Организация просветительской работы с родителями воспитанников ДОУ. Находки и трудности.
Одно из важнейших направлений в работе психолога ДОУ - психологическое просвещение родителей. Семья - это первичная среда, в которой взращивается и воспитывается ребёнок. И, конечно, педагогическая и психологическая грамотность родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка играет первейшую роль в формировании гармоничной, успешной, физически и психически здоровой личности ребёнка.
В нашем ДОУ организована Школа для родителей. Несмотря на то, что родители предпочитают получать помощь психолога в форме индивидуальной консультации (около 70% опрошенных), мы делаем упор на посещение Школы именно в групповом формате, так как это оптимально по временным затратам и даёт возможность получить групповой эффект взаимодействия. Занятия включают элементы тренинга, интерактивные техники, психологические упражнения, деловые и ролевые игры, работу с памятками, анализ трудных ситуаций в общении с ребёнком. Темы занятий выбираются в зависимости от актуальности, которая определяется в ходе анкетирования родителей. Причём, в тематике занятий обязательно присутствует блок повышения родительской эффективности, включающий работу по самопознанию, коррекции самооценки, повышению стрессоустойчивости. Школа проводится 1 раз в две недели, каждый второй понедельник в вечернее время (день и время выбраны совместно с родителями в ходе анкетирования).
Главная задача Школы - активное вовлечение родителей в процесс педагогического взаимодействия и оказание практической помощи в вопросах внутрисемейного общения и воспитания. Для приглашения родителей на Школу используются различные каналы информирования: сайт ДОУ, рассылка через электронную почту психолога, оповещение о предстоящем занятии через адресные пригласительные билетики, объявления на общем стенде и в группах, очные приглашения, телефонные сообщения и обзвоны. Наиболее действенным способом обеспечения посещаемости Школы является приглашение очно и по телефону. Несмотря на большую трудоёмкость такого способа, процент явки на занятия значительно повышается.
Опыт ведения Школы показывает, что родители в ходе групповых занятий получают конкретные ответы на важные вопросы, касающиеся приёмов грамотного взаимодействия с ребёнком. Это отражено в устной обратной связи от участников. Каждый родитель получает на руки памятки-рекомендации по теме и домашнее задание. Кроме того, после группового занятия родители могут прийти на индивидуальную консультацию и более предметно обсудить волнующий вопрос. Примечательно, что на Школу нередко приходят семейные пары, что отражает высокую заинтересованность обоих родителей в воспитании ребёнка.
Анализ просветительской работы в форме Школы для родителей позволяет условно разделить родителей на несколько категорий.
Категория активных, обучаемых, открытых новому опыту родителей - это родители, максимально заинтересованные в создании благоприятных условий для развития ребёнка. Такие родители сами проявляют инициативу, обращаются за помощью к психологу, участвуют в групповых занятиях, посешают родительские собрания, активно сотрудничают с воспитателем. Как правило, и ребёнок у таких родителей растёт адаптированным и развивается в соответствии с возрастом.
Есть иная категория родителей, которые участвуют в опросах, задают вопросы на собраниях, неформально относятся к заполнению анкет, указывая актуальные темы и желающие получить помощь психолога. Отличие таких родителей от предыдущей категории в том, что при явном желании сотрудничать, они, как правило, на встречи и занятия не являютя. Аргументы - "не было времени", "забыл", "в следующий раз обязательно приду" и т.п. На наш взгляд, причины неуважительные и характеризуют пассивную позицию родителей в приобретении полезных знаний. Данная категория родителей обращаются за помощью, как правило, тогда, когда замечают явное неблагополучие в ребёнке или по рекомендации воспитателя.
И ещё одна категория родителей. По нашим наблюдениям, это родители, демонстрирующие безразличное отношение к возможности развития родительского потенциала и получения практической помощи в воспитании. Как правило, с воспитателями такие родители поддерживают формальные отношения. Но, как показывает опыт, именно таким родителям и необходима помощь. К сожалению, в данном случае, страдают дети, так как не дополучают должного родительского отношения и грамотного воспитания.
