Развитие и коррекция речи с использованием технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ
Развитие и коррекция речи с использованием технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ
В своей практике использую различные игры на основе технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ. Данные игры способствуют активизации словаря, детского словотворчества, развитию творческого воображения, эмоциональной отзывчивости к процессу общения и познанию объекта, а также развитию мотивации осуществлять позитивное речевое взаимодействие с собеседником, создает ситуацию успеха для каждого ребенка
Применение технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Игра «Да-нетка»
Цель: способствовать формированию у детей пространственных ориентиров и сужению поля поиска объекта в разных видах пространств. Создать условия для усвоения обобщенной модели сужению поля поиска в пространстве, развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска;
обогатить словарь ребенка, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели.
Правила игры. Ведущий загадывает один объект и отвечает на вопросы словами «да» или «нет», а дети, сужая поле поиска отгадывают его.
Игра «Шифровальщики»
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу заучивания.
Правила игры. Логопед предлагает детям придумать символ (код) к словам, таким образом дети шифруют текст, стихотворение, что облегчает процесс запоминания воспроизведения.
Составление сравнений
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщенной модели.
Сравнения составляются по схеме:
Объект1
значения признаков
слова помощники
Объект 2
Например: глаза черные, как ягоды смородины.
Составление загадок
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления загадок.
Правила игры. По опорной таблице у объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос "Какой?", и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.
Какой? | Что такое же? |
Дети придумали такую загадку:
добрая, как солнышко,
красивая, как цветочек,
ласковая, как ветерок,
дорогая, как золото,
хорошая, как погода,
заботливая, как пчелка (мама)
Создание метафоры
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления метафор. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления метафор.
Метафора – (от греч.) перенесение. Употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
Правила игры.
1.Берется объект, про который будет составляться метафора
2.Выявляются признаки объекта
3.Выбирается один, наиболее ярко характеризующий объект.
4.Выбирается объект 2 с таким же свойством
5.Определяется место объекта 1.
6. Для составления метафоры надо взять объект 2 и указать место расположения объекта.
7. Составить предложение с этими словами.
Дети придумали такие метафоры: Мама-пчелка семьи, папа-король дома, снежинки-цветы зимы.
Упражнения для звукового анализа и синтеза
Игра «Да-нетка»
Цель: формировать навык звукового анализа слова, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели.
Правила игры: логопед выставляет звуковую схему слова, дети задают вопросы, сужая поле поиска, логопед отвечает на вопросы словами «да» или «нет»
-это живое (да)
-это человек (нет)
-это летает (да)
-это птица? (нет)
-это муха? (да)
Игра «Отгадай загадку»
Цель: формирование навыка звукового анализа слова
Правила игры. Логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.
Игра «Подбери слово к схеме»(круги Луллия)
Цель: формирование навыка звукового анализа слова.
Правила игры. Дети раскручивают круги и должны соотнести картинку (слово) со звуковой схемой.