Организация просветительской работы с родителями воспитанников ДОУ. Находки и трудности.

Грачева Арина Юрьевна

Одно из важнейших направлений в работе психолога ДОУ - психологическое просвещение родителей. Семья - это первичная среда, в которой взращивается и воспитывается ребёнок. И, конечно, педагогическая и психологическая грамотность родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка играет первейшую роль в формировании гармоничной, успешной, физически и психически здоровой личности ребёнка.

В нашем ДОУ организована Школа для родителей. Несмотря на то, что родители предпочитают получать помощь психолога в форме индивидуальной консультации (около 70% опрошенных), мы делаем упор на посещение Школы именно в групповом формате, так как это оптимально по временным затратам и даёт возможность получить групповой эффект взаимодействия. Занятия включают элементы тренинга, интерактивные техники, психологические упражнения, деловые и ролевые игры, работу с памятками, анализ трудных ситуаций в общении с ребёнком. Темы занятий выбираются в зависимости от актуальности, которая определяется в ходе анкетирования родителей. Причём, в тематике занятий обязательно присутствует блок повышения родительской эффективности, включающий работу по самопознанию, коррекции самооценки, повышению стрессоустойчивости. Школа проводится 1 раз в две недели, каждый второй понедельник в вечернее время (день и время выбраны совместно с родителями в ходе анкетирования).

Главная задача Школы - активное вовлечение родителей в процесс педагогического взаимодействия и оказание практической помощи в вопросах внутрисемейного общения и воспитания.  Для приглашения родителей на Школу используются различные каналы информирования: сайт ДОУ, рассылка через электронную почту психолога, оповещение о предстоящем занятии через адресные пригласительные билетики, объявления на общем стенде и в группах, очные приглашения, телефонные сообщения и обзвоны. Наиболее действенным способом обеспечения посещаемости Школы является приглашение очно и по телефону. Несмотря на большую трудоёмкость такого способа, процент явки на занятия значительно повышается. 

Опыт ведения Школы показывает, что родители в ходе групповых занятий получают конкретные ответы на важные вопросы, касающиеся приёмов грамотного взаимодействия с ребёнком. Это отражено в устной обратной связи от участников. Каждый родитель получает на руки памятки-рекомендации по теме и домашнее задание. Кроме того, после группового занятия родители могут прийти на индивидуальную консультацию и более предметно обсудить волнующий вопрос. Примечательно, что на Школу нередко приходят семейные  пары, что отражает высокую заинтересованность обоих родителей в воспитании ребёнка.

Анализ просветительской работы в форме Школы для родителей позволяет условно разделить родителей на несколько категорий.

Категория активных, обучаемых, открытых новому опыту родителей - это родители, максимально заинтересованные в создании благоприятных условий для развития ребёнка. Такие родители сами проявляют инициативу, обращаются за помощью к психологу, участвуют в групповых занятиях, посешают родительские собрания, активно сотрудничают с воспитателем. Как правило, и ребёнок у таких родителей растёт адаптированным и развивается в соответствии с  возрастом. 

Есть иная категория родителей, которые участвуют в опросах, задают вопросы на собраниях, неформально относятся к заполнению анкет, указывая актуальные темы и желающие получить помощь психолога. Отличие таких родителей от предыдущей категории в том, что при явном желании сотрудничать, они, как правило, на встречи и занятия не являютя. Аргументы - "не было времени", "забыл", "в следующий раз обязательно приду" и т.п. На наш взгляд, причины неуважительные и характеризуют пассивную позицию родителей в приобретении полезных знаний. Данная категория родителей обращаются за помощью, как правило, тогда, когда замечают явное неблагополучие в ребёнке или по рекомендации воспитателя.

И ещё одна категория родителей. По нашим наблюдениям, это  родители, демонстрирующие безразличное отношение к возможности развития родительского потенциала и получения практической помощи в воспитании. Как правило, с воспитателями такие родители поддерживают формальные отношения. Но, как показывает опыт, именно таким родителям и необходима помощь. К сожалению, в данном случае, страдают дети, так как не дополучают должного родительского отношения и грамотного воспитания.