Несмотря на возникающие трудности в организации просветительской рботы с родителями, мы убеждены, что такая работа необходима и востребована. Психолог, в данном случае, является проводником знаний и фасилитатором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях" | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Выпускная работа
Тема «Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях»
Выполнил слушатель:
Грачева Арина Юрьевна,
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 343»
Подпись________________
Нижний Новгород
2018
Оглавление
Введение 3
Особенности взаимодействия детского сада и семьи в современных условиях .. 6
Социальное партнёрство детского сада и семьи как технология сотрудничества в диаде «педагог-родитель» 8
Психолого-педагогические исследования и их значение для оценки эффективности взаимодействия детского сада и семьи 13
Инновационные формы работы с семьёй...……………………..………………...15
Роль и место педагога-психолога в системе взаимодействия детский сад – семья .....................................……………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………….........22
Литература 24
Введение
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. В целях реализации Указа президента «О национальной стратегии действий в интересах детей в РФ на 2012-2017 годы» разработана «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в которой подчёркивается, что семья является базовым, фундаментальным условием функционирования всего российского общества и важнейшим элементом его самоорганизации. По словам В.А. Сухомлинского, «…Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
Признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения в современных условиях, а именно, сотрудничества, взаимодействия, доверительности, социального партнёрства в самом широком смысле слова. Педагоги должны стать помощниками и заинтересованными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование педагогической грамотности семьи в различных вопросах.
Один из ключевых принципов Национальной стратегии - партнерство во имя ребенка: «…В Российской Федерации политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей». Социальное партнёрство – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Главный момент в контексте «детский сад-семья» - это личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в разработке технологии, направленной на установление партнерских отношений между педагогами и родителями. Введение ФГОС ДОО предполагает ещё большую активизацию работы с семьёй. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого образовательно-воспитательного пространства, в котором ребенок сможет развивать самые лучшие качества, необходимые для становления успешной личности.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое воспитательно-образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы социального партнёрства ДОУ и семьи.
Актуальность темы определяется положениями, которые отражены в Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года, ФГОС ДО и Законе РФ «Об образовании»:
- Необходимо содействовать укреплению семьи и защите приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами.
- Семья, как воспитательная среда, обладает огромными возможностями для формирования личности и является основным источником социализации детей.
- Ответственность за воспитание детей возложена на родителей.
- Необходимо содействовать развитию культуры родительства в связи с проблемой снижения ценности семьи и с трансформациями ценностно-нормативной культуры, в целом (акцент, в большей степени, на духовно-нравственные и психолого-педагогические компоненты культуры родительства).
Кроме этого, опыт психолого-педагогического сопровождения семей в ходе образовательно-воспитательного процесса (ОВП) в ДОУ приводит к необходимости поиска и внедрения новых, инновационных форм сотрудничества с семьёй.
Особенности взаимодействия детского сада и семьи в современных условиях
Как показывает практика, проблема сотрудничества ДОУ и семьи в последнее время относится к разряду актуальных. Экономические изменения в мире не могли не повлиять на современную семью. Финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, широкие возможности получения образования, ослабление воспитательной функции семьи – всё это заставляет искать новые формы сотрудничества с родителями. С одной стороны, родителям необходимо понимать, что детский сад – это помощник в воспитании ребенка, семья не должна перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса. Семья передаёт ребёнку модель взаимодействия между её членами и другими людьми, формирует отношение к семье как к великой ценности. В семье закладываются основы ответственного родительства.
С другой стороны, детский сад является значимой воспитательно-образовательной средой, дающей ребёнку социальный опыт, возможность познания мира природных и человеческих связей и отношений, обучения способам и нормам поведения во всех сферах жизнедеятельности. Вкупе, семья и детский сад должны создавать оптимально благоприятные условия для становления успешной личности.
