Вредные привычки у детей - откуда они ?
Ребенок не рождается с привычками. Мы, взрослые, плохому его не учим. Откуда же у детей нежелательные привычки?
Отсутствие целенаправленного и своевременного воспитания полезных привычек может открыть путь для нежелательного в поведении ребенка. Например, если взрослые не требуют от детей, чтобы они не выходили из-за стола, не проглотив пищу, ребята бегут играть с полным ртом.Сталкиваясь с новыми обязанностями, получая в свое распоряжение новые вещи или попадая в новые условия, ребенок еще не знает, как себя вести; его опыт невелик, привычной формы поведения в этих новых обстоятельствах еще нет. Если взрослые не подскажут, как надо себя вести, и не проследят, чтобы все делалось, как надо, образование привычек будет стихийным.
Многие отрицательные привычки взрослые сами невольно прививают ребенку. Так, например, постоянно пичкают его едой, насильно кормят, причём в таких количествах, которые превышают их потребности. Это не редко ведёт к так называемой привычной рвоте, которая может в другой раз появиться при одном виде пищи.
Некрасивые привычки возникают у детей из-за неудобной одежды, отсутствия носового платка или неудачной прически. Причины, породившие их, устранимы значительно легче, чем вызванные ими и прочно закрепившие действия. Поэтому так важно заботливо следить за одеждой ребенка, вовремя подстригать волосы, приучить самого ребенка следить за тем, чтобы у него всегда с собой был носовой платок. Осуждение вредных привычек, устранение причин, порождающих и укрепляющих их, и замещение положительными- вот основные пути, ведущие к искоренению нежелательного в поведении ребенка.
Когда у ребенка укоренилась нежелательная привычка, прежде всего надо найти и постараться устранить ту причину, которая ее обусловила. При искоренении привычки следует вникнуть, отчего она произошла, и действовать против причины, а не против последствий.
Если ребенок не выполняет указаний, оставляет их без внимания, не проявляет даже попыток противостоять своей прежней привычке, он заслуживает порицания. Дети обычно чутко реагируют на изменение отношения старших и стараются вернуть их расположение. Когда это не помогает, в исключительных случаях, приходится прибегать к наказанию. Но надо всегда помнить, что увлечение наказаниями отдаляет ребенка от родителей, порождает у него чувство отчужденности, жестокость. Запуганный наказаниями, малыш нередко продолжает делать недозволенноетайно. Ребенок нервничает, раздражается, а это в свою очередь благоприятная почва для образования нежелательных привычек. Опираясь на то положительное, что уже воспитанно у ребенка, на его любовь и привязанность к воспитателю, родным и близким, стремление пользоваться их расположением, можно достичь гораздо большего в воспитании навыков и привычек, чем с помощью даже самых разумных наказаний.
В одних случаях взрослые опираются на возрастающую потребность детей в проявлении самостоятельности (формируя привычку, скажем, складывать игрушки, самостоятельно умываться, оказывать посильную помощь взрослым и младшим детям и т.п.), в других- побуждают ребенка к сочувствию, в третьих- радуются вместе по поводу правильного поступка. Привитие малышу навыков и привычек, связанных с самообслуживанием (одеваться, умываться, есть и др.), с оказанием помощи членами семьи,- начало трудового воспитания, формирования, трудолюбия как черты характера. Как и при воспитании гигиенических навыков, в формировании нравственности с успехом могут использоваться игра, детские праздники, где ребенок может выступить в роли гостеприимного хозяина, угощая и одаривая участников. Играя, например, в доктора, малыш приобретает такое качество, как готовность оказать помощь «пострадавшим»-плюшевым зайцам, мишкам или своим сверстникам. Взрослые поддерживают подобные игры, руководят ею и направляют действия ребенка.
Правильные взаимоотношения с детьми, построенные на взаимном уважении и доверии, - залог успеха в воспитанииребенка, в том числе и в воспитании полезных привычек. Чрезмерная строгость порождает у детей привычку скрывать свои мысли и чувства, а излишняя опека лишает самостоятельности,ограничивает возможность приобретения многих навыков и полезных привычек, доступных сверстникам.
Часто взрослые пожинают плоды своих упущений в воспитании ребенка. Поэтому очень важно своевременно воспитывать у детей полезные и доступные навыки, привычки.