Несмотря на возникающие трудности в организации просветительской рботы с родителями, мы убеждены, что такая работа необходима и востребована. Психолог, в данном случае, является проводником знаний и фасилитатором. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Выпускная  работа

Тема «Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях»

                                                Выполнил слушатель:

                                                Грачева Арина Юрьевна,

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 343»

                                                                                        

                                Подпись________________

Нижний Новгород

2018

Оглавление

Введение        3

Особенности взаимодействия детского сада и семьи в современных условиях ..        6

Социальное  партнёрство детского сада и семьи как  технология  сотрудничества в диаде «педагог-родитель»         8

Психолого-педагогические исследования и их значение  для оценки эффективности взаимодействия детского сада и семьи         13

Инновационные формы работы с семьёй...……………………..………………...15

Роль и место педагога-психолога в системе взаимодействия  детский сад – семья .....................................……………………………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………….........22

Литература        24

Введение

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. В целях реализации Указа президента «О национальной стратегии действий в интересах детей в РФ на 2012-2017 годы» разработана «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в которой подчёркивается, что семья является базовым, фундаментальным условием функционирования всего российского общества и важнейшим элементом его самоорганизации. По словам В.А. Сухомлинского, «…Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».  

        Признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений  семьи и образовательного учреждения в современных условиях, а именно, сотрудничества,  взаимодействия, доверительности, социального партнёрства в самом широком смысле слова. Педагоги должны стать помощниками и заинтересованными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование педагогической грамотности семьи в различных вопросах.

        Один из ключевых принципов Национальной стратегии   -  партнерство во имя ребенка: «…В Российской Федерации политика в области   детства   должна   опираться  на  технологии  социального партнерства,        общественно-профессиональную        экспертизу, реализовываться    с    участием   бизнес-сообщества,   посредством привлечения общественных организаций и  международных  партнеров  к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов  детей».  Социальное партнёрство – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.  

Главный момент в контексте «детский сад-семья» - это личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в разработке технологии, направленной на установление партнерских отношений между педагогами и родителями. Введение ФГОС ДОО предполагает ещё большую активизацию работы с семьёй. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого образовательно-воспитательного  пространства, в котором ребенок сможет развивать самые лучшие качества, необходимые для становления успешной личности.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое воспитательно-образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы социального партнёрства ДОУ и семьи.

Актуальность темы определяется положениями, которые отражены   в  Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года, ФГОС ДО и Законе РФ «Об образовании»:

  1. Необходимо содействовать укреплению семьи и защите приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами.
  2. Семья,  как воспитательная среда,  обладает огромными возможностями для формирования личности и является основным источником социализации детей.
  3. Ответственность за воспитание  детей возложена на родителей.
  4. Необходимо содействовать   развитию культуры родительства в связи  с проблемой снижения ценности семьи и с трансформациями ценностно-нормативной культуры, в целом  (акцент, в большей степени, на духовно-нравственные и психолого-педагогические компоненты культуры родительства).

        Кроме этого, опыт психолого-педагогического сопровождения семей в ходе образовательно-воспитательного процесса (ОВП)  в ДОУ  приводит к необходимости  поиска и внедрения  новых, инновационных форм сотрудничества с семьёй.

Особенности взаимодействия детского сада и семьи в современных условиях

        

        Как показывает практика, проблема  сотрудничества ДОУ и семьи в последнее время относится к разряду   актуальных.  Экономические изменения в мире не могли не повлиять на современную семью. Финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, широкие возможности получения образования, ослабление воспитательной функции семьи – всё это заставляет искать новые формы сотрудничества с родителями. С одной стороны, родителям необходимо понимать, что детский сад – это помощник в воспитании ребенка, семья не должна перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса. Семья передаёт ребёнку модель взаимодействия между её членами и другими людьми,  формирует отношение к семье как к великой   ценности.  В семье закладываются основы ответственного родительства.