В Указе президента «О национальной стратегии действий в интересах детей в РФ на 2012-2017 годы» указаны проблемы в работе с семьёй, их масштаб и острота. Как показывает опыт, наличие подобных проблем наблюдается в большинстве ДОУ:
- Слабая подготовленность родителей к воспитанию детей.
- Снижение ответственности родителей за воспитание ребёнка.
- Семейное неблагополучие.
- Низкая коммуникативная культура.
- Снижение родительской активности в воспитательно-образовательном процессе.
- Снижение уровня защищенности детей от противоправного контента в сети "Интернет".
- Отсутствие должного внимания к физическому и эмоциональному состоянию ребёнка.
- Снижение уровня социальной защищённости многодетных и неполных семей.
Кроме того, как следствие ослабления воспитательной функции семьи, заинтересованности родителей делами ребёнка, наблюдается снижение профессиональной мотивации педагогов. Инертность, пассивность родителей вызывает отрицательные эмоции у педагога, порождает неверие в возможность полноценного сотрудничества с ними, ведёт к профессиональному выгоранию.
Разрешение проблем возможно через активный процесс вовлечения родителей в единое предметно-развивающее пространство ДОУ, который реализуется в следующих направлениях:
- работа с педагогическим коллективом ДОУ по организации социального партнёрства с семьями
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с родителями и детьми;
- профилактика профессионального выгорания у педагогов;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей и педагогов;
- вовлечение родителей в общественную деятельность ДОУ.
Кроме того, следует учитывать, что в условиях детского сада осуществляется взаимодействие преимущественно с молодыми семьями, имеющими детей раннего и дошкольного возраста. Это является важным фактором в организации своевременной информационно-просветительской и психологической помощи молодым родителям в воспитании и развитии детей.
Таким образом, основной идеей для повышения эффективности взаимодействия семьи и детского сада является создание оптимальных условий для обновления качества взаимоотношений в диаде «педагог-родитель» и разработка реально работающей системы социального партнёрства.
Социальное партнёрство детского сада и семьи как
технология сотрудничества в диаде «педагог-родитель»
Деятельность по созданию системы социального партнёрства семьи и детского сада строится на основе представления об образовании как об институте социализации личности и опирается на следующих принципы мастеров педагогики и психологии:
- принцип гуманистического подхода (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, К. Роджерс);
- принцип педагогики сотрудничества (Л.С. Выгодский);
-принцип совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания (В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко);
- принцип социализации-индивидуализации личности (Н.Ф. Голованова, А.В. Петровский);
- принцип компетентностного подхода (Ю.М. Гиппенрейтер);
- принцип развития познавательной активности ребёнка (Г.И. Щукина, Т.И. Таманова);
- принцип коллективных творческих дел (И.П. Иванова);
- принцип системно-деятельностного подхода (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- принцип семейного детствосбережения (обеспечение безопасного и комфортного семейного окружения, соблюдение прав ребёнка, исключение любых форм жестокого обращения с ним (из Указа Президента РФ «О национальной стратегии действий в РФ в интересах детей в 2012-2017гг.»);
- принцип социального партнёрства семьи и детского сада – равность миссий и равность ответственности семьи и детского сада в воспитании успешной личности, объединение усилий педагогов и родителей.
Социальное партнёрство с родителями базируется на следующих подходах:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность и требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду, в целом.
- Индивидуальный подход.
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
- Ответственное отношение к подготовке мероприятий.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на восприятие информации участниками и положительный имидж учреждения, в целом.
- Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
- Единство взглядов.
У педагогов и родителей должен быть единый взгляд на процесс воспитания ребёнка, создание развивающей среды, формирование нравственных ценностей и гражданской позиции.
- Взаимное доверие.
