Выступления
«Уголок природы, как средство воспитания бережного отношения
к живым объектам»
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
Дошкольный период — очень важное время в развитии каждого ребёнка. Именно в этот период формируется личность человека, его мировоззрение и отношение к окружающей реальности. Живой уголок в детском саду поможет привить детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширит кругозор и поможет получить новые знания.
Основная цель, которую ставят перед собой воспитатели, организовывая живой уголок — научить детей заботиться о ком-то и раскрыть у них чувство ответственности. Совместный уход за питомцами живого уголка поможет сплотить коллектив, научит детей работать в команде, прислушиваться к мнению окружающих. Кроме того, многие дети не любят ходить в детский сад, а живой уголок поможет заинтересовать ребёнка, станет своеобразным стимулом и позволит скорее привыкнуть.
Значение живого уголка в ознакомлении дошкольников с природой
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.
Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.
В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.
Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно – следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.
«Работа с дошкольниками в уголке природы».
Первая младшая группа
Цель. Развить познавательный интерес к природным объектам; формировать положительное отношение и навыки бережного обращения с ними, умение замечать красоту и неповторимость каждого живого существа.
В беседе педагог привлекает внимание малышей к правилам поведения в природе, приучает их к мысли, что растения и животные, как и люди, нуждаются в тепле, заботе, пище, воде, что они чувствуют, как к ним относятся.
Интерес у детей этого возраста к объектам живой природы вызывается как их видом, так и эмоционально положительным отношением к ним педагога. Ребенок старается подойти поближе к интересующим его животным, пытается их потрогать, но при этом его внимание неустойчиво, довольно быстро переключается с одного объекта на другой.
Дети привлекаются к простейшей деятельности, которая должна осуществляться с помощью педагога, например выращиванию зеленого корма для птиц, живущих в уголке природы. Взрослый показывает и объясняет, как лучше выполнить задание: как правильно взять совок, как им следует работать, чтобы приготовить почвенную смесь из земли и песка для посадки овса и пшеницы. Затем ребенок пытается сделать это самостоятельно. Все последующие операции – засыпание смеси в формочки, посадку зерен – сначала показывает педагог. Дети повторяют за взрослым действия, названия инструментов и трудовых операций.
Желательно привлекать малышей к выполнению разовых элементарных поручений: вежливо и ласково попросить принести совок, помочь донести поддон для формочек. Это позволит, с одной стороны, отработать связь между названием и образом предмета, который вы просите принести или поставить, с другой стороны, правильно выполненное поручение вызывает в душе ребенка чувство гордости: он смог справиться с заданием, правильно его выполнил, его за это похвалили и т.д. Поручение должно быть реально важным, так как дети в этом возрасте уже чувствуют, когда их деятельность никому не нужна.
Вторая младшая группа
Цель. Формировать положительное отношение к природным объектам; закреплять первичные знания о животных уголках природы (характерных особенностях внешнего вида и повадках), их потребностях в еде, воде, тепле и т.д. Формировать навыки поведения и деятельности в уголке природы, умения обращаться с инвентарем. Дать представление о разнообразии мира растений и животных.
Ведущим видом деятельности в этом возрасте является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование объектов природы и практическое действие (уход, забота о них). Внимание детей все еще неустойчиво, поэтому деятельность не должна быть слишком долгой и однообразной.
Взрослый знакомит малышей с комнатными растениями, у которых хорошо различимы ствол и листья, и их названиями. Это бегония коралловая, различные виды фикусов, бальзамин, колеус.
Педагог привлекает детей к уходу за растениями – показывает, как очистить от пыли крупные листья фикусов (кроме фикуса эластик, у которого листья опушены), хлорофитума, спатифиллума. Листья юкки для протирания давать не рекомендуется, так как дети могут обрезаться. Взрослый заранее заготавливает и перед работой раздает детям небольшие влажные тряпочки; объясняет, что растения нас слышат и чувствуют наше отношение, поэтому при уходе нужно с ними доброжелательно разговаривать. Педагог контролирует правильность выполнения задания, обращает внимание малышей на то, что у растения много листьев и каждый из них ждет заботы.
Дети этого возраста способны с помощью педагога выращивать не только зеленый корм для птиц, но и зеленый лук из луковиц (с декабря по январь). Педагог объясняет, как следует посадить лук в землю.
