Из опыта работы: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» составила воспитатель МОУ «Центр образования №2» г. Ясногорска Тульской области СП «Светлячок» Жем

Обучение чтению - это игра, в которой вы выигрываете, как бы плохо не играли.

 

В течение своего творческого пути (с 1986 г), я уделяла  большое внимание  обучению детей  грамоте. Толчком послужила небольшая книга, принесенная мне моей родительницей. Она называлась «Как научить читать вашего ребенка», издательство «ЮНИКОН», на основе разработок, с использованием отечественных и зарубежных методик по обучению чтению. В ней давались практические рекомендации обучения чтению детей младшего возраста (до 3-х лет). Я начала эту работу с детьми 2 младшей группы (3-4 года) и пришла к выводу:

1.Ребенок в возрасте до 5-ти лет способен усваивать огромное количество информации. В возрасте до 4-х лет этот процесс еще эффективнее. До 3-х, до 2-х лет еще меньше проблем и больше эффекта.

 

В обучении ребенка чтению существует два важных момента:

1.Ваше отношение и подход;

2.Объем организации учебного материала.

 

           Воспитатель и дети (родитель и ребенок) должны приступать к обучению чтению с радостью, как к игре. Учение – это награда, а не наказание, это – удовольствие, а не скучное занятие.

Только тем детям, которые вели себя хорошо, я предоставляла возможность играть в чтение. И постепенно желающих становилось все больше и больше.

 

Еще одно важное условие, которому я старалась следовать, это - время игры не должно быть продолжительным. На первом этапе следует играть 2-3 раза в день, по 1-3 минуты.  Игровое действие надо закончить до того момента, когда дети  сами захотят остановиться. Только тогда они сами будут просить поиграть в «буквы».

Подготовительный этап.

Теперь о материалах. Материалы, используемые в обучении чтению очень просты. Они сделаны из достаточно прочной белой бумаги (полоски ватмана). На них должны быть нарисованы или напечатаны слова. Это самая трудоёмкая работа и к ней обязательно надо подключать родителей. Интернета раньше не было, поэтому все приходилось  делать вручную.

Слов много и они делятся на ступени.  Всего 5 ступеней.

1. 15 слов: ( мама, папа, баба, деда, тётя, дядя, брат, сестра, имена детей). Буквы высотой 12,5 см, ширина 10 см. Буквы красного цвета, строчные. Большие буквы используются потому, что их легко увидеть. Они красного цвета по той причине, что красный цвет привлекает внимание детей.

2. 20 слов – ( рука, нога, ступня, голова, нос, рот, губы, волосы, глаз, ухо, язык, ладонь, палец и т.д.). Буквы красного цвета, высотой 10 см., строчные.

3. Базовые слова домашне - группового словаря ребенка:  стол, стул, диван, кресло, кровать, шкаф, компьютер, телевизор, полка, окно, лампа, чашка, тарелка, платье, брюки, сижу, лежу, стою, ползу, иду и т.д. Буквы красного цвета, высотой 5 см.

4. Словарь словосочетаний, чтобы их можно было варьировать, по одному слову на каждой карточке, высотой 7,5 см. Буквы черного цвета, высотой 5 см.

5.Словарь предложений. Карточки с предложениями, Буквы черного цвета, высотой 2,5 см. Эти карточки собираются в книжку по типу перекидного календаря.

6.Книжка, в которой используется ограниченный словарь. Буквы черного цвета.

7. Алфавит.

 

В процессе обучения.

Первая ступень - это когда ребёнок отличает один графический образ (слово) от другого. Использовали слова в утренние часы или после обеда, когда дети были не переутомлены. Просто поднимали карточку со словом и четко произносили: «Это произносится «мама» и больше ничего не объясняли. Карточку следует держать 1-3 секунды и так 5 слов. На второй день – эти слова и новая группа из 5 слов (5слов, через 30 мин еще 5 слов). И обязательно хвалить детей при этом.  На 7-ой  день можно уже проверить. Для этого я прикрепляла «слова» к большому листу ватмана, и, показывая, четко спрашивали «Что это?» (на ответ до 10 секунд).  Рекомендуется читать пять новых карточек в день по 2-3 раза.

«Старые» слова я уже не брала, иначе дети стали бы скучать. Знакомила с новыми словами  - сначала с существительными, а потом с глаголами. При этом я демонстрировала действия (попрыгать и сказать «Я прыгаю»). Дети повторяли это действие и фразу. Затем показывала карточку с этим словом и т.д.

 

В результате проведенной работы у дошкольников наблюдалось развитие  памяти, внимания, мышления, речи. Дети читали слова, простые словосочетания и предложения,  знали гласные и согласные звуки,  наизусть произносили алфавит. Как итог обучения была проведенная игровая деятельность в форме «Поле чудес», где дети, называя буквы, отгадывали целые слова, могли из большого слова составить маленькие новые слова.

Совсем недавно, я обнаружила сайт (www.umnitsa.ru.«Чтение с пеленок»), где представлена готовая программа игровых занятий на каждый день в виде комплекта для обучения чтению. Это так здорово. И  хотя она предназначена  для родителей, уважаемые воспитатели, используйте её в своей работе, подкорректировав «слова» под  детей в вашей группе. Для приобретения программы необходимо найти спонсора.