Родители должны доверять профессиональному опыту педагога, укреплять его авторитет в глазах ребёнка. В свою очередь, педагог должен доверять воспитательным действиям родителей, повышать веру в его родительский потенциал.
- Открытость и доступность.
У родителей есть возможность получить достоверную информацию об учреждении, получить консультацию администрации, педагога и другого специалиста. ДОУ – открытое образовательно-воспитательное пространство, в котором создаются условия для полного раскрытия творческого потенциала, природных способностей воспитанников и педагогов в их взаимосвязи, создания доброжелательной, творческой атмосферы, где учитываются интересы и желания ребенка, созданы условия для проявления самостоятельности, инициативы, творчества.
Развитие социального партнёрства семьи и детского сада возможно только при объединении усилий педагогов и родителей для создания благоприятной, единой воспитательной, предметно-развивающей среды для полноценного развития каждого ребёнка. В связи с этим, встают следующие задачи, позволяющие реализовать технологию сотрудничества в диаде «педагог-родитель»:
- Укреплять партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Способствовать формированию культуры родительства.
- Активизировать работу инициативных родительских групп.
- Способствовать повышению родительской активности путём нахождения и внедрения инновационных форм работы.
- Способствовать развитию социальной активности и творческого потенциала семьи.
- Повышать психолого-педагогическую культуру педагога и укреплять его авторитет как помощника и партнёра в деле воспитания и развития ребёнка.
- Формировать у детей уважительное отношение к семейным ценностям, позитивное отношение к себе как члену семьи, уважительное отношение к взрослым.
- Способствовать духовно-нравственному воспитанию детей, и, особенно, формированию компонентов нравственных навыков у детей.
Технология сотрудничества реализуется посредством включения всех участников образовательно-воспитательного процесса в систему деятельности ДОУ по 4 блокам:
1 блок. «Педагоги»
2 блок. «Педагоги - родители»
3 блок. «Педагоги-дети»
4 блок. «Педагоги – дети – родители»
В этом контексте, процесс построения социального партнёрства можно рассматривать также как технологию «4-х шагов навстречу семье» через развитие содружества и сотворчества. В каждом блоке реализуются 3 направления работы:
- Организационно-информационное и аналитическое: анализ ситуации в ДОУ, психолого-педагогические исследования.
- Информационно-просветительское: обучение, консультирование, просвещение педагогов, родителей.
- Организационно-деятельностное: непосредственно включение родителей в совместную деятельность с детьми.
Как указано выше, в ДОУ осуществляется взаимодействие преимущественно с молодыми семьями. Это даёт возможность своевременно выявить проблемные зоны и провести профилактическую работу, с тем, чтобы в будущем не возникли серьёзные и трудно разрешимые проблемы. В этой связи, пространство ДОУ является благоприятной площадкой для повышения психолого-педагогической грамотности молодых родителей и вовлечения их в ОВП.
Как показывает практика, молодые родители:
- проявляют большую заинтересованность в получении полезной информации по вопросам воспитания и развития детей;
- обладают современным видением ситуации развития ребёнка;
- склонны к сотрудничеству в интересах ребёнка;
- восприимчивы к новой информации и хорошо ориентируются в нормативной документации (Закон «Об образовании», ФГОС ДО и др.);
- владеют ИКТ, что способствует введению современных форм сотрудничества (вебинары, онлайн-общение);
- выражают готовность полноценного участия в жизни ДОУ.
Всё вкупе позволяет выстраивать социальное партнёрство, дающее желаемые результаты.
Психолого-педагогические исследования и их значение для оценки эффективности взаимодействия детского сада и семьи
Психолого-педагогические исследования в ДОУ проводятся с целью выявления актуальных тем и запросов, над которыми необходимо работать коллективу в направлении развития социального партнёрства, и позволяют получить ответы на вопросы: «Каковы проблемные зоны? Что необходимо сделать? Как это сделать и зачем?». В ходе проведения психолого-педагогических исследований используются следующие методы:
- Составление социального паспорта семей ДОУ (социальный статус семей, образование и род занятий родителей).