С другой стороны, детский сад является значимой воспитательно-образовательной средой, дающей ребёнку социальный опыт, возможность познания мира природных и человеческих связей и отношений, обучения способам и нормам поведения во всех сферах жизнедеятельности. Вкупе, семья и детский сад должны создавать оптимально благоприятные условия для становления успешной личности.  

В Указе президента «О национальной стратегии действий в интересах детей в РФ на 2012-2017 годы» указаны проблемы в работе с семьёй,  их масштаб и острота.  Как показывает опыт, наличие подобных проблем наблюдается в  большинстве ДОУ:

  1. Слабая подготовленность родителей к воспитанию детей.
  2. Снижение ответственности родителей за воспитание ребёнка.
  3. Семейное неблагополучие.
  4. Низкая коммуникативная культура.
  5. Снижение родительской активности в воспитательно-образовательном процессе.
  6. Снижение уровня защищенности  детей  от   противоправного контента   в   сети  "Интернет".
  7. Отсутствие должного внимания к физическому и эмоциональному состоянию ребёнка.
  8. Снижение уровня социальной защищённости многодетных и неполных семей.

Кроме того, как следствие ослабления воспитательной функции семьи,  заинтересованности родителей делами ребёнка, наблюдается снижение профессиональной мотивации педагогов. Инертность, пассивность родителей вызывает отрицательные эмоции у педагога, порождает неверие в возможность полноценного сотрудничества с ними, ведёт к профессиональному выгоранию.  

Разрешение проблем возможно через активный процесс вовлечения родителей в единое  предметно-развивающее пространство ДОУ, который реализуется в следующих направлениях:

- работа с педагогическим коллективом ДОУ по организации социального партнёрства с семьями

- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с родителями и детьми;

- профилактика профессионального выгорания у педагогов;

- повышение психолого-педагогической культуры родителей и педагогов;

- вовлечение родителей в общественную деятельность ДОУ.

Кроме того, следует учитывать, что в условиях детского сада осуществляется взаимодействие  преимущественно с молодыми семьями, имеющими детей раннего и дошкольного возраста. Это является важным фактором в организации своевременной информационно-просветительской и психологической помощи молодым родителям в воспитании и развитии детей.

Таким образом, основной идеей  для  повышения эффективности взаимодействия  семьи и детского сада является создание оптимальных условий для обновления качества взаимоотношений в диаде «педагог-родитель» и  разработка реально работающей системы социального партнёрства.

Социальное  партнёрство детского сада и семьи как  

   технология  сотрудничества в диаде «педагог-родитель»

Деятельность по созданию системы социального партнёрства семьи и детского сада  строится на основе представления об образовании как об институте социализации личности и опирается на следующих принципы мастеров педагогики  и психологии:

- принцип гуманистического подхода (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, К. Роджерс);

- принцип педагогики сотрудничества (Л.С. Выгодский);

-принцип совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания (В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко);

- принцип социализации-индивидуализации личности (Н.Ф. Голованова, А.В. Петровский);

- принцип компетентностного подхода (Ю.М. Гиппенрейтер);

- принцип развития познавательной активности ребёнка (Г.И. Щукина, Т.И. Таманова);

- принцип коллективных творческих дел (И.П. Иванова);

- принцип системно-деятельностного подхода (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);

- принцип семейного детствосбережения (обеспечение безопасного и комфортного семейного окружения, соблюдение прав ребёнка, исключение любых форм жестокого обращения с ним (из Указа Президента РФ «О национальной стратегии действий  в РФ в интересах детей в 2012-2017гг.»);

- принцип социального партнёрства семьи и детского сада – равность миссий и равность ответственности семьи и детского сада в воспитании успешной личности, объединение усилий педагогов и родителей.

         Социальное партнёрство с родителями базируется на следующих подходах:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность и требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду, в целом.

  1. Индивидуальный подход.

Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний  вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

  1.  Ответственное отношение к подготовке мероприятий.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на восприятие информации участниками и положительный имидж учреждения, в целом.

  1. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

  1. Единство взглядов.

У педагогов и родителей должен быть единый взгляд на процесс воспитания ребёнка, создание развивающей среды, формирование нравственных ценностей и гражданской позиции.

