Проблемы социально-личностного воспитания в ДО
Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к воспитанию детей. То, что будет заложено в душу ребёнка в дошкольном возрасте, проявится позднее, станет его жизнью.
Развитие личности не может происходить на каком-либо отдельном занятии. Как личность ребёнок развивается постоянно: играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и со сверстниками. Ребёнок учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила, нормы поведения в обществе, то есть становится социально-компетентным.
Я работаю в комбинированной группе, которую посещают и обычные дети и дети с нарушением слуха (дети после кохлеарной имплантации). Наблюдая за детьми своей группы я заметила проявления грубости, порой даже "эмоциональной глухоты", враждебности и т. д. Поэтому вопросы профилактики и коррекции таких явлений - это основные задачи, которые воспитатели должны решать. В своей работе, для решения поставленных задач, я использую программу "Истоки" Парамоновой Л. А. и другие.
Для преодоления существующих проблем в нашей группе было выделено несколько направлений социально-личностного развития ребёнка:
1. Работа по достижению эмоционального благополучия ребёнка:
- утро радостных встреч, когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на добрые события дня;
- индивидуальные беседы на интересующие детей темы;
- индивидуальные фотовыставки ("я маленький", "Я играю", "Я помогаю маме") и т. д.
- персональные творческие выставки детей (повышают статус ребёнка в группе) ;
- празднование Дня Именинника;
- предметно-развивающая среда в группе (уголок уединения, оборудование для самостоятельной деятельности детей и т. д.
2. Работа по воспитанию положительного отношения к людям:
- дидактические игры "Народы мира", "У кого какой дом", "Подбери картинку! " и другие) ;
- рассматривание иллюстраций (формирование правильного поведения в различных ситуациях) ;
- разбор ситуаций;
- намеренное создание ситуаций, требующие от детей взаимопомощи.
3. Развитие коммуникативной компетенции ребёнка:
- специальные игры и упражнения, направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций "Облако настроения", Зеркало";
- игры-драматизации;
- театрализованные игры;
- просмотр спектаклей;
- чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героя, его настроения, поступков.
4. Развитие социальных навыков:
- дидактические игры выбери, что правильно, а что неправильно) ;
- игры-тренинги "Поможем друзьям", элементы сказкотерапии.
5. Формирование бережного отношения к окружающему миру:
- беседы по экологии;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры природоведческого содержания;
- разбор ситуаций;
- просмотр ситуаций на экологические темы;
- акции "Посади цветок", "Покорми птиц" и другие;
- уход за растениями в уголке природы;
- трудовая деятельность.
Важно, чтобы дети стали свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относится к другим. Это поможет им понятыми, принятыми и признанными, а значит, успешными в обществе людей.