Статья - Роль народных игр и игрушек в воспитании детей
Народные игры и игрушки - нужны ли они современным дошкольникам?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_9.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников».
ДЕТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.
В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, - это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм, в настоящее время относятся: «Гуси - лебеди», «Коршун и цыплята» и другие. Кто придумал эти игры? Когда они возникли?
На этот вопрос можно ответить: они созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные запросы. Перенимают эти игры дети в детском саду, играя друг с другом, на улице, в скверах, именно в тех коллективах, которые организуются ими самими.
Передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр, в силу чего они входят как составной материал в программу воспитания в детских садах. Русская педагогика рассматривала народные детские игры, как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребенка, но и в годы его школьной жизни.
П. Ф. Лигафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования, К. Д. Ушинский считал эти игры материалом наиболее доступным, понятным, для маленьких детей, вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Е. Н. Водовозова и другие пионеры общественного дошкольного воспитания в России заложили начало самобытной, национальной системы воспитания детей, введя русские народные игры, песни, сказки в практику работы детского сада. Эти традиции были продолжены в работах Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой, Н. С. Филитиса.
ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ НАЧАЛО НАРОДНЫХ ИГР
Какие же ценные педагогические свойства содержат народные детские игры, каково их воспитывающее начало? Прежде всего, они служат несомненным доказательством педагогического мастерства.
Поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих игр до зрелости.
Пока дитя еще мало, все игры обращены индивидуально к нему, его забавляют, развлекают несложными играми со звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми прибаутками. Тут и «Ладушки» и «Сорока- ворона».
Но вот ребенок научился ходить, бегать и характер игр резко изменяется – появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство ответственности перед всем коллективом. И вместе с тем в этих играх не гасится самостоятельность детей. Ребенок испытывает много положительных чувств, которые возбуждает игра. Он радуется тому, что мышка не поймалась кошке, сочувствует пойманному и т. п.
Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы.
Народные игры, как правило, образны. Поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Характерно то, что образ в игре не статичен. Происходит это в силу того, что в игре есть свой случай, событие, оно и составляет игру, именно его и переживает ребенок. В игре «Коршун и наседка» коршуну нужно утащить цыпленка. В игре «Гуси – лебеди» волку нужно поймать гусей, гусям убежать от него. Этот признак роднит народные игры с творческой детской игрой, где дети зачастую создают такой случай, событие, но там он быстро исчезает под наплывом новых впечатлений, в описываемых же нами играх события принимают устойчивую форму.
Действия, составляющие игру, как правило, противоположны друг другу. Коршун ловит – наседка защищает. Ловит медведь – убегают дети. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения, и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
По такому плану построены наиболее популярные народные игры: «У медведя во бору», «Гуси – лебеди» и т. д.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ.
Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на нее, как на продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные, яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры или занимательных медведей – кузнецов, пильщиков, плетеную кукольную мебель? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской – это дымковские или городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям их детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии.
Русская народная игрушка имеет свою историю. подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные, как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане.
В народной русской игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны игрушки: ванька – встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны.
Есть среди этих игрушек и такой тип ее, в котором познавательный момент введен ясно и отчетливо. Однако применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено, что резко отделяет ее от пособия, в то время, как в фабричной игрушке это отличие зачастую стирается.
Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, бабки, городки и т. д.
Можно проследить, как рождаясь повсеместно в виде самодельных кукол, коней из соломы, дерева, коры, игрушка постепенно становится предметом народного искусства, неся в себе определенные традиции этого искусства. Появляются «гнезда» производства такой игрушки – Городец, Семенов, Вятка (ныне город Киров, Загорск, Бабенки, Богородск и др., где развивалось и упрочилось подлинно – национальное русское искусство игрушки.
Изобразительное народное искусство, именно через народную игрушку непосредственно адресовано детям: все в ней обращено к ребенку - ее содержание, форма, окраска. На вопрос, предложенной вятской художнице – игрушечнице Е. А. Кошкиной, о том, чем руководствуется она при создании игрушек, она ответила: «А вот смотрю, чем ребятишек потешить, да позабавить… да и придумаю». И выходили из ее рук резвые кони с наездниками, свинки со стоящими на их спинках зайцами и другие забавные игрушки – свистульки. Той же мыслью руководствуется Богородский игрушечник, вырезывая из дерева целое стадо, и дедушка, делающий для своих внучат свисток, тележку, лодку.