проект : Народное декоративно-прикладное искусство.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется проект на тему : Народное декоративно-прикладное искусство.
Проблема :В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле, «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны» [Усова 2005].
Цель проекта Познакомить детей, родителей с народными художественными промыслами. Создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре. Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи проекта:
Вызвать у детей интерес к народной культуре.
Создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре.
Уточнить и расширить знания детей о росписи: хохломы, городца, дымки, матрешки, гжели.
Формировать навыки технического исполнения росписей.
Развивать творческое воображение.
Формировать активное гуманистическое отношение к окружающему миру.
Тип проекта: творческий, долгосрочный.
Сроки проведения: октябрь-март.
Вид проекта: семейный, групповой
Количество участников проекта: воспитатели, дети – 17чел., родители – 10 чел.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность реализации проекта.
Тема проекта актуальна, так как народное искусство играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Советские педагоги А.Г. Усова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.
Ожидаемые результаты.
У детей сформируются:
• Сформированная предметно- развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.
• Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей
У родителей:
· Повысится интерес к совместной деятельности
· Гармонизируются детско-педагогические отношения
· Повысится уровень культуры личности.
Продукт проектной деятельности: Развлечение « Город мастеров»
Этапы реализации
1 этап: Подготовительный. Цель: выявление знаний педагогов, родителей, детей о народном русском творчестве.
2 этап: Реализация проекта.Цель: Знакомство детей, родителей, педагогов с народными традициями, бытом, декоративно-прикладном искусством
Работа с детьми.:Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций. Чтение художественной и научной литературы о народном творчестве. Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике).Разучивание стихов, песен. НОД: изо: «Украсим матрешек» «Рисование матрешек «весёлые матрёшки» «Знакомство с Хохломской росписью» «Роспись силуэтов» «Украсим силуэты» е «Украсим посуду хохломской росписью» «Украшение объемной посуды элементами хохломской росписи «Знакомство с искусством Гжельской росписи» «Ваза для весенних цветов» (гжель) «Рисуем Гжель» «Праздник волшебного рисунка» «Нарисуй какой хочешь узор» «Дымковские куклы» «Домашние животные» «Вылепи какую хочешь дымковскую игрушку» «Знакомство с городецкой росписью «Городецкая роспись» «Городецкая роспись деревянной доски» «Нарисуй какой хочешь узор «Украсим матрешкам фартук»
Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике
.Рассматривание научной литературы.
СД: Развлечение « Город мастеров»
Организация игровой деятельности детей. Перечень игр и упражнений: Д/и «Собери целое Д/и «Обведи и раскрась Д/и «Найди пару Д/и «Продолжи рисунок Д/и «Кто быстрее соберет матрешку» Д/и « Угадай к какому промыслу относится»
3 этап: Заключительный1.Обобщение опыта работы по проблеме 2.Оформление альбома детских работ 3.Выставка детских рисунков, работ из глины и пластилина. 4. Развлечение « Город мастеров»
Схема реализации проекта
октябрь
Дни недели | 1 неделя | 2 неделя | 2 неделя | 4 неделя |
понедельник | Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров | Беседа о Дымке | Заучивание стихотворения «Дымка» | Роспись различных силуэтов в свободной деятельности |
вторник | Беседа об истории дымковской игрушки | Д/и «Собери целое» | Д/и «Обведи и раскрась» | Заучивание загадок о дымке |
среда | Д/и «Найди пару» | Занятие: «Дымковские куклы» | Занятие: «Домашние животные» | Занятие: «Вылепи какую хочешь дымковскую игрушку» |
четверг | Занятие:»Знакомство с росписью дымковских игрушек» | Загадывание загадок про дымку | Беседа с детьми «Из чего делают дымковские игрушки» | Выставка детских работ |
пятница | Чтение стихов о дымке | Родительское собрание: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» | Рассматривание иллюстраций, дымковских изделий | Оформление мини-музея « Народные промыслы» |
ноябрь
Дни недели | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
| Рассматривание иллюстраций и изделий Городецких мастеров | Беседа о росписи Городца, названий росписи: купавки, розаны т.д. | Чтение стихотворений о Городецких мастерах и их изделиях | Чтение стихов о «Городце» |
| Беседа с детьми об истории Городца | Д/и «Продолжи рисунок» | Беседа с детьми «Из чего сделаны изделия Городецких мастеров» | Д/и «Найди пару» |
| Занятие «Знакомство с городецкой росписью» | Занятие «Городецкая роспись» | Занятие «Городецкая роспись деревянной доски» | Занятие «Нарисуй какой хочешь узор» |
| Д/и «Найди такой же узор» | Заучивание стихов о Городце | Д/и «Собери целое» | Закрепляющая беседа об истории Городца |
