Шахматы и дошкольник - совместимо ли это?
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.
Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы.
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» - знамение нашего времени.
Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. В дошкольных учреждениях происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей.
Игра в шахматы в детском саду положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Обучение этой мудрой игре с самого раннего возраста помогает многим
детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализация позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Наш видный педагог В.А. Сухомлинский относился к шахматам с огромным уважением и сам хорошо играл. Он считал, что «…без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы – один из элементов умственной культуры».
Если мы обратимся к биографии выдающихся шахматистов, то отметим, что экс-чемпионы мира Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Нона Гаприндашвили познакомились с шахматами в 4-5 лет, Борис Спасский, Александр Алехин, Михаил Таль – в 7 лет!