Сюжетно-ролевые игры

Калинина Татьяна Васильевна

Тема: «Путешествия на воздушном шаре».

Цель:

·        Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

·        Формировать умение разделятся на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;

·        Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

·        Формирование доброжелательных отношений между детьми.

 

     Оборудование: большой воздушный шар, игрушечный компас, карта России, пилотки, фуражка для капитана, игрушечные наборы «Аптечка», «Посуда» и комплект «Ловись, рыбка», состоящий из пластмассовой удочки и рыб с магнитами.

 

                                         Ход игры.

 

Организационный момент. Недавно мы прочитали книгу Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Как звали друзей Незнайки? Почему их так звали? Кто помнит, как они готовились к путешествию на воздушном шаре?

     Давайте мы тоже отправимся в путешествие. Вы можете сделать воздушный шар? Давайте построим его из стульев и отправимся в путешествие! Только сначала нужно распределить роли. Кто может подобрать подходящую роль для своего товарища? Почему ты так думаешь? Спроси сначала, согласен ли он быть таким умным, как Цветик. Послушайте, какое стихотворение сочинил Цветик. (Воспитатель читает стихотворение из книги Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей» о воздушном шаре.)

     Какие необходимые вещи нужно взять в дорогу? Высоко над землей, в облаках, холодно даже летом. Нужно взять теплые вещи. Командир будет указывать дорогу. Ему нужны компас и карта. Повара должны собрать в дорогу продукты и посуду. В путешествии может кто-нибудь заболеть, врачам нужно позаботится о медикаментах. (Дети подбирают предметы-заместители, необходимые в путешествии.)

     Развитие сюжета. Начинаем готовится к полету. Незнайка, как поставить внутри стулья, чтобы внутри получился круг? Каждый сам возьмет себе стул. Круг поход на дно корзины? Что можно подстелить? (Газету). Знайка, зачем вам нужны мешки с песком? Где же их найти? Пока наши сильные мальчики принесут мешки с песком (предметы-заместители – набивные мячи) и положат их в корзину, девочки сошьют шар из лоскутков. Возьмите иголки и нитки (предметы-заместители – карандаши и ленточки). Работайте вместе. Вы должны делать это очень аккуратно!

     Теперь все готово! Надуваем шар. (Большой воздушный шар надувает воспитатель и привязывает его к одному из стульев.) командир сядет первым, потом лоцман, штурман, наблюдатель и все остальные. Проверьте ремни безопасности! Полетели!

     - Лоцман, у тебя нет руля! Как же ты будешь управлять воздушным шаром? Представь, что ты держишься за веревки обеими руками. В какую сторону тебе скажут повернуть, с той стороны тяни веревку вниз.

     - Штурман, следи за направлением полета! Куда поворачивать?

     - Капитан, проверь, если ли опасность? Спроси у наблюдателя.

     - Кто скажет, какой под нами город? Посмотрите на карту. Вот столица нашей Родины. Что вы видите, пролетая над Москвой? (Дети говорят, что они видят свой дом, детский сад, под руководством педагога называют достопримечательности Москвы.)

     -  Кто-нибудь взял с собой фотоаппарат? (Имитация фотографирования с помощью жестов.)

     - Летим дальше на север. Если взять компас и положить его на ладонь, то синяя стрелка всегда будет указывать на север. Проверьте направление полета воздушного шара! (Дети берут компас и определяют, где север.)

    - Наш шар стал терять высоту! Нужно сбросить мешки с песком! (дети берут мячи и бросают через стулья.) Теперь можем продолжать полет.

     - Ребята! Мы терпим крушение! Наш воздушный шар падает. Попробуем набрать высоту. Встаньте все как можно ближе друг другу,  так чтобы все стояли на газете. Мы продолжаем падать! Давайте сложим газету пополам и постараемся удержаться на ней. (Дети стоят на газете на одной ноге, стараются удержать друг друга.) 

     - Воздушный шар продолжает опускаться! Приготовьте парашюты. Будем прыгать! (Дети отодвигают стулья и прыгают как можно дальше.)

     - Все приземлились? Командир должен определить, где мы находимся. (Командир рассматривает карту.) Радист, проверь, работает ли рация. Передай в штаб, где мы находимся и попроси, чтобы прислали помощь. Нужно разбить лагерь. (Дети раскладывают вещи, которые они собрали в дорогу.) Врачи, проверьте, не получил ли травму. (Врачи обустраивают медицинский пункт.) Мальчики должны собрать дрова, развести костер и наловить рыбы на ужин. Поварам нужно приготовить уху.

      На этом месте этапе руководство педагога игрой ослабевает или прекращается. Дети продолжают развивать сюжет самостоятельно, используя игровые приборы «Аптечка» и «Ловись, рыбка»…

      Как долго мы будем жить здесь? Как нас спасут? (Выбирается один из вариантов, предложенными детьми.) Хорошо. Пусть будет так: за нами прилетел вертолет! Он вернет нас домой. Нужно сворачивать лагерь. (Дети убирают игрушки.)

      Итоги игры. Понравилось вам путешествие? Какие роли вам больше всего понравились? Кто лучше всех справился со своей ролью? А настоящим ли он другом себя показал, пока играл эту роль? Поднимите руки те, кто смог позаботится о своих товарищах в то время, когда он играл свою роль. Молодцы. Что нового узнали во время путешествия? Куда отправимся в следующий раз? Просьба дома нарисовать к следующему разу карту путешествий, чтобы знать наверняка, какие приключения нас там ожидают.