  1. Взаимное доверие.

Родители должны доверять профессиональному опыту  педагога, укреплять его авторитет в глазах ребёнка. В свою очередь, педагог должен доверять воспитательным действиям родителей, повышать веру в его родительский потенциал.

  1. Открытость и доступность.

У родителей есть возможность получить достоверную информацию об учреждении, получить консультацию администрации, педагога и другого специалиста.  ДОУ – открытое образовательно-воспитательное пространство, в котором создаются условия для полного раскрытия творческого потенциала, природных способностей воспитанников и педагогов в их взаимосвязи, создания доброжелательной, творческой атмосферы, где учитываются интересы и желания ребенка, созданы условия для проявления самостоятельности, инициативы, творчества.

Развитие социального партнёрства семьи и детского сада возможно только при объединении усилий педагогов и родителей  для создания благоприятной, единой воспитательной, предметно-развивающей среды для полноценного развития каждого ребёнка. В связи с этим,   встают следующие задачи, позволяющие реализовать технологию сотрудничества в диаде «педагог-родитель»:

  1. Укреплять партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  2. Способствовать формированию культуры родительства.
  3. Активизировать работу инициативных родительских групп.
  4. Способствовать повышению родительской активности путём нахождения и внедрения  инновационных форм работы. 
  5. Способствовать развитию социальной активности и творческого потенциала семьи.
  6. Повышать психолого-педагогическую культуру педагога и укреплять его авторитет  как помощника и партнёра в деле воспитания и развития ребёнка.
  7. Формировать у детей уважительное отношение к семейным ценностям, позитивное отношение к себе как члену семьи, уважительное отношение к взрослым.
  8. Способствовать духовно-нравственному воспитанию детей, и, особенно, формированию компонентов нравственных навыков у детей.

      Технология сотрудничества  реализуется посредством включения всех участников образовательно-воспитательного процесса в систему деятельности ДОУ по  4 блокам:

1 блок. «Педагоги»

2 блок. «Педагоги - родители»

3 блок. «Педагоги-дети»

4 блок. «Педагоги – дети – родители»

      В этом контексте, процесс построения социального партнёрства  можно рассматривать  также  как технологию  «4-х шагов навстречу семье» через развитие содружества  и сотворчества.  В каждом блоке реализуются 3 направления работы:

  1. Организационно-информационное и аналитическое: анализ ситуации в ДОУ, психолого-педагогические исследования.
  2. Информационно-просветительское: обучение, консультирование, просвещение педагогов, родителей.
  3. Организационно-деятельностное: непосредственно включение родителей в совместную деятельность с детьми.

Как указано выше, в ДОУ осуществляется взаимодействие преимущественно с молодыми семьями. Это даёт возможность своевременно выявить проблемные зоны и провести профилактическую работу, с тем, чтобы в будущем не возникли серьёзные и трудно разрешимые проблемы. В этой связи, пространство ДОУ является благоприятной площадкой  для повышения психолого-педагогической  грамотности молодых родителей и вовлечения их в ОВП.

Как показывает практика, молодые родители:

- проявляют большую заинтересованность в получении полезной информации по вопросам воспитания и развития детей;

-  обладают современным видением ситуации  развития ребёнка;

-  склонны к сотрудничеству в интересах ребёнка;

- восприимчивы к новой информации и хорошо ориентируются в нормативной документации (Закон «Об образовании»,  ФГОС ДО и др.);

- владеют ИКТ, что способствует введению современных форм сотрудничества (вебинары, онлайн-общение);

-  выражают готовность полноценного участия в жизни ДОУ.

Всё вкупе позволяет выстраивать социальное партнёрство, дающее  желаемые  результаты.