Для этой возрастной группы в уголке природы содержатся черепахи, канарейки, на время наблюдения может быть помещен кролик. Дети знакомятся с их внешним видом, усваивают названия, наблюдают, как педагог ухаживает за животными. Малыши могут оказать посильную помощь: насыпать зерна в кормушку, налить свежей воды в поилку и т.д. При этом не следует забывать, что у детей еще нет чувства меры, поэтому взрослый заранее должен приготовить нужное количество корма и налить свежую воду в мерный стаканчик. Ребенок только пересыпает или переливает из одного сосуда в другой. Важно обратить внимание детей на то, как ведут себя птицы, когда у них появился корм и свежая вода, как они клюют, пьют, купаются (если в клетке стоит большая миска с водой).
Наблюдая вместе с малышами за обитателями аквариума (карасем, золотой рыбкой), педагог объясняет, какой корм они любят, сколько раз в день их нужно кормить. Показывает, сколько корма взять мерной ложкой из банки и как насыпать в кормушку. В следующий раз обязательно дает возможность двум-трем детям самим покормить рыбок (каждый насыпает в аквариум такое количество корма, которое отмеряет взрослый).
Педагог должен организовать совместную работу и объяснить правила поведения в процессе деятельности. «Саша, ты покормил рыбок? Молодец! Отойди немножко, дай подойти Мише, чтобы и его корм рыбки попробовать».
Чем больше детей будет участвовать в кормлении, тем меньше доза на ложку. Следует обратить внимание дошкольников на то, чтобы ложка не опускать в воду, так как, став мокрой, она захватит с собой слишком много корма, рыбки съесть его не смогут, а вода в аквариуме испортится. Взрослый и малыши обязательно наблюдать, как едят рыбки. В конце года можно разрешить некоторые из детей самостоятельно кормить их.
Малыши наблюдают за действиями педагога, который сажает водные растения, размещает камешки, которые придерживают растения, частично меняет воду, чистит фильтр и т.д. Для того чтобы детям было хорошо видно, их рассаживают на стулья полукругом перед аквариумом. Педагог объясняет, что аквариум – это дом для рыб, там должны быть порядок и чистота.
Малыши с удовольствием кормят водяных и сухопутных черепах. Взрослый обращает внимание детей на особенности внешнего вида животных, объясняет различия в корме. Советует класть корм так, чтобы черепашки видели его. Затем педагог дает каждому ребенку определенное количество корма и одних детей просит покормить черепах, которые сидят в воде, а других – тем, которые живут в террариуме.
При знакомстве с обитателями живого уголка взрослый может рассказывать детям отправки из сказок и зачитывать произведения детских писателей.
Средняя группа
Цель. Углублять знания о потребностях живых существ. Приучать детей систематически ухаживать за обитателями уголка природы. Формировать умение видеть отличия во внешнем виде не только у разных видов животных, но и у животных одного вида. Воспитывать умение трудиться сообща, помогать друг другу, ответственно выполнять порученное дело.
Дети пятого года жизни способны определять цель работы, но планировать свои действия еще не в состоянии, этому их должен научить педагог.
В уголке природы к известным детям растениям добавляются герань зональная, хлорофитум, аспарагус.
Педагог объясняет, что у разных растений – неодинаковая потребность в воде. Учит по цвету земли и на ощупь распознавать, влажная или сухая земля в цветочном горшке, по виду растения определять, нуждается оно в воде или нет. Показывает, как следует поливать растения. Можно доверить детям самостоятельный полив, негласно контролируя выполнение задания.
Педагог привлекает дошкольников к созданию огорода на окне, где с поздней осени до конца марта выращивают лук и зеленый корм для птиц. С февраля дети могут наблюдать за работой педагога по выращиванию рассады перцы, томатов: проращиванию семян, посадке, пикированию. Они могут помочь в приготовлении почвенных смесей.
Ближе к концу зимы можно поставить в воду одну-три ветки дерева или кустарника и обратить внимание дошкольников на то, как они реагируют на тепло и воду.
Весной педагог знакомит детей со способами размножения растений (на примере хлорофитума). Предлагает рассмотреть его строение, обращает внимание на усы, на которых образовались крошечные растения-детки. Рассказывает о способах размножения: можно отрезать ус и поставить детку в воду, чтобы развились корни; или приземлить ее, не отрезать ус. В этом случае молодое растение будет получать питание и от «мамы», и от земли. Лучше провести размножение обоими способами и понаблюдать, в каком случае детка будет расти быстрее.
Педагог знакомит дошкольников с особенностями поведения животных (рыб, птиц, морской свинки и др.), особое внимание уделяет показу способов ухода за ними.