| Чтение стихов о Городце | Консультация для родителей:»Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» | Рассматривание изделий городецких мастеров | Выставка детских работ |
Декабрь
Дни недели | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
| Рассматривание Семеновской матрешки
| Беседа с детьми о матрешках, истории их возраждения | Д/и «Обведи и раскрась» | Чтение стихов, пение песен о матрешках. |
| Чтение стихов, слушание песен о матрешке | Д/и «Кто быстрее соберет матрешку» | Закрепляющая беседа об истории возникновения матрешек | Заключительная беседа о матрёшках. |
| Занятие «Украсим матрешкам фартук» | Занятие «Украсим матрешек» | Занятие «Рисование матрешек» | Занятие «весёлые матрёшки» |
| Д/и «Найди пару» | Заучивание танца матрешек | Д/и «Найди отличия» | Д/и «Собери целое» |
| Беседа сдетьми о семеновских матрешках | Чтение стихов о матрешках | Консультация для родителей «Творчество и воображение» | Выставка детских работ |
январь
Дни недели | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
|
|
| Рассматривание иллюстраций и изделий хохломских мастеров (знакомство с народным промыслом «хохлома») | Рассматривание хохломских изделий (какие элементы используют мастера в росписи, что предпочитают рисовать) |
|
|
| Д/и «Найди пару» | Чтение стихов о хохломе |
|
|
| Занятие «Знакомство с Хохломской росписью» | Занятие «Роспись силуэтов» |
|
|
| Чтение книги Н.Бедник «Хохлома» с. 16-21 (об истории хохломской росписи) | Беседа с детьми «Из чего делают хохломские изделия и техника рисования» |
|
|
| Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью» | Заучивание стихотворения о хохломе «Ох, Россия, ты Россия…» |
февраль
Дни недели | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
| Беседа о технологии и истории промысла (хохлома) | Беседа о видах росписи | Закрепляющая беседа о видах росписи | Рассматривание иллюстраций и изделий Гжельских мастеров |
| Чтение стихов о хохломской росписи | Изготовление посуды из теста | Заучивание стихов о хохломе | Чтение стихов о гжели |
| Занятие «Украсим силуэты» | Занятие «Украсим посуду хохломской росписью» | Занятие «Украшение объемной посуды элементами хохломской росписи» | Занятие «Знакомство с искусством Гжельской росписи» |
| Д/и «Продолжи рисунок» | Д/и «Найди пару» | Д/и «Узнай элемент росписи» | Д/и «Придумай свою роспись» |
| Рассматривание изделий хохломских мастеров и иллюстраций | Заучивание стихов о хохломе | Выставка работ | Консультация для родителей «Ступени к творчеству» |
март
Дни недели | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
| Рассматривание изделий гжельских мастеров | Чтение стихов, Разучивание песни «Русский сувенир» | Рассматривание картин и изделий мастеров народных декоративных промыслов | Беседа о народных промыслах |
| Беседа об истории возникновения Гжели | Беседа о гжельской росписи | Чтение стихов о народных промыслах | Чтение стихов |
| Занятие «Ваза для весенних цветов» (гжель) | Занятие «Рисуем Гжель» | Занятие «Праздник волшебного рисунка» | Занятие «Нарисуй какой хочешь узор» |
| Д/и «Обведи и раскрась» | Д/и «Найди такую же роспись» | Д/и « Угадай к какому промыслу относится» | Д/и «Придумай свою роспись» |
| Чтение стихов о Гжели | Беседа с родителями о помощи и участии проведения праздника | Выставка детских работ | Развлечение «Город мастеров» |
Критерии анализа и оценки созданных детьми изображений используя методические рекомендации О.А. Соломенниковой. Критерии данной диагностики следующие [Соломенникова 2005]:
1. Цвет:
высокий уровень (В) – ребёнок знает цветовую гамму для дымковской росписи;
средний уровень (С) – знает цветовую гамму, но иногда забывает цвета;
низкий уровень (Н) – не знает цветовую гамму дымковской росписи.
2. Форма:
высокий уровень – рисует простые и сложные элементы дымковской росписи, узор передаёт точно;
средний уровень – рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;
низкий уровень – рисует только простые элементы, а сложные не удаются.
Простые элементы: точка-горошина, прямая линия, круг.
Сложные элементы: клеточки, дуга, волнистая линия.
3. Умение хорошо работать кончиком кисти:
высокий уровень – хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
средний уровень – умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
низкий уровень – не умеет работать кончиком кисти.
4. Композиция:
высокий уровень – ребёнок видит и украшает полностью всю фигуру, используя простые и сложные элементы дымковской росписи;
средний уровень – ребёнок видит часть плоскостного силуэта и украшает его;
низкий уровень – скученное изображение.
5. Характер линии:
высокий уровень – плавная без отрыва;
средний уровень – прерывистая;
низкий уровень – не получается.
6. Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного выбора:
высокий уровень – плоскостной силуэт, кисть, тычок;
средний уровень – плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок;
низкий уровень – простой лист, тычок.
