консультация "Что такое изонить"
Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до них нехудожественные вещи художественными, тем самым формируя сознание, духовный облик человека.
А. Б. Салтыков
Ниткография, или изонить, — это техника создания картин из ниток на твердой основе (картоне, бархатной бумаге, коже и т. п.). Ее также называют вышивкой по картону. В настоящее время ниткография пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. К тому же для того, чтобы заниматься ниткографией, не требуется больших затрат. Основные материалы — это твердая основа и цветные нитки. Родиной ниткографии считается Англия. Согласно одной версии, техника была придумана английскими ткачами. Они создавали картины, особым образом переплетая шнуры на деревянной основе с вбитыми в нее гвоздями. Сегодня любители рукоделия упростили эту технику, отказавшись от гвоздей и заменив древесину более доступными материалами.
Вторая версия гласит, что создательницей техники ниткографии является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых — «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904) — имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии. Занятие ниткографией доступно и интересно людям практически любого возраста. Ниткография хорошо развивает фантазию и художественный вкус, в пожилом возрасте помогает тренировать память.
Меня это история очень заинтересовала. Я стала приобретать книги, просматривала интернет, где увидела, какие картины можно создавать с помощью этой техники. (Показ картин.)
Я решила сама попробовать сделать картину и вот что получилась. (показ картин)
Я поняла, что это техникой может овладеть даже ребенок средней группы.
Основная цель обучения детей техники изонити:
Нравственно-эстетическое воспитание детей,
Развитие воображения, пространственного мышления,
Формирование положительных личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, уверенности в своих силах,
Создание условий творческой самореализации детей,
Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству.
Изонить расширяет представления детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Техника изонити требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность и точность.
Вначале воспитатель с детьми рассматривают образец, анализируют его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задание усложняются, и дети сами моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия.
Работа в технике изонити формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, терпение, то есть способствует развитию личности ребенка.
Также способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорное воспитания;
- глазомер;
- логическое мышление;
- воображения;
- художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях по изонити дети приобретают практические навыки (владение иглой, ножницами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют раннее полученные знания о геометрических фигурах, счете.
Для работы в данной технике используются такие материалы и инструменты:
– картон, бархатная или наждачная бумага; шелк, наклеенный на флизелин. Это основа, на которой мы создаем композицию. На одной стороне начертите рисунок – это изнанка, на другой стороне (цветной) вышивайте – это лицо изделия;
– нитки. Они могут быть катушечные или мулине, но лучше всего нитки «Ирис» или «Гарус» (ровные, блестящие и не очень тонкие). Чем больше цветов и оттенков ниток, тем богаче будет композиция;
– иголки. Выбор иглы зависит от того, по какому фону вы будете вышивать. Если это картон, то подойдет обычная: острая с маленьким ушком, если ушко у иглы будет большое, то будут оставаться большие отверстия, что выглядит не эстетично. Если основа ткань, то желательно выбрать иглу с тупым концом и большим ушком (для работы по трикотажу).
– чертежные инструменты: карандаш (хорошо отточенный), линейка, треугольники, циркуль;
– шило, ножницы, клей (ПВА или клей – карандаш).
Прежде чем начать работу с острыми и опасными инструментами необходимо напомнить детям о правилах работы и техники безопасности:
- рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент имеет свое место (игла – в игольнице; ножницы, циркуль, линейки – в пенале или стакане, нитки – в коробке);
- игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если вы случайно смахнете ее рукавом;
- нельзя вкалывать иглу в одежду – это опасно;
- никогда не берите в рот нитки, иголки, булавки и другие предметы;
- необходимо помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, циркуль, иглу и булавки – тупым концом.
Что бы научить детей владеть техникой изонити, воспитатели сами должны хорошо освоить технологию. И я вам предлагаю попробовать самим вышить и проявить свою фантазию.
План:
1. Что такое изонить?
2. Основная цель техники изонити.
3. Что используют для работы?
4. Правила безопасности по техники изонити.
Литература:
1. Гусарова Н. Н., «Техника изонити для дошкольников», Санкт – Петербург, «Детство - ПРЕСС», 2007 г.
2. Бурундукова Лилия, «Волшебная изонить», Москва, «АСТ - ПРЕСС»