Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей группы старшего возраста "Знакомство с Петриковской росписью"

Близниченко Екатерина Вадимовна

 

 

Цели:

  • Расширить представление о промыслах Кубани;
  • Познакомить с историей возникновения Петриковской росписи;
  • Показать различные нетрадиционные способы рисования;
  • Развивать воображение детей, поддерживать проявление их фантазии;
  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к малой Родине, уважение к ее

      культуре.

 

 

 

Ход занятия:

(Заходит воспитатель в кубанском костюме и обращается к детям)

     Ребята, мне сегодня с утра позвонила кума и поделилась новостью. Она купила себе новую хату и позвала меня на помощь в ее украшении. А по кубанским традициям считается, что чем красивее хата, тем лучше хозяйка в ней живет! Что это за чудная роспись такая – я знаю, называется она Петриковская, но я так давно не тренировалась… Что же мне делать? Вы мне поможете? (ответы детей) А я расскажу вам немого из истории Петриковской росписи, о том как она появилась на Кубани. Отлично! Мне кажется у нас все получится!

     Из всех народных промыслов Кубани  Петриковская роспись единственная живописная техника. Она пришла к нам из Украины, из села Петриково, в виде настенной росписи и распространилась вместе с казаками переселенцами. Эта была не простая роспись, а волшебная. Люди верили, что узоры на стенах их дома защищали его от нечистой силы. Поэтому хозяюшки летом выбеливали свою хату и исправно старались разрисовать стены и печку такими узорами, которые назывались «курьи лапы», «калина», «три квитки» и т.д. Кроме цветов так же изображались силуэты людей, рыб, птиц, животных.

     Самых прилежных хозяек называли «чепурушками». А если хата стояла просто белая, то с такими хозяйками на улице люди даже не здоровались. Изготавливали они краски сами. Ребята, а как вы думаете, из чего могли женщины приготовить краску 200 лет назад? Ведь в магазине она не продавалась. Конечно, правильно! Из растений, отваров ягод, овощей. А чем они могли рисовать? (ответы детей) Правильно! Но только, как и краски, кисточки нельзя было купить в магазине. Наносили рисунок на стену куриным перышком, самодельной кисточкой из кошачьей шерсти, тростниковой палочкой – «рогозой», или комком тряпки – этот прием назывался «вихоть».

     Но основным инструментом были пальцы, ведь это так удобно, они всегда рядом. Если нужно было изобразить большие точки или полоски, то рисовали большим пальцем, а если наоборот, маленькие, то мизинцем.

 

     А теперь давайте попробуем некоторые приемы петриковской росписи.

     «Мазок» - палец скользя по бумаге оставляет мазок небольшого размера. Так рисуют овалы, лепестки, вытянутые лепестки.

     «Протяжка» - палец с нанесенной краской «протягивает» длинный мазок по бумаге. Так получаются изображения длинных листьев, вытянутых деталей. Особенно удобен этот прием для смешивания красок.

     «Процарапывание» - по свежему мазку острой деревянной палочкой или гусиным пером проводят полоски, в которых ярче проступает цвет бумаги. Так изображают прожилки на листьях.

     «Тычок» - древком кисти или пипеткой с нанесенной краской на бумаге ставятся точки. Так украшали ягоды. Давайте попробуем вместе поработать с пипеткой, это новый инструмент для вас. Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в краску и делаем отпечаток на бумаге.

     Чтобы сделать рисунок еще красивее, ярче, можно использовать переходный мазок. Как вы думаете, что это? (ответы детей) А давайте попробуем вместе! Для этого нужно набрать на кисть краску основного цвета, например красного, а потом самый кончик обмакнуть в желтую. Теперь делаем мазок кистью. Точно так же можно поступить и с рисованием пальцами.

 

     А для вас ребята, я приготовила специальные заготовки. Что вы видите на листе? (ответы детей) Правильно, это петушок! А посмотрите внимательно, что ему не хватает? (ответы детей) Ну конечно же хвоста! А теперь давайте вместе с вами подумаем, какими приемами мы будем выполнять разные части петушка. Какие мазки подходят для рисования хвоста? («протяжка») А для гребешка? («мазок») А как можно изобразить перышки на шее? («тычок») А какие краски мы можем использовать в работе? (ответы детей)

     Молоды! Все-то вы знаете! Я думаю пора приступить к работе, начинайте выполнять работу на своем листке, ну а я буду рисовать на мольберте, мне же тоже нужно тренироваться. У нас обязательно все получится!

(параллельно с рисованием спрашивать у детей как называются приемы)

     Молодцы ребята!  Какие красивые узоры у нас с вами получились! Вы мне очень помогли! Теперь у меня точно получится помочь куме! А самых прилежных хозяек как называли? Правильно! Мы с кумой очень постараемся быть чепурушками! А вы не забыли как называется эта роспись? А почему? Что вам больше всего понравилось рисовать? (ответы детей)  И мне все это тоже понравилось! И это очень пригодится мне в помощи моей любимой куме! Спасибо за помощь! До свидания!