- Анкетирование родителей на тему «Эффективность взаимодействия семьи и детского сада» (оценка родителями таких параметров, как удовлетворённость качеством ОВП, комфортность развивающей среды, степень вовлечения родителей в совместные мероприятия, уровень и качество психолого-педагогического просвещения, климат в детском коллективе и др.).
- Опрос родителей с целью определения проблемных зон в воспитании и развитии детей.
- Опрос родителей с целью определения предпочитаемых форм сотрудничества (участие в родительских инициативных группах, помощь в организации предметной среды и др.).
- Опрос родителей с целью определения предпочитаемых форм получения психолого-педагогической помощи (индивидуальные консультации, групповые занятия-тренинги, лектории, круглые столы, очная форма или онлайн).
- Тематические опросы родителей («Что влияет на благополучие ребёнка?», «Что для Вас означает – любить ребёнка?», «Каковы составляющие семейного счастья?» и др.).
- Психодиагностика стилей и стратегий семейного воспитания.
- Опросы родителей (индивидуально) с целью выявления проблем в воспитании и развитии детей (признаки СДВГ, тревожности, агрессивности и др.).
- Опрос педагогов с целью выявления затруднений в ходе ОВП и потребности в психолого-педагогической помощи.
- Опрос педагогов «Эффективность сотрудничества с родителями» (посещаемость родительских собраний, активность родителей в творческих мероприятиях с детьми).
- Оценка уровня творческого потенциала педагогов с целью обнаружения скрытых возможностей, творческих устремлений и потребностей.
- Анкетирование педагогов «Мотивация в профессиональной деятельности».
- Психодиагностика эмоционального выгорания педагогов с целью профилактики и оказания психологической помощи при выявлении признаков выгорания.
- Опросы детей старшего дошкольного возраста «Комфортность пребывания в ДОУ», «Счастливая семья – это», «В какие игры мы играем с мамами и папами».
- Изучение положительного опыта семейного воспитания (эссе о семье, презентации «Моё имя», «Удивительная семейная история»).
Результаты психолого-педагогических исследований позволяют увидеть ситуацию в ДОУ, в целом, а также выявить конкретные трудности родителей и детей, проблемные зоны в работе с семьёй, наметить пути их решения, и, что ценно, получить информацию о положительном опыте, который может быть закреплён и использован в будущем. В этом смысле значение психолого-педагогических исследований неоценимо.
Инновационные формы работы с семьёй
Под инновацией понимается введение новых технологий или моделей деятельности, дающих желаемый эффект и придающих новые очертания ОВП. В данном контексте, желаемый эффект – это качественные и количественные изменения в ходе решения выявленных проблем. При этом следует учесть, что любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация – потенциально будущая традиция, то есть инновация – это принятый опыт. Безусловно, при введении новых форм взаимодействия с родителями учитываются изменения, произошедшие в современной семье:
- повышение образованности родителей;
- мобильность современных родителей;
- уменьшение количества детей в семье;
- доступность информации;
- владение и использование ИКТ в повседневной жизни и т.д.
Наряду с традиционными очными формами работы с родителями (родительские собрания, лектории, круглые столы, КТД, инициативные группы) в условиях дефицита времени всё шире распространяется практика использования дистанционных форм просвещения и обучения родителей – вебинар, скайп-консультация, переписка по электронной почте, использование вайбер, групп в Вконтакте. Это отвечает одному из важных принципов современного образования – доступности.
Опыт просветительской работы с семьями показывает, что родителей можно разделить (условно) на 3 группы по категориям:
- Группа высоко заинтересованных, активных, инициативных родителей.
- Группа средне заинтересованных родителей, охотно откликающихся на предложения о сотрудничестве.
- Группа родителей, поддерживающих формальные отношения с педагогами, с низким уровнем активности.
