Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие по сказкам».
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать.
Задачи:
Формирующие:
- Закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- Закрепить понятия: «длинный – короткий»; «большой – поменьше – самый маленький».
- Закреплять умение считать в пределах 5 и отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
- Закреплять понятие о времени суток.
- Учить составлять целое из частей.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные способности в работе подгруппами
- Развивать зрительное восприятие
- Развивать двигательную активность
Воспитательные:
- Воспитывать желание оказывать помощь, быть отзывчивыми.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Материалы и оборудование:
- магнитная доска;
- куклы Красная шапочка; Маша
- игрушки поросята
- картинки с изображением героев сказки «Теремок»;
- изображения деятельности человека в разное время суток;
- разрезные картинки для работы в подгруппах;
· «Ковёр-самолёт», геометрические фигуры - «заплатки», (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
· полоски разной длинны.
· квадраты разного размера на каждого ребенка
Предварительная работа:
· Беседа с детьми «о частях суток и их последовательности»
· Дидактическая игра «Когда это бывает?»
· Чтение сказок
ХОД НОД
Организационный момент.
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, все дети любят сказки. Скажите, вы какие сказки знаете? Давайте, сочиним свою сказку. А как можно сочинить сказку, что для этого нужно, вы как думаете? Решено, мы отправляемся в сказку за сказочными предметами! А попасть в сказку можно, как вы думаете?
Ребята, сегодня утром, когда я пришла в группу, то обнаружила странный предмет, как вы думаете, что это такое? Конечно, это волшебный «ковер-самолет» мы на нем и отправимся путешествовать.
На полу лежит «ковер-самолет», а на нем дырки в виде геометрических фигур.
Воспитатель: Ребята, ковер долго лежал и не использовался и его прогрызли мыши, он оказался в дырках. Мы не сможем отправиться на нем в путешествие, пока не починим его - поставим заплатки.
На разносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для «дырки» на ковре, называя, какую геометрическую фигуру они берут.
Воспитатель: Вот и готов ковер – самолёт. Можно отправляться в путь. Занимайте места на ковре – самолете. Отправляемся в полет (дети встают вокруг «ковра– самолета»).
С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится, что же с нами приключиться?
Попадём на нём мы в сказку, а в какую? Вот подсказка (конверт с загадкой):
На полянке дом стоял,
Кто – то в домик забежал.
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог…
Это сказка ... (ТЕРЕМОК).
Воспитатель: Мы прилетели в сказку «Теремок». Смотрите, нас встречают все жители Теремка. Давайте их сосчитаем.
Сколько всего жителей?
Кто стоит 3 по счету?
Кто стоит 5?
Лиса, какая по счету? Лягушка?
Воспитатель: Ребята, чем заканчивается сказка? Давайте поможем героям сказки построить новый дом.
Д/ игра «Разрезные картинки»
Дети из коробки достают части картинок. Деталь с одной стороны цветная, а с другой - это часть изображения. Дети делятся на подгруппы согласно цветам.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие сказочные дома получились. Скажите, они одинаковые по размеру? Кто может жить в большом тереме? В теремке поменьше? В самом маленьком?
Вот мы и помогли героям Теремка справиться с трудностями, а теперь нам нужно лететь дальше. Какой волшебный предмет мы возьмем из этой сказки? Летим дальше (дети встают вокруг «ковра– самолета»).
Воспитатель:
С вами мы опять в полёте, на ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится, что же с нами приключиться?
Снова попадём мы в сказку, а в какую? Вот подсказка (конверт с картинкой: «три домика»)
Воспитатель: Как вы думаете, чьи это домики? А прилетели мы с вами в сказку «Три поросенка». Давайте поздороваемся. Как звали поросят? Поросята веселые и очень любят играть в кубики. Они и нам тоже предлагают поиграть.
Д/ игра «Разложи в порядке убывания».
Дети садятся за столы. Перед ними квадраты разного размера по 4 на каждого ребенка.
Воспитатель: Молодцы, а теперь поросята хотят поиграть с вами в прятки. Пока вы раскладывали квадраты, они спрятались. Найдите их (дети ищут поросят).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Нам пора отправляться дальше, какой волшебный предмет мы возьмем из этой сказки с собой? Отправляемся в следующую сказку? (дети встают вокруг «ковра – самолета»).
Воспитатель:
С вами мы опять в полёте на ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится, что же с нами приключится?
Сядем в сказке , в этом месте – будет очень интересно! (воздушный шар с загадкой):
Сказка о девочке, чьё имя чаще всего используется в сказках и начинается со звука /М/
Воспитатель:
Она в коробе сидит,
Далеко она глядит.
Как вы думаете, в какую сказку мы попали?
Правильно – это сказка «Маша и медведь». Посмотрите, Маша сидит около корзины с пирожками и ждет, когда же придет Мишка, чтобы отнести корзину в деревню. Мишка сказал, что он вернется вечером, но когда наступит вечер, Маша не знает. Ребята, нужно Машеньке помочь!
Д/игра «Время суток».
Картинки с изображением частей суток на 4-х разных мольбертах. На разносе картинки по количеству детей с изображением занятий человека в разное время суток. Дети берут картинки с разноса и соотносят их карточкам с частями суток.
Воспитатель: Молодцы ребята, научили Машу определять части суток, а теперь нам пора в путь. Какой предмет мы возьмем из этой сказки? (дети встают вокруг «ковра– самолета»).
Воспитатель:
С вами мы опять в полёте на ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится, что же с нами приключится?
Сядем в сказке , в этом месте – будет очень интересно! (конверт с шапочкой красного цвета)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто – то потерял шапочку. Как вы думаете, чья она? В какую сказку мы попали?
Воспитатель: Скажите, в сказке К.Ш. шла, по какой дороге к бабушке? А волк? Кто пришел быстрее? Почему? Ребята, нам нужно проводить Красную Шапочку к домику её бабушки, но так, чтобы К.Ш. пришла быстрее волка. Какую дорожку мы выберем для К.Ш.? А для волка?
Д/ игра «Дорожки»
На полу лежат полоски длинные и короткие. Девочки выбирают короткие полоски, а мальчики длинные, составляя из них длинную и короткую дорожки.
Воспитатель: Молодцы ребята, мы и пришли к домику бабушки? Какой предмет мы возьмем из этой сказки? Пора нам возвращаться в детский сад (дети встают вокруг «ковра– самолета»).
С вами мы опять в полёте, на ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится – должен в группе приземлиться.
Рефлексия.
Вот мы и в группе. Вам понравилось путешествие по сказкам. На чём путешествовали?
В каких сказках мы побывали? Какие волшебные предметы привезли с собой?
Итог:
Давайте сочинять сказку (дети вместе с воспитателем сочиняют свою сказку с использованием тех предметов и участием тех героев, которые были взяты из других сказок).