7. Уровень самостоятельности выполнения работы:
высокий уровень – самостоятельно выполняет работу, дополняет изображение подходящими элементами;
средний уровень – необходима частичная (небольшая) помощь педагога;
низкий уровень – не может выполнить работу.
8. Творчество:
высокий уровень – самостоятельно придумывает композицию, изображает элементы росписи;
средний уровень – составляет композицию, но для этого ребёнку надо иметь образцы элементов перед глазами; незначительная помощь педагога;
низкий уровень – рисует только то, что видит, нет творческой активности.
Детям было предложено изобразить красками дымковский узор на бумажном силуэте дымковской игрушки или на листе белой бумаги (по выбору ребёнка). После этого работы анализировались и оценивались по вышеуказанным критериям.
Результаты промежуточной диагностики.
Диагностика показала, что цветовую гамму росписей на высоком уровне знают 38% старших дошкольников, на среднем уровне – 54%, на низком – 8%. Передача формы элементов росписи у 85% детей – на среднем уровне, у 15% – на низком. Умение работать кончиком кисти на среднем уровне проявилось у 85% дошкольников, на низком уровне – у 15%. Умение составлять композицию из элементов росписи у 47% детей находится – на высоком уровне, у 38% – на среднем, у 15% – на низком. Характер линии у 55% дошкольников имеет высокий уровень, у 15% – низкий. Использование материалов при создании изображения находится на высоком уровне у 54% детей, на среднем уровне – у 46%. Самостоятельность при выполнении работы у 85% дошкольников оказалась на среднем уровне, у 15% – на низком. Творческую активность на среднем уровне проявили 85% старших дошкольников, на низком уровне – 15%.
Результаты итоговой диагностики
Итоговая диагностика показала, что цветовую гамму росписей на высоком уровне знают 46% старших дошкольников, на среднем уровне – 54%. Передача формы элементов росписей у 38% детей проявляется на высоком уровне, у 50% детей – на среднем уровне, у 16% – на низком. Умение работать кончиком кисти на высоком уровне находится у 38% дошкольников, на среднем уровне – у 54%, на низком уровне – у 8%. Умение составлять композицию из элементов росписи у 69% детей находится – на высоком уровне, у 31% – на среднем. Характер линии у 31% дошкольников имеет высокий уровень, у 69% – средний. Использование материалов при создании изображения находится на высоком уровне у 77% детей, на среднем уровне – у 23%. Самостоятельность при выполнении работы у 23% дошкольников оказалась на высоком уровне, у 61% – на среднем, у 16% – на низком. Творческую активность на высоком уровне проявили 61% старших дошкольников, на среднем – 27%, на низком уровне – 12%.
Результаты сравнительного анализа результатов промежуточной и итоговой диагностики овладения изобразительными навыками в декоративной работе
Критерии | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий |
Цветовая гамма | 38% | 54% | 8% | 46% | 54% | - |
Передача формы, элементов | - | 85% | 15% | 38% | 50% | 12% |
Умение работать кончиком кисти | - | 85% | 15% | 38% | 54% | 8% |
Умение составлять композицию из элементов | 47% | 38% | 15% | 69% | 31% | - |
Характер линии | 55% | 30% | 15% | 31% | 69% | - |
Использование материалов при создании изображений | 54% | 46% | - | 77% | 23% | - |
Самостоятельность при выполнении работы | - | 85% | 15% | 61% | 27% | 12% |
Выводы. Таким образом, итоговая диагностика показала, что в процессе изучения народных промыслов дети улучшили свои результаты по большинству критериев анализа и оценки созданных изображений, по которым проводилась диагностика.
В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий народных мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов и потешек о дымковской игрушке у старших дошкольников появился устойчивый интерес к народному декоративно-прикладному искусству ,дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги и бумажном силуэте, усвоили цвета каждой росписи, стали лучше владеть кистью, большинство детей стало безошибочно называть все элементы росписей.
И закончить хочется словами А.И. Деньшина, человека, который очень много сделал для того, чтобы промысел дымковской игрушки не ушел в забвение: «Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!»
Список литературы
Т.С.Комарова « Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. «Конспекты занятий. -М.: Мозаика-Синтез, 2008.
И.А.Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду». М.: Карапуз 2009.
О.А.Соломенникова « Радость творчества» //Дошкольное воспитание.-2005. № 1. – с.49-52.
Н.Б.Халезова « Декоративная лепка в детском саду.» М.:ТЦ Сфера 2008
Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Авт.-сост .В.В.Гаврилова, Л.А.Артемьева Изд. Учитель Волгоград 2010.
Комментарии
Когда писала диплом "Народное
Когда писала диплом "Народное декоративно-прикладное искусство". Буквально заболела этой тематикой,хочу поделиться этим проектом, Буду рада если кто- то им Воспользуется!