Можно предположить, что недостаточная активность родителей связана с усилением социального расслоения, общим эмоциональным спадом как следствием социально-экономических проблем в обществе. Тем не менее, работа с родителями должна продолжаться и проводиться с акцентом на интеракцию, повышение активности, в первую очередь, тех, кто поддерживает формальные отношении с педагогами. Именно поэтому вводятся формы сотрудничества, позволяющие оптимизировать процесс общения и расширить поле позитивного влияния на семью.
Бесспорно, очные, «живые» встречи с родителями гораздо эффективнее дистанционных, так как способствуют созданию доброжелательной, открытой атмосферы сотрудничества и включенности в общий процесс, повышению ресурсности семьи, снижению напряжения при обнаружении общности проблем.
С целью психолого-педагогического просвещения и повышения сплочённости коллектива ДОУ и семей на базе ДОУ организуются такие подструктуры как: Школа для родителей, Клуб «СемьЯ», творческая мастерская «Растим личность» и др. Творчески работающие педагоги изыскивают временные и физические ресурсы для проведения неформальных встреч с чаепитием, открытых занятий, мастер-классов, тематических праздников – День мам, День пап, День бабушек, Акции добрых дел, творческие семейные выставки, конкурсы рисунков, спортивные праздники др.
Интерактивное направление в работе с семьёй в настоящее время может считаться приоритетным, так как позволяет использовать оптимальные формы и методы в групповом и индивидуальном формате.
Роль и место педагога-психолога в системе взаимодействия
детский сад - семья
В условиях современности качественное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в ДОУ практически невозможно без включения в его структуру педагога-психолога. Основная цель деятельности педагога-психолога – содействие администрации и педагогическому коллективу в создании благоприятных условий для сохранения, поддержания и укрепления психологического и психического здоровья детей. Безусловно, педагог-психолог должен обладать соответствующими компетенциями для оказания профессиональной помощи детям и родителям. В своей работе педагог-психолог руководствуется профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», Этическим кодексом педагога-психолога, Законами об образовании, ФГОС ДО, Конвенцией о правах ребёнка и иными правовыми документами.
Работа педагога-психолога с семьёй в ДОУ строится, исходя из направлений (видов) его деятельности:
- психолого-педагогические исследования (анкетирование, опросы, психодиагностика, огромный пласт работы);
- коррекционно-развивающая работа с детьми;
- психологическое консультирование;
- психологическое просвещение и профилактика;
- организационно-методическая работа;
- экспертная работа.
В каждом из этих направлений приоритетным участником является ребёнок, а значит, и его семья.
Как указывалось выше, социальное партнёрство детского сада и семьи может рассматриваться как технология «4-х шагов навстречу семье». И в каждом шаге роль и место педагога-психолога определяются так - активный, равноправный участник ОВП, действующий в интересах ребёнка.
1 шаг. Педагог-психолог содействует повышению психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с родителями и детьми через систему педагогических советов, совещаний, методических и практических семинаров, участие в круглых столах, проведение индивидуальных и мини-групповых консультаций по вопросам воспитания и развития детей.
Педагог-психолог тем самым демонстрирует свою гражданскую позицию в деле укрепления сотрудничества в диаде «педагог-родитель». Возможны такие темы семинаров и практикумов:
- «Особенности взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС ДО и стратегии развития воспитания в РФ»;
- «Особенности взаимодействия педагога-воспитателя с разными категориями детей»;
- деловая игра «Чего хотят родители…педагоги…дети»
- «Эмоциональная культура педагога»;
- мини-групповые консультации «Учёт типа темперамента ребёнка в ходе воспитания», анализ трудных ситуаций в малых группах (обмен опытом и поиск решений);
- круглый стол совместно с родителями «Взаимодействие семьи, детского сада и школы в условиях современности».
2 шаг. Активная позиция в психолого-педагогическом просвещении родителей с целью самопознания, развития воспитательных компетенций, поддержки и усиления имеющихся педагогических ресурсов, расширения знаний о психологических возрастных особенностях детей и факторах благополучного развития.