Психолого-педагогические исследования и их значение для оценки эффективности взаимодействия детского сада и семьи

Психолого-педагогические исследования  в ДОУ проводятся с целью выявления актуальных тем и запросов, над которыми необходимо работать коллективу в направлении развития социального партнёрства, и позволяют получить  ответы на вопросы: «Каковы проблемные зоны? Что необходимо сделать? Как это сделать и зачем?».  В ходе проведения  психолого-педагогических исследований используются следующие методы:

  1. Составление социального паспорта семей ДОУ (социальный статус семей, образование и род занятий родителей).
  2. Анкетирование родителей на тему «Эффективность взаимодействия семьи и детского сада» (оценка родителями таких параметров, как удовлетворённость качеством ОВП, комфортность развивающей среды,  степень вовлечения родителей в совместные мероприятия, уровень и качество психолого-педагогического просвещения, климат в детском коллективе и др.).                         
  3. Опрос родителей с целью определения проблемных зон в воспитании и развитии детей.
  4. Опрос родителей с целью определения  предпочитаемых форм сотрудничества (участие в родительских инициативных группах, помощь в организации предметной среды и др.).
  5. Опрос родителей с целью определения  предпочитаемых форм  получения психолого-педагогической помощи (индивидуальные консультации, групповые занятия-тренинги, лектории, круглые столы, очная форма или онлайн).
  6. Тематические опросы родителей («Что влияет на благополучие ребёнка?», «Что для Вас означает – любить ребёнка?»,  «Каковы составляющие семейного счастья?»  и др.).
  7. Психодиагностика стилей  и стратегий семейного воспитания.
  8. Опросы родителей (индивидуально) с целью  выявления проблем в воспитании  и развитии детей (признаки СДВГ, тревожности, агрессивности и др.).
  9. Опрос педагогов с целью выявления затруднений в ходе ОВП и потребности в психолого-педагогической помощи.
  10. Опрос педагогов «Эффективность сотрудничества с родителями» (посещаемость родительских собраний, активность родителей в  творческих мероприятиях с детьми).
  11. Оценка уровня творческого потенциала педагогов с целью обнаружения скрытых возможностей,  творческих  устремлений и потребностей.
  12. Анкетирование педагогов «Мотивация в профессиональной деятельности».
  13. Психодиагностика эмоционального выгорания педагогов  с целью профилактики и оказания психологической помощи при выявлении признаков выгорания.
  14. Опросы детей старшего дошкольного возраста «Комфортность пребывания в ДОУ», «Счастливая семья – это», «В какие игры мы играем с мамами и папами».
  15. Изучение положительного опыта семейного воспитания (эссе о семье, презентации «Моё имя», «Удивительная семейная история»).

Результаты психолого-педагогических исследований  позволяют увидеть  ситуацию в ДОУ, в целом, а также  выявить конкретные трудности родителей и детей,  проблемные зоны в работе с семьёй,  наметить пути их решения, и, что ценно,   получить информацию о положительном опыте, который может  быть закреплён и использован в будущем.   В этом смысле значение психолого-педагогических исследований  неоценимо.

Инновационные формы работы  с семьёй

Под инновацией понимается введение новых технологий или моделей деятельности, дающих желаемый эффект и придающих новые очертания ОВП. В данном контексте, желаемый эффект – это качественные и количественные изменения в ходе решения выявленных проблем. При этом следует учесть, что любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация – потенциально будущая традиция, то есть инновация – это принятый опыт. Безусловно, при введении новых форм взаимодействия с родителями  учитываются изменения, произошедшие в современной семье:

- повышение образованности родителей;

- мобильность современных родителей;

- уменьшение количества детей в семье;

- доступность информации;

- владение и использование ИКТ в повседневной жизни и т.д.

Наряду с традиционными очными формами работы с родителями (родительские собрания, лектории, круглые столы, КТД, инициативные группы)  в условиях дефицита времени всё шире распространяется практика  использования дистанционных форм просвещения и обучения родителей – вебинар, скайп-консультация, переписка по электронной почте, использование вайбер, групп  в Вконтакте. Это отвечает одному из важных принципов современного образования – доступности.

Опыт просветительской работы с семьями  показывает, что родителей можно разделить (условно) на 3 группы по категориям:

  1. Группа высоко заинтересованных, активных, инициативных родителей.
  2. Группа  средне заинтересованных родителей, охотно откликающихся на предложения о сотрудничестве.
  3. Группа родителей, поддерживающих формальные отношения с педагогами, с низким уровнем активности.

