Детское конструирование
Формирование конструктивных умений и навыков
Одним из условий формирования детского конструктивного творчества является воспитание у детей конструктивных умений и навыков – овладение техникой строительства.
Технические умения и навыки, с помощью которых дети создают свои постройки, можно разделить на более общие, которые дети применяют по отношению к разному содержанию конструирования и специфические, характерные для сооружения только отдельных предметов. К так называемым общим техническим умениям и навыкам можно отнести то из, них, с помощью которых ребенок располагает постройку в пространстве: в длину, ширину, высоту. Сюда относятся умение ставить материал в разном пространственном положении, замыкать пространство, делать перекрытие
Владея общими техническими умениями, дети могут определять способы сооружения конкретных построек, например, устанавливать детали строителя на все грани на любом расстоянии. Поэтому уже в младшем возрасте они сооружают разные предметы – заборчики, дорожки и т.д.
В практическом конструировании деятельность детей направлена на создание предмета, состоящего из определённых частей, которые находятся в строго заданном пространственном положении.
В детском конструировании способы, обеспечивающие пространственное взаимоположение частей предмета и его устойчивость, могут совпадать, однако во многих случаях они имеют самостоятельное значение. Так, ребенок находит способ сооружения лесенки из трех ступенек: ставит три кирпичика друг на друга, немного отодвигая каждый последующий от края предыдущего. Лесенка, сконструирована этим способом, оказалась неустойчивой. Чтобы ее укрепить, потребовался другой способ - надо было подставить еще по одному кирпичику.
В процессе конструирования дети используют различные материалы.
Ставя перед детьми конструктивные задачи, воспитатель раскрывает не только цель деятельности, но и средства ее достижения.
Если младший дошкольник может действовать, не осознавая способы конструирования, дети старшего дошкольного возраста должны уметь выделять способы деятельности и осмыслено их использовать, именно умение ориентироваться на способ деятельности и усваивать его имеет решающие значения в творческом конструировании. Например, воспитатель показывает детям подготовительной группы «Маленький конструктор» И.Сахарова. Предлагает рассмотреть рисунки тех игрушек, которые можно из него сделать: качели, семафор, весы. Спрашивает, кто из детей хочет научиться делать такие предметы. Подбирает группу желающих (4-5человек) и показывает им способ действий с этим материалом.
Не следует перед детьми ставить сразу много зада: овладеть техническими приемами, выделить все элементы конструкции и устанавливать их пространственные взаимоотношения.
Конструктивное творчество детей может успешно развиваться в том случае, если у них имеются ясные представления о сооружениях, в которых четко отражены пространственные признаки предметов и их взаимоотношения такие представления формируются в условия активного познания ребенком окружающего и углубятся в процессе конструктивной деятельности, в ходе которой реализуются данные представления. В основе формирования детских представлений лежит анализ и синтез предметов и построек.
Таким образом, предпосылками формирования конструктивного творчества детей являются: представления о предметах деятельности и умения выделять их пространственные свойства и отношения; детский опыт, включающий разнообразные конструктивные умения и навыки создавать различные варианты одного и того же предмета.