Тематика лекториев, практикумов, вебинаров:
- «Помощь родителям детей раннего возраста в адаптации к ДОУ»;
- «Вы и Ваш малыш: радости и трудности»;
- «Пути бесконфликтного общения с ребёнком: и снова о дисциплине»;
- «Кризис 3-х лет? Это здорово!»;
- «Три кита эффективного общения с ребёнком»;
- «Помощь родителям будущих первоклассников»;
- «Родительская эффективность: как заботиться о других, не забывая о себе»;
- «Положительный семейный климат – основа благополучия ребёнка»;
- «Как и зачем развивать ребёнка» и др.
3 шаг. Участие педагога-психолога в духовно-нравственном воспитании ребёнка через формирование у детей представлений о семье как о важнейшей ценности. Сюда входит работа по формированию у детей патриотических чувств, гражданской идентичности, общепринятых норм и правил, умения дружить, понимать других людей, умения сочувствовать, сопереживать. Кроме этого, педагог-психолог развивает в детях чувство прекрасного, творческие и лидерские задатки, стремление достигать успеха. Информация о достижениях детей доводится до родителей, тем самым у детей формируется мотивация достижения успеха, так как родители – это самые значимые люди.
С детьми старшего дошкольного возраста проводятся индивидуальные и групповые занятия по развитию рефлексии, эмпатии, направленные на формирование понимания своего внутреннего мира и окружающих людей, проводятся устные опросы-интервью:
- Если бы я был мамой, папой, взрослым…
- Счастливая семья – это…
- Что мне нравится/не нравится в детском саду?
- В какие игры мы играем в семье? И др.
Тем самым у детей развивается рефлексия, формируется умение высказать своё мнение и выслушать чужое, что очень важно для развития социальных компетенций.
4 шаг. Активное участие педагога-психолога в организации семей для участия в совместных делах ДОУ, творческих проектах, акциях, конкурсах. В нашем ДОУ получен положительный опыт реализации творческого семейного проекта «Формула семейного счастья». Он проводится в 2 этапа: написание эссе о семье и презентация семейных достижений, где участвуют и родители, и дети. Контент-анализ эссе позволяет выделить наиболее важные категории духовно-нравственных ценностей, провозглашаемых в семьях, а значит, заложенных в подсознание детей.
Анализ мероприятия показывает, что:
- Совместные творческие дела активизируют творческий потенциал семьи.
- Дети получают колоссальный опыт совместного семейного творчества.
- Дети испытывают чувство гордости за свою семью, что способствует воспитанию высоких нравственных чувств.
- Происходит обмен положительным опытом воспитания, что способствует повышению значимости семейных ценностей.
- Зрители получают опыт позитивного семейного воспитания.
В рамках проекта проводится опрос детей 5-7 лет «Счастливая семья глазами детей». Контент-анализ также позволяет выделить основные категории высказываний детей о счастливой семье:
- взаимная забота о членах семьи;
- любовь друг к другу;
- совместные семейные дела;
- совместные праздники;
- отсутствие ссор.
В высказываниях детей проявляются знания базовых ценностей, что само по себе является фундаментом для становления высоконравственной личности.
Если говорить о роли педагога-психолога как помощника в оптимизации детско-родительских отношений, то это одна из базовых его задач, так как личностное, психологическое и общее развитие ребёнка во многом зависит от взаимоотношений внутри семьи. То, как родитель выстраивает свои отношения с ребёнком, во многом определяется пониманием сути воспитания. В любом случае, педагог-психолог делает акцент на развитии эффективного общения с детьми. Как показывает практика, причины трудностей родителей кроятся именно в неумении грамотно общаться с ребёнком, и наиболее частый запрос связан с детским непослушанием. Задача педагога-психолога определить причины нарушения поведения, в том числе и глубинные, и дать практические рекомендации по коррекции поведения и профилактике возможных трудностей. Здесь психолог выступает в роли тренера на протяжении всего процесса выполнения рекомендаций родителями и получения качественно новых результатов.