Можно предположить, что недостаточная активность родителей  связана с усилением социального расслоения, общим эмоциональным спадом как следствием социально-экономических проблем в обществе. Тем не менее, работа с родителями должна продолжаться и проводиться с акцентом на интеракцию, повышение активности, в первую очередь,  тех, кто поддерживает формальные отношении с педагогами.   Именно поэтому вводятся формы сотрудничества, позволяющие оптимизировать процесс общения и расширить поле позитивного влияния на семью.

Бесспорно, очные, «живые» встречи с родителями гораздо эффективнее дистанционных, так как способствуют созданию доброжелательной, открытой атмосферы сотрудничества и включенности в общий процесс, повышению ресурсности семьи, снижению напряжения при обнаружении общности проблем.

 С целью психолого-педагогического просвещения и повышения сплочённости коллектива ДОУ и семей на базе ДОУ организуются такие подструктуры как: Школа для родителей, Клуб «СемьЯ», творческая мастерская «Растим личность» и др.  Творчески работающие педагоги изыскивают временные и физические ресурсы для проведения неформальных встреч с чаепитием, открытых занятий, мастер-классов, тематических праздников – День мам, День пап,  День бабушек, Акции добрых дел, творческие семейные выставки, конкурсы рисунков, спортивные праздники др.

 Интерактивное направление в работе с семьёй в настоящее время может считаться приоритетным, так как позволяет использовать оптимальные формы  и методы в групповом и индивидуальном формате.

Роль и место педагога-психолога в системе взаимодействия

детский сад - семья

В условиях современности качественное психолого-педагогическое сопровождение  участников образовательного процесса в ДОУ практически невозможно без включения в его структуру  педагога-психолога.  Основная цель деятельности педагога-психолога – содействие администрации и педагогическому коллективу в создании благоприятных условий для сохранения, поддержания и укрепления психологического и психического здоровья детей. Безусловно, педагог-психолог должен обладать соответствующими компетенциями для оказания профессиональной помощи  детям  и родителям. В своей работе педагог-психолог руководствуется профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», Этическим кодексом педагога-психолога, Законами об образовании, ФГОС ДО, Конвенцией о правах ребёнка и иными правовыми документами.

Работа педагога-психолога с семьёй в ДОУ строится, исходя из  направлений (видов) его деятельности:

- психолого-педагогические исследования (анкетирование, опросы, психодиагностика, огромный пласт работы);

- коррекционно-развивающая работа с детьми;

- психологическое консультирование;

- психологическое просвещение и профилактика;

- организационно-методическая работа;

- экспертная работа.

В каждом из этих направлений приоритетным участником является ребёнок, а значит, и его семья.

Как указывалось выше,  социальное партнёрство детского сада и семьи может рассматриваться  как технология «4-х шагов навстречу семье». И в каждом шаге роль и место педагога-психолога определяются так -  активный, равноправный участник ОВП, действующий в интересах ребёнка.

1 шаг. Педагог-психолог содействует повышению психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с родителями и детьми через  систему педагогических советов, совещаний, методических и практических семинаров, участие в круглых столах, проведение индивидуальных и мини-групповых консультаций по вопросам воспитания и развития детей.

Педагог-психолог  тем самым демонстрирует свою гражданскую позицию в деле укрепления сотрудничества в диаде «педагог-родитель». Возможны такие темы семинаров и практикумов:

- «Особенности  взаимодействия  с родителями в условиях введения ФГОС ДО и стратегии развития воспитания в РФ»;

-  «Особенности взаимодействия педагога-воспитателя с разными категориями детей»;

- деловая игра «Чего хотят родители…педагоги…дети»

-  «Эмоциональная культура педагога»;

-  мини-групповые консультации  «Учёт типа темперамента ребёнка в ходе воспитания», анализ трудных ситуаций в малых группах (обмен опытом и поиск решений);

-  круглый стол совместно с родителями «Взаимодействие семьи, детского сада и школы в условиях современности».

