Стимуляция развития речи раннего возраста
Я хочу уделить особое внимание одной из важных образовательных областей – это развитие речи.
Моя тема: «Стимуляция речевой активности детей раннего возраста».
Моя цель: Показать, как ведется работа по стимуляции речевой активности с детьми раннего возраста.
Приходя в детский сад, не все дети владеют определенной речью, или как мы говорим «лепечет» на своем языке, а некоторые вовсе не разговаривают или разговаривают как « иностранцы». Многие звуки у детей опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции (например вместо кисы-ися, вместо машина-масьиня ит.д)
Есть дети, которые совсем не произносят ни одного слова. Хотя теоретически ребенок в возрасте до 1.5 лет в среднем усваивает от30-40 до 100слов. После 1.5 лет, к концу 2 года жизни запас слов возрастает до 200-300 слов, а к 3годам, как вы уже знаете, от 1.200-1.500 слов.
К сожалению, на практике эта норма выглядит совершенно иначе. Иногда мамы говорят: «Вот старший сын до3 лет практически не разговаривал, а после 3лет речь его стала более активной, и младший ребёнок такой – же, придет время- сам заговорит». Мы считаем, что не надо ждать, когда же ребёнок заговорит? а сразу начать целенаправленную работу по стимуляции речевой активности детей.
Для стимуляции речи детей мы разработали ряд игр и упражнений, которые мы используем в работе с детьми, и часть из них мы предлагаем вам посмотреть.
Свою работу по стимуляции речи мы разделили на 3 этапа:
1 этап: Повторение отдельных звуков а,у,о.
Гласные звуки на этом этапе детям легче произносить. Некоторые отработанные звукоподражания мы включаем в стихотворные тексты.
-Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать: «а-а-а»
-Мишка в гости к нам пришел, поздороваться зашёл: «у-у-у»
-Самолёт летит, а мотор гудит: «у-у»
- Показ театрализованной сказки «Выросла репка большая-пребольшая» показ руками, что она большая « о-о-о»
2 этап: После проговаривания отдельных звуков мы переходим ко второму этапу- звукоподражанию, где дети воспроизводят услышанные звуки,слоги.
- «Миша, Мишенька, бай-бай, спи, скорее, засыпай (спать)
- У Мишки болят зубы: «Бо-бо» (болят)
-Ремонтируем мы дом, « тук-тук молотком» (стучит)
-У меня зазвонил телефон «Алё-Алё» (слушаю)
-С барабаном мы идем, громко песенку поём «бом-бом-бом» (звук барабана)
-Подвижные игры. Мой весёлый звонкий мяч, ты, куда помчался вскачь (оп-па)
-Мы в ладошки «хлоп-хлоп», мы ногами «топ-топ (идём)
-Игры-забавы. Птички прилетели, на головку сели « чик-чирик» (подражание пению птиц)
-Показывая игрушки животных в сказке, имитируем голоса. Мышка прибежала, и тоненьким голосом пищит « пи-пи». На этом этапе развития речи ребенку легче сказать пи-пи, чем слово мышонок
-Зайка прыгал-прыгал и устал (прыг-скок)
Когда дети научаться использовать звуки, слоги, можно переходить на следующий этап:
3 этап: Повторение коротких слов, фраз. К этому этапу мы уже потихоньку подходим. Некоторые дети уже у нас произносят короткие слова, фразы.
-Мама алё, папа, дай, спасибо, пока, на, вот я и т.д.
Вывод: Из нашего опыта работы мы можем сделать вывод, что стимуляция речевой активности в раннем возрасте играет большую роль для дальнейшего становления и понимания осознанной речи ребёнка.
Комментарии
черкашина ирина алексеевна
Спасибо за такую подробную статью, за подбор фотографий. Видно, что работа проводится в системе, а не время от времени.Хотелось бы узнать результаты вашей работы в конце учебного года. Сколько малышей научилось говорить.
Стимулирование речи у детей раннего возраста
Здравствуйте,Ирина Алексеевна.Наши малыши к концу учебного года,которые не разговаривали,начали говорить слова,предложения.Речь у детей стала более понятной для общения со взрослыми и сверстниками.