Таким образом, педагог-психолог берёт на себя роль и тренера, и фасилитатора, и проводника психологических знаний в образовательной среде ДОУ, являясь важным звеном в цепочке взаимодействия и сближения детского сада и семьи.
Заключение
Бесспорно, тема взаимодействия детского сада и семьи актуальна и создаёт огромное поле творчества для педагогов. Вместе с тем, работа с семьёй в ДОУ имеет отсроченные результаты. Каким вырастет ребёнок в будущем, заранее увидеть проблематично. Вместе с тем, на сегодняшний день можно уверенно сказать, что необходимо решать следующие задачи:
- Развивать социальное партнёрство семьи и детского сада в интересах ребёнка. И это реально.
- Содействовать повышению профессиональной компетентности и творческой активности педагога как ключевой фигуры в процессе ОВП.
- Повышать заинтересованность родителей в психолого-педагогическом просвещении с учётом их запросов и потребностей путём внедрения инновационных форм работы.
- Активнее вовлекать семьи в совместную деятельность ДОУ, используя их ресурсы, развивая систему поощрения.
- Способствовать повышению родительской ответственности за воспитание ребёнка через участие в творческих проектах и КТД.
- Внедрять и распространять опыт использования эффективных инновационных форм работы с молодыми семьями.
- Закреплять полученные положительные результаты для дальнейшей активизации родителей в развитии единого содружества за счёт расширения форм творческого взаимодействия.
- Содействовать развитию культуры родительства через совершенствование психолого-педагогического компонента.
В ходе раскрытия темы можно сделать выводы о том, что:
- Активность и творческий подход педагога играет важнейшую роль в процессе вовлечения родителей и детей в сотворчество и сотрудничество.
- Социальное партнёрство возможно при взаимных усилиях педагога и родителей.
- Интерактивные инновационные технологии позволяют активизировать семьи, повышать их психолого-педагогическую компетентность, родительскую культуру и формировать активную гражданскую позицию.
- Родители готовы к социальному партнёрству и формируют свой социальный заказ в процессе сотрудничества.
- Необходимо концентрировать внимание на достижениях и перспективах, а не на трудностях и препятствиях, менять стереотипные установки педагогов и родителей с «должен» на «хочу».
- Необходимо направить усилия на преодоление противоречий, выраженных в виде формализма в подходах к работе с семьёй, кризиса доверия, несовпадений позиций в диаде «педагог-родитель».
Литература
- Баринова Н.М. Детский сад и семья: детско-родительский клуб. - М.: УЦ «Перспектива», 2013.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфер, 2011.
- Микляева Н.В. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005.
- Шарохина В.Л., Работа педагога-психолога с родителями дошкольника. – М.: Национальный книжный центр, 2017.
- Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.
Комментарии
Организация просветительской работы с родителями ДОУ.
Основная задача такой работы - активизировать родительский потенциал. Ведь у каждого родителя он есть. Это показывает практика. Важно достучаться до глубин самосознания родителя и дать толчок к саморазвитию.
С 2016 года наш ДОУ
С 2016 года наш ДОУ реализует творческий проект - конкурс "Формула семейного счастья". Он проводится в 2 этапа: 1 - написание эссе о семье и её достижениях, 2 - презентация семей-авторов лучших эссе. В конкурсе участвуют семьи воспитанников - родители, дети, бабушки, дедушки, родственники. Опыт проведения конкурса показывает, что коллективные творческие дела сплачивают семью, укрепляют семейные ценности, обучают ребёнка лидерству, усиливают чувство сопричастности к делам семьи и ответственность за них. По отзывам участников, написание эссе способствует более глубокому пониманию семейного счастья, значимости семейных традиций и корней.