2 шаг. Активная позиция в психолого-педагогическом просвещении родителей с целью самопознания, развития  воспитательных компетенций, поддержки и усиления имеющихся педагогических ресурсов, расширения знаний о психологических возрастных особенностях детей и факторах благополучного развития.

Тематика лекториев, практикумов, вебинаров:

- «Помощь родителям детей раннего возраста  в адаптации к ДОУ»;

- «Вы и Ваш малыш: радости и трудности»;

- «Пути бесконфликтного общения с ребёнком: и снова о дисциплине»;

- «Кризис 3-х лет? Это здорово!»;

- «Три кита эффективного общения с ребёнком»;

- «Помощь родителям будущих первоклассников»;

- «Родительская эффективность: как заботиться о других, не забывая о себе»;

- «Положительный семейный климат – основа благополучия ребёнка»;

- «Как и зачем развивать ребёнка» и др.

3 шаг. Участие педагога-психолога в духовно-нравственном воспитании ребёнка через формирование у детей представлений  о семье как о важнейшей ценности. Сюда входит работа по формированию у детей патриотических чувств, гражданской идентичности, общепринятых норм и правил, умения дружить, понимать других людей, умения сочувствовать, сопереживать. Кроме этого, педагог-психолог развивает в детях чувство прекрасного, творческие и лидерские задатки, стремление достигать успеха. Информация о достижениях детей доводится до родителей, тем самым у детей формируется  мотивация достижения успеха, так как родители – это самые значимые люди.

С детьми старшего дошкольного возраста проводятся  индивидуальные и групповые занятия по развитию рефлексии, эмпатии,  направленные на формирование понимания своего внутреннего мира и окружающих людей, проводятся устные опросы-интервью:

- Если бы я был мамой, папой, взрослым…

- Счастливая семья – это…

-  Что мне нравится/не нравится  в детском саду?

-  В какие игры мы играем в семье? И др.

Тем самым у детей развивается рефлексия, формируется умение высказать своё мнение и выслушать чужое, что очень важно для развития социальных компетенций.

4 шаг.  Активное участие педагога-психолога в организации семей для участия в совместных делах ДОУ, творческих проектах, акциях, конкурсах.         В нашем ДОУ получен положительный опыт реализации творческого семейного проекта «Формула семейного счастья». Он проводится в 2 этапа: написание эссе о семье и презентация семейных достижений, где участвуют  и родители, и дети. Контент-анализ эссе позволяет выделить наиболее важные категории духовно-нравственных ценностей, провозглашаемых в семьях, а значит, заложенных в подсознание детей.

Анализ мероприятия показывает, что:

  1. Совместные творческие дела активизируют творческий потенциал семьи.
  2. Дети получают колоссальный опыт совместного семейного творчества.
  3. Дети испытывают чувство гордости за свою семью, что способствует воспитанию высоких нравственных чувств.
  4. Происходит обмен положительным опытом воспитания, что способствует повышению значимости семейных ценностей.
  5. Зрители получают  опыт позитивного семейного воспитания.

В рамках проекта проводится опрос детей 5-7 лет «Счастливая семья глазами детей». Контент-анализ также позволяет выделить основные категории высказываний детей о счастливой семье:

- взаимная забота о членах семьи;

- любовь друг к другу;

- совместные семейные дела;

- совместные праздники;

- отсутствие ссор.  

В высказываниях детей проявляются знания базовых  ценностей, что само по себе является фундаментом для становления высоконравственной личности.

Если говорить о роли педагога-психолога как помощника в оптимизации детско-родительских отношений, то это одна из базовых его задач, так как личностное, психологическое и общее развитие ребёнка во многом зависит от взаимоотношений внутри семьи. То, как родитель выстраивает свои отношения с ребёнком, во многом определяется пониманием сути воспитания. В любом случае, педагог-психолог делает акцент на развитии эффективного общения с детьми. Как показывает практика, причины трудностей родителей кроятся именно в неумении грамотно общаться с ребёнком, и  наиболее частый запрос связан с детским непослушанием. Задача педагога-психолога определить причины нарушения поведения, в том числе и глубинные,  и дать практические рекомендации по коррекции  поведения и профилактике возможных  трудностей.  Здесь психолог выступает в роли тренера на протяжении всего процесса выполнения рекомендаций родителями и получения качественно новых результатов.

