Психологическая гостиная родителей "Острые углы семейного круга"

Смирнова Ирина Ивановна

Психологическая гостиная родителей   "Острые углы семейного круга

 

"Притча о бабочке и мудреце

                                    

Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.

Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:

- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

- Все в твоих руках...

Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие события и прочее - все это либо черное либо белое. Но реальный мир многоцветен. Учитесь видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для вас.

Цель: содействовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в замещающей семье для успешного воспитания и развития ребенка посредством обучения родителей способам конструктивного общения с ним.

Задачи:

  • повысить педагогическую и психологическую компетентность  родителей;
  • помочь  родителям научиться общаться с ребенком, адекватно оценивая уровень его развития, достижения и проблемы;
  • научить  родителей определять адекватные пути взаимодействия с ребенком путем установления оптимальной дистанции и пространства общения;
  • 1. Упражнение “Мой ребенок”.

Цель: укрепление позитивных родительских установок в воспитании ребенка.

Время: 10 минут.

Материалы: мягкая игрушка.

Содержание: каждому родителю предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и закончить предложение: “Я точно знаю, что мой ребенок…”.

Анализ: трудно ли было закончить предложение и произнести его вслух?

2. Упражнение “Ассоциации”.

Цель: принятие индивидуальности ребенка.

Материалы: листочки с незаконченными фразами.

Содержание: все, что от вас требуется, это – постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли в голову.

  • Если вы и ваш ребенок цветы, то какие …
  • Если вы и ваш ребенок животные, то какие …
  • Если вы и ваш ребенок цвета, то какие …
  • Если вы и ваш ребенок настроение, то какое …
  • Если вы и ваш ребенок музыка, то какая …
  • Если вы и ваш ребенок погода, то какая …
  • Если вы и ваш ребенок запах, то какой …
  • Если вы и ваш ребенок одежда, то какая …
  • Если вы и ваш ребенок мебель, то какая …
  • Если вы и ваш ребенок люди, то какие …

 

3. Упражнение “Снежинки”.

Цель: акцентировать внимание  родителей на том, что все дети разные и воспринимают информацию по-разному (по-своему). Материалы: тетрадные листочки.

Содержание:  возьмите листок, сложите его пополам, оторвите правый верхний угол, сложите еще раз пополам, еще раз оторвите правый верхний угол, еще раз сложите пополам и еще раз оторвите верхний правый угол. Разверните листок и посмотрите, что у вас получилось.

Анализ:

  • Что вы видите? (ответ: снежинки)
  • Они все разные и ли одинаковые?
  • Почему это произошло?

Еще раз обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан четкий алгоритм действий. Это говорит о том, что все мы разные, взрослые и дети, и та информация, которую мы слышим, воспринимается каждым по-разн

4. Упражнение “Кукла”.

Цель: помочь родителям осознать те ненужные запреты, которые они навязывают ребенку.

.Материалы: кукла, ленточки темного цвета.

Содержание: посмотрите, у меня на коленях сидит кукла. Так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: “Нельзя!”. И представьте на месте этой куклы своего ребенка.

Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцем и т.д. В это время логопед  перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.

Анализ: посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы “связываем” наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций. Какие эмоции и чувства у вас возникают по этому поводу?

5. Игра “Бумажные мячики”.

Цель: дать возможность участниками вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и снять напряжение.

Материалы: бумага.

Содержание: перед началом игры каждый участник должен скомкать большой лист бумаги так, чтобы получился плотный мячик. Инструкция: “Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: “Приготовились. Внимание. Начали”. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду “Стоп”, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию”.

Анализ:

  • Какие чувства испытывали во время игры?
  • Какие чувства испытали, услышав команду “Стоп”?
  • Насколько трудно было остановиться?

6. Упражнение “Радость общения с ребенком”.

Цель: создание позитивной установки на общение с ребенком.

Материалы: мягкая игрушка.

Содержание: каждому участнику семинара предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и продолжить фразу: “Мне нравится общаться с моим ребенком, потому что...”.

Анализ: трудно ли было продолжить фразу и произнести ее вслух?

  • Какое у вас самочувствие?
  • Что понравилось, запомнилось?
  • Какое упражнение показалось сложным?
  • С каким настроением вы уходите с занятия?

7. Упражнение “Солнечные лучики”.

Цель: закрепить доброжелательный настрой участников группы с учетом их  инди­видуальности; возможность выражения позитивных эмоций, закрепление позитивного настроения.

Материалы: ватман с изображением круга желтого цвета, полоски желтой бумаги (лучики), ручки, фломастеры.

Содержание: ведущий показывает группе ватман с изображенным на нем желтым кругом и говорит о том, что это солнышко, но оно без лучиков. Задача группы наполнить это солнце сиянием. Каждый участник семинара пишет на полоске бумаги (лучике) свое пожелание всей группе и приклеивает на ватман к кругу. В результате получается солнце с пожеланиями.

Поделиться…

 

е углы семейного круга"