"Позитивное влияние русской народной сказки на воспитание детей дошкольного возраста".

Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающему миру, к коллективу, к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья.54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

            «Детский сад комбинированного вида №17 «Журавлик».

       

«Позитивное влияние русской народной сказки на  воспитание детей дошкольного возраста».

     

                           Подготовила воспитатель МАДОУ № 17

                                                               «Журавлик»  г.Реутов

                                                                        Синцова Е.В.  

        г.Реутов, 2016год

         Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незаметный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

        Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые мы стараемся реализовывать.

         В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

         Каждый ребёнок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, склонностями, интересами способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать и учитывать, необходимо постоянно изучать детей, их духовный мир, запросы, а также своевременно замечать происходящие изменения в их развитии.

         Детский коллектив является условием, средством и местом формирования каждого ребёнка.  Дошкольники прежде всего должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости. Качества эти взаимосвязаны. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

        Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родине. Призывая воспитывать граждан Отечества, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с важнейшими событиями современности, возбуждать интерес к людям другой национальности.

        Обязательное условие успешного влияния на детей – это искренняя любовь к ним. Любовь – творец всего доброго, сильного, тёплого и светлого.

         Россия – наша родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

        В народном творчестве отображаются  и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем  детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

         С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа.

          В народных детских играх и игрушках блестяще соединились художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его проявлений.

          Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа.

         Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

          Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета образа, которыми владеет народ, навыки мастерство изготовления художественных предметов.

         Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на ребёнка. Всем известна необычайная сила влияния и впечатляемости сказочных образов. Воспринятые маленькими детьми сказочные образы сохраняются в последующие годы жизни, и не только сохраняются, но и легко всплывают в сознании.

          Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть духовного освоения действительности человеком  

с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир. Д.С.Лихачёв так говорит об этом: «Народное искусство (фольклор) создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всём, что делал народ – единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стилей, и то и другое, как бронёй, защищало народное искусство от безвкусицы».

         Словесное творчество народа, является видом народного искусства, синкретично по своей природе и синтетично по характеру. Оно изначально связано с трудовой деятельностью человека и представляет одновременно материальную и духовную культуру. Устное народное творчество сохраняет в своей основе мифо-поэтическое чувство мира. Поэтому его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным фольклором, декоративно прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества. Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причём, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

         Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные переживания. Нет, вероятно, ребёнка, который без замирания сердца, без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка, как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приёмами.

         В русской народной сказке заключено богатое содержание – и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими), например: красна девица; ясный сокол; конь-волчья сыпь; травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное,которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию её образности, её обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников.

          Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребёнок с самого начала сказки встаёт на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Всё это возбуждает творческую активность ребёнка дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счёт того, что ребёнок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает  участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок».

         Сказка, по мнению А.В.Запорожца, «выполняет важную роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого».

          Всё это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

         В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого общения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим («поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила», «Здравствуй, кумушка, хлеб, да соль»).

          Сказка, являясь произведением народного искусства, несёт в себе богатый духовный заряд. Сказка  - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа. Она воздействует на душу ребёнка. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказки вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Кажется, что народная сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка посадил репку…, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка…, но каждое слово этой сказки, как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе – игра творческих сил народного духа. Ребёнок проникается чувствами, постигает поучительную убедительную правду жизни именно в форме сказок. А волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования. Сказка – духовное богатство народной культуры, познавая которое ребёнок познаёт сердцем свой народ.    

         Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.

        Рассказывание сказок является, конечно, большим искусством. В какой-то мере этим искусством может овладеть каждый, кто посвятил себя работе с маленькими детьми.

         Для работы с детьми необходимо постоянно пополнять библиотеку сказками. Сказки должны подбираться по возрастам. В младшем возрасте книги должны быть яркими и красочными, что даёт возможность детям рассматривать их и рассказывать по картинкам. Все герои сказок, как правило, животные в русских национальных костюмах, поэтому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук, а дидактические игры, сделанные руками воспитателей, могут закрепить эти названия.

         В старшем дошкольном возрасте необходимо знакомить детей со сказками, в которых главные герои – люди (цари, царевны, царевичи, богатыри и т.д.). в речи детей появляются новые слова и действия. На примере поступков сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно-эстетических норм поведения.

         Необходимо также вести работу по ознакомлению с творчеством русских художников и их работами, доступными пониманию детей. Это работы художников-сказочников Е.Рачёва, который иллюстрировал сказки о животных, и В.Васнецова «Алёнушка», «Три богатыря», «Иван царевич на сером волке» и другие. Которые открыли зрителям дорогу в прекрасный мир сказки.

        Так как дети старшего дошкольного возраста пытаются читать сказки самостоятельно, необходимо приобретать книги с крупным и понятным детям шрифтом. Родители тоже могут принимать активное участие в приобщении детей к устному творчеству, приносить любимые книги своих детей в детский сад.

         При работе с детьми старшего дошкольного возраста можно ввести традицию: ежедневно в одно и тоже время, например во второй половине дня, уделять время чтению сказок зарубежных авторов. Знакомство с этими сказками позволяет детям сравнивать, анализировать, рассуждать узнавать о жизни, быте, культуре других народов.

        Таким образом, через использование таких малых фольклорных форм, форм, как сказки, песни частушки, потешки, пословицы и поговорки, воспитатель развивает речь ребёнка, воспитывает любовь к родному краю и даёт первые представления о культуре русского народа.

                                   

                                       Литература.

                         

                               

  1. О.Л.Князева, М.Д.Маханева  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург Издательство «Детство Пресс» 1999 год.
  2. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург «Детство Пресс» 2008 год.
  3. И.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры», Санкт-Петербург «Детство Пресс» 2008 год
  4. «Народное творчество в воспитании детей» под редакцией доктора педагогических наук профессора Т.С.Комаровой, Москва 1997.