда социально приемлемым и всегда чреватым для ребенка негативизмом восприятия окружения).
Самосознание ребенка развивается при расширении опыта самопознания – знание себя, своих возможностей; оценка себя; отношение к себе. Представление ребенка о себе складывается под влиянием отношения к нему окружающих, места и роли, отводимых ему социальным окружением. Представление о себе в определенном смысле отражает отношение ближайшего социума к ребенку.
Процесс социализации обусловливается диалектическим единством противоречивых по своей сути направлений преобразования и развития личности – адаптацией, автономизацией и активизацией личности ребенка.
Социальная адаптация представляет приспособление индивида к условиям социальной среды, к выдвигаемым окружающими требованиям взаимоотношений и взаимодействий, следование ценностным ориентирам референтной группы.
Социальная автономизация заключается в устойчивости поведения и отношений, обусловленной не ситуативными обстоятельствами, не внешне продиктованными нормами или правилами, а представлениями о себе, своих правах и возможностях, самооценкой.
Социальная активность выражается в реализуемой готовности к социальным действиям, к преобразованию окружающей социальной среды согласно собственным установкам, ценностям, потребностям.
Характер сочетания этих трех аспектов освоения окружающего мира определяет индивидуальные особенности социализации личности.
Несоответствие требований, предъявляемых ребенку окружающими людьми, и его готовности соответствовать им предопределяют возникновение трудностей социализации.
Трудность овладения социальной социальной ролью возникает тогда, когда ребенок не вполне осведомлен о сущности роли или понимает ее, а также когда у ребенка нет возможности опробовать себя в данной роли, когда отсутствуют условия для социального проигрывания роли. Игровое взаимодействие открывает неоценимые возможности для развития социального опыта самореализации ребенка в разнообразных ролях, что часто не представляется ему реальными условиями развития в семье или образовательном учреждении.
Для полноценного социального становления личности ребенка необходимо обусловить ряд позитивных факторов:
- ребенок должен иметь социальные образцы в виде реально исполняемых взрослыми мужских и женских ролей, способов поведения в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, так как ранее развитие осуществляется подражательно;
- ребенок должен иметь опыт включения в разнообразные человеческие отношения – опыт общения с людьми разного возраста, социального статуса, родственных связей и т.п.;
- ребенок должен иметь опыт совместного проживания не только с членами свой семьи, что позволит ему понять и научиться учитывать потребности других людей, выражать свое позитивное отношение к ним в поведении.
Игровое взаимодействие располагает широкими возможностями для восполнения недостаточного или компенсации искаженного социального опыта ребенка.
Социальные умения выражать суть социальной роли, преобретаемые ребенком в педагогически направляемой игре, в дальнейшем переносится им в реальные жизненные ситуации. Понимание жизненной ситуации и выбор соответствующей ей и своим установкам роли для себя являются показателями социализации личности.
При организации игр игрового взаимодействия детей между собой и со взрослыми, педагогом важно обеспечить ребенку свободное освоение разных, в том числе неприглядных, игровых ролей, когда он без страха внешней оценки, несоответствия ожиданиям других людей, может приобрести собственный опыт социального самовыражения, творческой самобытности.
Социальные взаимоотношения со взрослым в игре предопределяют развитие типических личностных черт ребенка: например, попустительские отношения способствуют развитию конформных черт, соревновательные – доминантных и т.п. Педагог должен регулировать игровые взаимоотношения соответственно социальному личностному развитию ребенка, гармонизируя типические проявления в игровом поведении. В игровом взаимодействии ребенок может приобрести личностные новообразования, гармонизирующие его развитие: автономность, инициативность, социальную умелость культуросообразного самовыражения; социальную компетентность в ситуациях, не предоставляемых реальными условиями жизни, но важных для дальнейшего опыта ребенка.