Представление опыта работы на публичном докладе ДОУ «Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
Работаем в тесном содружестве с Вами,
Очень активны и папы, и мамы!
Вы помогаете детушкам вашим
Жизнь в детском саду сделать лучше и краше.
Только попросишь – откликнетесь сразу,
Не отказали ни в чём мне ни разу.
Всем Вам спасибо хочу я сказать
За Вашу поддержку.
Всем: «Так держать!»
Меня всегда волнуют вопросы:"Как найти путь к сердцу родителей?", "Как сделать воспитание детей нашим общим делом?", " Как, о чем вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы?", " Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к моим словам, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребенок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?" Такого контакта можно достичь, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_office_word_6.docx | 22.37 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
Меня всегда волнуют вопросы: как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Как, о чем вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к моим словам, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребенок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?
Такого контакта можно достичь, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Первая школа растущего человека – семья.
Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности.
Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Всю свою работу строю в соответствии с ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В нем говорится:
«родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Постараюсь раскрыть Вам преимущества этого взаимодействия.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Я заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальных особенностей ребенка. По стандарту это индивидуализация. Я постоянно поддерживаю контакт с семьей, знаю особенности, привычки своих воспитанников и учитываю их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется через разные формы:
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем.
Я заметила, что в наше время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление более близких контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. В практике моей работы взаимодействие строится на основе диалога, открытости, искренности и критику я заменила на рекомендации, советы, практическую помощь.
Я поняла, что наиболее эффективными являются познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы). А родительский комитет группы - это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвуют в организации и проведении совместных мероприятий. В нашей группе это родители с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ
В нашей группе большой популярностью пользуются «Дни открытых дверей» - дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов
Организация образовательных выставок уже стало традицией в нашем детском саду и конечно в нашей группе. Данная форма работы предполагает участие родителей в образовательной деятельности учреждения, нам очень важно мнение родителей, их предложения и рекомендации.
Очень нужной и важной формой являются педагогические беседы, как индивидуальные, так и микрогруппах. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Эффект этих бесед в том, что родители получают конкретные рекомендации.
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей
Дошкольное учреждение несет в себе не только образовательную, но и воспитательную задачу. С этой целью в группе организуются Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Потому, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проводится очень много различных мероприятий.
Совместная деятельность с родителями предполагает Наглядно-информационные формы взаимодействия.
Уголок для родителей оригинально оформленен. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание ООД, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.
содержание родительского уголка кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
Вся наглядная информация отражается через папки – передвижки, стенды и памятки для родителей.
Сейчас появилась новая форма взаимодействия общения с родителями через сайт: как через сайт дет.сада, так и через мой личный сайт.
С целью улучшения взаимодействия с родителями и ведения образовательного процесса с детьми мы организуем Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Анкетирование, опросы, тесты используются мной с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка
Письменные формы взаимодействия с родителями
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы.
Представленный мой опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников надеюсь убедил Вас в том, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Поделюсь с Вами, что родители детей моей группы ощущают себя более компетентными в воспитании детей, они стали более отзывчивыми на мои рекомендации, предложения и советы.
Они стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
В заключении моего выступления напрашивается вывод: Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие . Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье. В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Выдержка из ФГОС ДО: «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Формы взаимодействия с семьей Традиционные Нетрадиционные
Традиционные формы взаимодействия :
Классификация нетрадиционных форм взаимодействия:
Познавательные формы:
Групповые собрания родителей это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
В настоящее время они приобретают широкое распространение - дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов Дни открытых дверей
Образовательная выставка
Дни добрых дел
День окрытых дверей является одной из форм работы с родителями, которая предоставляет им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно - образовательного процесса. Цель проведения данного мероприятия - установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.
Досуговые формы:
Конкурс «Осенние дары» «Цветочная композиция»
Осенний праздник "Путешествие по родному городу"
"День матери"
Месячник пожарной безопасности
Участие в мероприятиях «Я талантлив!"
Новогодний утренник
Выставка «Мастерская Деда Мороза"
Мастер - классы
Конкурс чтецов "В мире стихов Агнии Барто "
"Мой папа самый, самый" - мероприятие к Дню Защитника Отечества
Утренник, посвященный 8 марта "Какая моя мама"
Наглядно-информационные формы:
Информационно-аналитические формы:
Один из распространенных методов диагностики, который я использую в своей работе с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка Анкетирование
Определить пожелания и возможности большинства родителей
Заключение: Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие . Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом Использование разнообразных форм работы переводит родителей из «зрителей» и «наблюдателей» в активных участников образовательного и воспитательного процесса их детей
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