Взрослый старается дать детям больше самостоятельности в выборе корма для животных, в дозировании порций и т.д. Они узнают, что корм должен быть разнообразным и полезным. Целесообразно приготовить вместе с детьми корм для канареек. Педагог показывает различные зерна, семена, объясняет, чем они полезны птицам, в каких пропорциях нужно их смешивать, какой корм можно добавлять к основному: натертую морковь, кусочек яблока, иногда положить и сахар.
Перед тем как кормить канареек, педагог предлагает посмотреть, чисто ли в их клетке. Если дети считают, что грязно, советует ее почистить. Спрашивает, можно ли сразу чистить клетку или перед этим надо вынуть поилку с несвежей водой и кормушку. Дети догадываются, что сначала нужно все убрать из клетки и только потом чистить ее (таким образом дошкольники учатся планировать свои действия). Они могут самостоятельно вымыть поилки и кормушки.
Вместе с педагогом или в его присутствии дети протирают наружные стенки аквариумов, террариумов.
Дошкольникам можно давать разовые поручения, распределив их на группы по 2-3 человека. Например, одной группе педагог предлагает поухаживать за черепахами, а другой – позаботиться о птицах. Наблюдает за выполнением задания, в случае затруднения помогает. Проверяет работу и обязательно хвалит, если все сделано хорошо.
Во второй половине года педагог дает детям не только индивидуальные, но и коллективные поручения. Уточняет в ходе беседы, какое задание нужно выполнить, объясняет, как договориться о распределении работы.
Важно приучить дошкольников замечать малейшие изменения в состоянии живых объектов. Ведение альбомов и зарисовка в них впечатлений об изменениях в жизни растений, животных является новым видом деятельности для детей средней группы.
Старшая группа
Цель. Формировать умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты; классифицировать объекты живой природы по различным признакам. Учить дошкольников самостоятельно определять условия, необходимые для роста и развития растений. Учить понимать зависимость образа жизни животного и способа его передвижения от строения и приспособленности к среде обитания. Продолжать объяснять детям, чем полезны животные, растения; приучать заботиться об обитателях уголка природы.
В уголке природы появляются новые растения: традесканция, комнатный виноград, роциус, сансевьера, кринум, узамбарская фиалка. Педагог рассказывает детям об условиях жизни растений в природе.
Объясняет, как изменение внешних условий влияет на растения и уход за ними. Например, в зимний период их рост замедляется, полив проводится реже. Растения осматривают чаще, чтобы вовремя заметить вредителей, которые, как правило, появляются на них в период покоя. Если это все же случилось, следует привлечь дошкольников к обработке стволов и листьев мыльным раствором. Педагог объясняет и показывает, как это сделать с помощью кисточки, напоминает, что обращаться с растением нужно, как с любым больным, ласково и осторожно.
С конца января – начала февраля детей привлекают к выращиванию из семян рассады овощей, а с конца марта – цветочных культур.
Весной педагог знакомит детей с одним способом размножения растений: листовыми пластинками (у фиалок). Выбранный и аккуратно срезанный лист помещают в банку с отстоявшейся водой. Растение, у которого срезали лист, нельзя поливать 2-3 дня, пока не заживет ранка, иначе оно может загнить. Через несколько дней на черенке листа, помещенного в банку, можно будет различить корешки. Педагог объясняет, что лист пора посадить, и вместе с детьми выбирает горшок. Обращает внимание на дырочки на дне горшка, рассказывает об их значении. Взрослый может предложить дошкольникам самостоятельно посадить лист, предварительно договорившись, кто и что будет делать. Если понадобиться, вносит свои коррективы.
Педагог рассказывает, как узнать, не требуется ли комнатным растениям пересадка, предлагает осмотреть их с этой целью. Если пересадка нужна, объясняет, как это сделать, и совместно с детьми выполняет работу.
В ходе наблюдений и бесед педагог и дети выясняют, как строение животного влияет на его образ жизни, каковы сходство и различия существ.
Дошкольники продолжают ухаживать за животными (к ним добавляются морская свинка, хомяк, из птиц – попугаи. Так как дети уже способны выполнять большую часть работы самостоятельно, цель взрослого – задать алгоритм действий, выполнение которых предполагает успешный результат. Это алгоритм может быть отражен в картинках с изображением этапов конкретного процесса. Например чистки домика, в котором живут водяные черепахи.
В начале года педагог объясняет и показывает детям, как это делается, а в дальнейшем они могут выполнять работу, сверяясь по картинкам. Следует отсадить черепах в таз, взять из домика мостик, на который любят заползать черепахи, помыть его, затем вылить грязную воду из домика, помыть сам домик, вытереть его с внешней стороны, поставить на место, налить чистой отстоявшейся воды, поместить туда мостик. Перед тем, как аккуратно положить в домик черепах, их следует бережно помыть. После этого не забыть покормить.