Таким образом, педагог-психолог берёт на себя роль и тренера, и фасилитатора,  и проводника психологических знаний в образовательной среде ДОУ, являясь важным звеном в цепочке взаимодействия и сближения  детского сада и семьи.

Заключение

Бесспорно, тема взаимодействия детского сада и семьи актуальна и создаёт огромное поле творчества для педагогов. Вместе с тем, работа с семьёй в ДОУ имеет отсроченные результаты. Каким вырастет ребёнок в будущем, заранее увидеть проблематично. Вместе с тем, на сегодняшний день можно уверенно сказать, что необходимо решать следующие задачи:

  1. Развивать социальное партнёрство семьи и детского сада в интересах ребёнка. И это реально.
  2. Содействовать повышению  профессиональной компетентности  и творческой активности педагога как ключевой фигуры в процессе ОВП.
  3. Повышать заинтересованность родителей в психолого-педагогическом просвещении с учётом их запросов и потребностей путём  внедрения инновационных форм работы.
  4. Активнее вовлекать семьи в совместную деятельность ДОУ, используя их ресурсы, развивая систему поощрения.
  5.  Способствовать повышению  родительской ответственности за воспитание ребёнка через участие в творческих проектах и КТД.
  6.  Внедрять и распространять  опыт использования эффективных инновационных форм работы с молодыми семьями.
  7. Закреплять полученные положительные результаты для  дальнейшей активизации родителей в развитии единого содружества за счёт расширения форм творческого взаимодействия.
  8. Содействовать развитию культуры родительства через  совершенствование психолого-педагогического компонента.

В ходе раскрытия темы можно сделать выводы о том, что:

  1. Активность и творческий подход педагога играет важнейшую роль в процессе вовлечения родителей и детей в сотворчество и сотрудничество.
  2. Социальное партнёрство возможно при взаимных усилиях педагога и родителей.
  3. Интерактивные инновационные технологии позволяют активизировать семьи, повышать их психолого-педагогическую компетентность, родительскую культуру и формировать активную гражданскую позицию.
  4. Родители готовы к социальному партнёрству и формируют свой социальный заказ в процессе сотрудничества.
  5. Необходимо концентрировать внимание на достижениях и перспективах, а не на трудностях и препятствиях, менять стереотипные  установки  педагогов и родителей с «должен» на «хочу».
  6. Необходимо направить усилия на преодоление  противоречий, выраженных в виде формализма в подходах к работе с семьёй, кризиса доверия, несовпадений позиций в диаде «педагог-родитель».

Литература

  1. Баринова Н.М. Детский сад и семья: детско-родительский клуб.  - М.: УЦ «Перспектива»,  2013.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход. -  М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфер, 2011.
  4. Микляева Н.В. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005.
  6. Шарохина В.Л., Работа педагога-психолога с родителями дошкольника. – М.: Национальный книжный центр, 2017.
  7. Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.


 

Комментарии

Грачева Арина Юрьевна

Основная задача такой работы - активизировать родительский потенциал. Ведь у каждого родителя он есть. Это показывает практика. Важно достучаться до глубин самосознания родителя и дать толчок к саморазвитию.

Грачева Арина Юрьевна

С 2016 года наш ДОУ реализует творческий проект - конкурс "Формула семейного счастья". Он проводится в 2 этапа: 1 - написание эссе о семье и её достижениях, 2 - презентация семей-авторов лучших эссе. В конкурсе участвуют семьи воспитанников - родители, дети, бабушки, дедушки, родственники. Опыт проведения конкурса показывает, что коллективные творческие дела сплачивают семью, укрепляют семейные ценности, обучают ребёнка лидерству, усиливают чувство сопричастности к делам семьи и ответственность за них. По отзывам участников, написание эссе способствует более глубокому пониманию семейного счастья, значимости семейных традиций и корней.