«Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»

Немченко Наталья Анатольевна

Тема «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста» выбрана неслучайно.

 Оригами - древнее искусство создания фигур из бумаги, приобретающее всё большую популярность среди современных педагогов и психологов. Развивающий потенциал оригами очень высок.  Российские мастера и пропагандисты оригами - Юрий и Екатерина Шумаковы, по профессии психологи, открыли, что это уникальное средство формирования сенсомоторных навыков детей. Работа обеих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Данная техника  - не только полезное занятие, но и интересное развлечение,  в процессе которого происходит естественный массаж, повышается чувствительность кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность. Оригами обладает благоприятными психолого-педагогическими преимуществами для развития и воспитания, такими как открытость для демократической педагогики, сопутствующая прозрачная педагогическая среда, естественный выход на социальную адаптацию, включающий общение с другими детьми и со взрослыми, участие в коллективном труде и состязаниях, в выставках, конкурсах и олимпиадах, спектаклях и праздниках, переживание творческих исканий, удач и ошибок, побед и поражений, в итоге оказывает положительное влияние на  формирование личности в целом.

 Согласно федеральному государственному стандарту, у выпускника детского сада к поступлению в школу должны быть сформированы общая культура, физические, интеллектуальные и личностные качества,  предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.  Общаясь с учителями начальных классов в рамках преемственности со школой, мы выявили следующую проблему:

дети приходят в школу с широким кругозором,  большим объёмом знаний, сформированными навыками чтения и счёта, но у них недостаточно развиты сенсомоторные навыки, устная речь,  способность организовывать свою деятельность.

Данную проблему считаю актуальной  и её решение вижу в осуществлении разных видов детской деятельности, способствующих развитию потенциала ребёнка,  среди которых особое место занимает работа с бумагой в технике оригами, основанных на реализации поставленной цели и внедрении следующих принципов: 1.Принцип доступности. При ознакомлении детей с новым познавательным материалом приоритетная роль отдаётся игре. 2. Принцип интеграции. Занятия оригами позволяют осуществить комплексное взаимодействие различных образовательных областей. 3. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Одним из важных моментов считаю знакомство и обучение детей старшего дошкольного возраста не просто конструированию из бумаги, а использование именно модульного моделирования, которое  представляет собой многократное повторение одних и тех же действий, тем самым способствует прочному закреплению полученных знаний и использованию их в свободной деятельности.

Изучив литературу, я пришла к мнению, что работа с бумагой должна быть последовательной и доступной возрасту дошкольников.

 В старшей группе, я заинтересовала детей  техникой оригами,  организовала кружок «Волшебная бумага».

Дети 5-6 лет освоили способы конструирования поделок, основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей.

Учитывая, что занятия оригами – довольно кропотливый труд, я применяла различные формы работы с детьми. Объяснение  начинала с загадки, вносила готовую модель поделки, проводила дидактические игры. Занятия кружка были интересны  детям ещё и потому, что данная деятельность имеет практический результат. Изготовленные стаканчики пригодились в походе, в сюжетно-ролевой игре «Магазин» каждый покупатель имел свой эксклюзивный кошелёк, весёлых бабочек  дети забрали домой для игры с котятами и т.д. Чтобы процесс складывания поделок в технике оригами постоянно вызывал у детей интерес, в свободной деятельности предлагала смастерить уже известную модель. Это позволило освоить последовательность основных приёмов и расширить базу для творческих изысканий в дальнейшем.

При выполнении коллективной композиции «Розы», «Лето»  ребята прикрепляли свои работы на общее панно, таким образом, была организована общая выставка, способствующая воспитанию чувства коллективизма.

 

Работы кружка «Волшебная бумага» были отмечены на различных выставках в нашем детском саду.

         В подготовительной группе  в связи с большим интересом детей к бумажному моделированию я решила продолжить работу кружка, в котором принимают участие  все заинтересованные.

Уже в начале  учебного года мы постепенно перешли к модульному  оригами. Эта техника интересна тем, что из нескольких одинаковых заготовок в процессе дальнейшего их соединения получается единая поделка. Так возникла серия занятий «Оригамские цветы», где дети не только совершенствовали навыки мастерства, но и узнавали полезную информацию о  многообразии мира флоры, знакомились с легендами о  цветах. Модульное оригами интересно тем, что после освоения приёма ребёнок стремится многократно  самостоятельно выполнить такую же поделку для подарка, что невозможно при использовании традиционных техник. При этом он проявляет волевые усилия по развитию мелкой моторики, учится организовывать свою деятельность.

Считаю, что применяемые мною  методы и приёмы обеспечивают  устойчивый интерес дошкольников к занятиям. Такое увлечение, на мой взгляд, в большей степени связано с самой сущностью оригами, где  сходятся  разнородные психо-физиологические механизмы: движение и воображение (логическое и пространственное), размышление и воображение, интерес  быстрого достижения  цели. Если ребёнок утомляется, он тут же переключается на другую составляющую деятельности: от складывания переходит к игре с готовой поделкой, составляет готовые оригами в панно. Такая смена внимания предупреждает умственные переутомления детей при насыщенной, согласованной и разнообразной работе мысли и рук.

Поделки из бумаги мы использовали для игр,  украшения и оформления группы,  участка, театральной деятельности, в качестве подарков. Эти работы регулярно украшали раздевальную комнату, чем привлекли внимание родителей, которые активно включились в работу. Оригами стало общим увлечением детей и родителей, что повлияло на создание благоприятного микроклимата в группе.  Дети стали приносить из дома книги по оригами и готовые поделки, а родители - консультироваться в вопросе техники. Совместные работы детей и родителей приняли участие в выставках внутри детского сада. Проведенная работа  принесла благотворный результат. По итогам диагностики видно, что у детей, занимающихся в кружке «Оригами», на конец учебного года  повысился  уровень развития мышления,  внимания, памяти, сенсомоторных навыков.

Анализ уровня адаптации к условиям школьной деятельности  показал успешный результат.

Таким образом, искусство оригами - не просто развлечение. Оно прививает художественный вкус, развивает творческие и логические способности, совершенствует трудовые умения ребенка.  Систематические занятия оригами с детьми дошкольного возраста  являются одним из важных компонентов развития познавательных способностей, а,  следовательно, оказывают важное значение на  успешную подготовку к школьному обучению.

Я считаю, что изготовление поделок из бумаги заинтересовало педагогов нашего ДОУ.  В результате данной работы появилось поле для преемственности. И я надеюсь, что мой опыт получит распространение.

В перспективе планирую дальнейшее изучение и освоение более сложных приёмов работы с бумагой в данной технике и широкое применение их в своей педагогической деятельности.