У детей должна быть возможность полюбоваться на плоды своего труда. Взрослый обязательно должен отметить, как стало красиво, чисто и уютно в домиках животных.
С начала октября педагог вводит дежурства в уголке природы (по 2-3 человека). В средней группе дошкольники уже пытались работать малыми группами, поэтому это не вызовет особых сложностей, тем более что дежурят дети половину дня. На графике, который находится на видном месте в уголке природы, напротив имен педагог ставит оценки за дежурство в виде рисунков (солнышко, звездочка). Особо важно отметить, что плохих оценок не бывает, только «хорошо» и «отлично».
Подготовительная к школе группа
Цель. Продолжать работу по углублению и обогащению знаний о растениях и животных (особенностях внешнего вида, размножении и т.п.). Учить ответственно относиться к природе, понимать ее законы. Продолжать формировать умение самостоятельно работать в уголке природы.
Педагог предлагает дошкольникам проблемные ситуации, в процессе разрешения которых они учатся анализировать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, довольно успешно пытаются классифицировать объекты природы по существенным признакам.
Дети дежурят теперь в уголке природы по два-три дня, поэтому относятся к работе более ответственно: то, что не сделали вчера, придется самим доделывать. Педагог учит их распределять между собой обязанности.
Работу по выращиванию зеленого лука и зеленого корма для птиц выполняют теперь дежурные. Определяют, когда и сколько посадить, чтобы у птиц всегда был зеленый корм. В теплое время года дежурные собирают листья одуванчиков для сухопутных черепах и птиц, живущих в уголке природы.
К комнатным растениям прибавляются камнеломка, кактусы.
Дети продолжают учиться правильно определять состояние комнатных растений, обеспечивать им необходимый уход.
Педагог в беседе углубляет и закрепляет знания дошкольников о разнообразии растений на Земле. Напоминает, что при уходе за комнатными растениями необходимо учитывать, откуда они родом. Для того чтобы детям было легче отличать по внешнему виду и правильно поливать растения, происходящие из разных климатических зон, желательно вначале сгруппировать их по этому признаку. Работа по ознакомлению со светолюбивыми и теневыносливыми растениями довольно сложна. Дети, руководствуясь знаниями об условиях, необходимых для роста и развития растений, пытаются каждое поставить на солнечное окно. Педагог объясняет, что они в принципе правы, - всем растениям нужен солнечный свет. Но оказывается, одним нужен яркий свет, а другим – рассеянный. Это зависит от того, где растение привыкло жить в естественных условиях – на открытом месте, в тени под деревьями и т.д. На занятиях педагог неоднократно возвращается к этой теме, вместе с детьми уточняет, где какое растение должно находиться.
С января начинается работа по подготовке и выгонке овощной и цветочной рассады закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними. Вводится понятие «цикл жизни». Часть рассады овощных культур можно оставить в уголке природы, чтобы дошкольники могли постоянно наблюдать за изменениями в жизни растений, а также для того, чтобы познакомить их с искусственным опылением.
Педагог продолжает знакомить детей со способами размножения растений (усами, листовыми пластинками, черенками, корневищами и т.д.).
Вводится понятие «пересадка со стулом» - посадка растения в больший по размеру горшок вместе с земляным комом, оплетенным корнями. Педагог объясняет, зачем это нужно делать, показывает, как аккуратно вынуть предварительно политое растение (надавить на дырочки на дне горшка или на стенки, если он пластмассовый).
Дошкольники продолжают ухаживать за животными. Из аквариумных рыб добавляются живородящие (гуппи, меченосцы, пецилии и т.д.).
Дети зарисовывают в альбомы особенные события в жизни растений и животных (появление всходов, бутонов, цветов и плодов, птенцов у птиц и т.д.).
Большое внимание уделяется организации коллективного труда в уголке природы, развитию у детей самоконтроля и добросовестного отношения в выполняемым трудовым операциям. Педагог старается вести работу так, чтобы дошкольники получили максимум разумной самостоятельности как в принятии решений, так и при выполнении действий. Сначала деятельность детей оценивается устно (допустимы только «хорошо» и «отлично») или педагог отмечает достижения ребенка на графике дежурств (солнышко, звездочка). Затем пытается привлечь детей к оценке своей деятельности и деятельности товарищей, собственным примером показывая, как стараться делать это по возможности объективно и доброжелательно.