Системно - деятельностный подход как основа организации воспитательно- образовательного процесса.

Тихонова Ольга Николаевна.

Единственный путь ведущий к знанию,- это деятельность.  ( Б. Шоу)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_realizatsii_sistemno.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы реализации системно - деятельностного подхода в ДОУ.

1. Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребёнок- участник образовательных отношений - способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.

2. Принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребёнка. Если в раннем детстве- это манипуляция с предметами(катится - не катится, звенит - не звенит и т.д.) тов дошкольном возрасте - игра. В процессе игры дошкольники становятся спасателями, строителями , путешественниками и решают возникающие проблемы ( например, из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т.п.).

3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребёнок узнаёт новое, ещё неизведанное вместе с педагогом ( например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т.п.)

4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребёнок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни( например: бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит, он не прочный; лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит, я не буду их рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали).

5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребёнка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего но это делает. Например, он отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому, что так сказал воспитатель, а потому , что надо выручать Фею сказок, вернуть утят маме - утки, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.

6. Принцип обязательной рефлективности любой деятельности. При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направленны только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия ( « Где мы были?», « Чем мы занимались?», « Кто приходил к нам в гости?»,  и т.д.). Они должны быть проблемного характера, типа: « Зачем мы это делали?», « Важно ли то,  что мы сегодня узнали?», « Для чего это пригодится нам в жизни?», « Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», « Что нам надо будет сделать на следующий раз?», « Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т. д. Так ребёнок учится анализировать - что у него получилось, а что можно было сделать по другому.

7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности- это воспитательное значение деятельности ( оказывая кому- то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость , толерантность) и социально - коммуникативное развитие( умение договариваться, работая в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей и т.д.).

8. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, не навязчиво организовывать и руководить деятельностью детей ( « Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправится к Снежной Королеве»), находиться рядом а не « над детьми».

9. Принцип активности ребёнка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задаёт им вопросы ( « А как ты думаешь, Саша, на чём нам лучше отправится к Снежной Королеве?», « Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом к зайчикам?» и т.д.), отмечает конкретные заслуги каждого ребёнка( « Марина замечательно выполнила трудное задание»).

Структура образовательной деятельности на основе системно- деятельностного подхода.

1 этап. Введение в образовательную ситуацию( организация детей).

2 этап. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.

3 этап. Проектирование решения проблемной ситуации.

4 этап. Выполнение действий.

5 этап. Подведение итогов, анализ деятельности.

Введение в образовательную ситуацию ( организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность.

Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудизапись птичих голосов, звуков леса, в группу вносят что -то новое( Красная книга, энциклопедия, игра, игрушка, сундучок и т.д.)

Важным этапом является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он даёт детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создаёт проблемную ситуацию( затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например, « Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в  весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвёте цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветов и подарить бабе Капе на праздник, но  на полянке растёт только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли все цветы?

Следующий этап- проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения . Например: « Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите , я познакомлю вас с Красной книгой ,куда исчезли эти цветы?». На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что то на выбор, опираясь на их личный опыт.

На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

 Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например , педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: « Что люди могут сделать, чтобы не исчезали цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?» Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблемы в микрогруппе, расказывают « что они обозначают: « Не рвите цветы», « Не топчите цветы», « Не уносите детёнышей животных домой», « Не разоряйте птичьи гнёзда».

Также данный этап предусматривает:

- нахождение места « нового» знания в системе представлений ребёнка ( например: « Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»);

- возможность применения «нового» знания в повседневной жизни ( например: « Чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относиться к природе»);

- самопроверку и коррекцию деятельности ( например: « Ребята , как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?».)

Этап подведение итогов, анализ деятельности включает:

- фиксацию движения по содержанию ( « Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»);

-выяснение практического применения нового содержательного шага( « Важно ли то, что вы сегодня узнали?», « Для чего это пригодится вам в жизни?»);

- эмоциональную оценку деятельности(« У вас было желание помогать  Лунтику?  Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу»);

- рефлексия групповой деятельности( Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас всё получилось?»;

- рефлексия собственной деятельности ( « А у кого что то , не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).

 Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» №1 01.2016 г.