Обеспечение результативности в формировании коммуникативных навыков младших дошкольников через сюжетно-ролевые игры
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Для большинства детей группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений, поэтому перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть, научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Младшие дошкольники совершенствуют свои коммуникативные навыки в сюжетно-ролевых играх: «Дочки-матери», «Детский сад», в которых усваивают правила поведения. Мы знакомим их с речевым этикетом: не вмешиваться в разговор, выслушивать собеседника, избегать посторонних жестов и не отвлекаться. У них появляются навыки само- и взаимоконтроля. Мирилки, голосилки, считалки шлифуют технику речи, совершенствуют коммуникативные навыки, обогащают опыт общения. Со взрослыми у детей развивается новая форма общения, которая носит познавательный характер. Мы воспитываем внимание и доброжелательность к окружающим, учим сдерживать отрицательные эмоции к собеседнику, высказываться внятно и точно.
Малыши приходят в детский сад такие разные, непохожие друг на друга - с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Наблюдая за детьми, мы наметили конкретные пути работы с каждым ребёнком и поставили следующие задачи: научить детей играть, содействовать объединению их в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи, и решили использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляли в двух направлениях:
- создание необходимой игровой среды;
- непосредственное руководство играми детей.
При руководстве игрой у нас возникали и некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли вообще, не проявляли интереса ни к играм, ни к игрушкам. При беседе с родителями выяснили, что дома они играют с одной и той же игрушкой, даже с ними ложатся спать. Вечером попросили детей принести свои игрушки в детский сад, им здесь будет веселее, а дома скучно. Утром ласково поздоровались с принесенными игрушками и пригласили их в гости к нам. Так, в течение всего дня обращались к принесенным игрушкам как к живым существам. В последующие дни дети приносили разные игрушки и проигрывали с ними уже знакомые им игровые действия: кормили, укладывали спать. В ходе общения с этими детьми педагог побуждает ребят вспомнить знакомые ситуации и задает им новую игровую задачу.
Таким образом, у этих детей появился интерес к игрушкам, стали появляться первые игровые замыслы.
Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, необходимо провести в группе анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно было дать разъяснения родителям, наметить план работы. Были проведены такие мероприятия, как круглый стол на тему «Роль игры в развитии ребенка», родительское собрание «Во что играют дети»; оформлялась наглядная информация на тему: «Играют дети», «Мы играем»; проводился ряд консультаций «Малыши начинают играть», «Малыши и его игрушки», «Играйте вместе с детьми»; практические занятия «От скуки на все руки», на которых родители совместно с детьми изготавливали игрушки, атрибуты для игр, которые впоследствии совместно с детьми обыгрывали их. Вся эта работа способствовала развитию интереса к игровой деятельности не только у детей, но и у родителей.
С помощью родителей оборудовали игровую среду, приобрели новые игрушки, все это привлекло малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д.
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Наша задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводятся дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д. Используем такой приём, как введение куклы в повседневную жизнь детей. Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию – использовали и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке.
Для обогащения игр детей подбираем простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание. В начале игры выбираем простой сюжет, затем усложняя его, вводим новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и т.д. С этой целью проводим наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовываем целевые прогулки, на которых обращаем внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время приема пищи обращаем внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомим детей с названиями блюд. Впоследствии, играя, дети не просто ставят кастрюлю на плиту, а «варят» суп, компот и т.д.
Обогащая ролевые действия в играх, постепенно дети приходят к совместной игре, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. В группе устраиваем игры-развлечения со всеми детьми, организуя сюжетно-ролевую игру по собственному замыслу (празднование дня рождения куклы Маши, веселое путешествие по городу и т.д.).
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко используем в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой говорим: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться». Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем её, затем последовательно одеваем куклу. Дети наблюдают за действиями педагога. Чтобы закрепить навыки, мы предлагаем повторить наши действия. Вначале малышам требовалась помощь воспитателя, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.
В результате проведенной работы, малышей удалось сплотить в единый коллектив. Сейчас дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам, взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной и совместной игре. Игровой опыт у детей значительно обогатился посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.