Материал к конкурсу "Профессионал 2016" Номинация "Развивающая среда"
Материал к конкурсу "Профессионал 2016" Номинация "Развивающая среда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_.doc | 36 КБ |
zayavlenie.doc | 27 КБ |
opisanie_opyta_raboty.doc | 84 КБ |
predstavlenie_.doc | 30 КБ |
esse.docx | 15.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета участника конкурса «Профессионал – 2016»
1.Общие сведения | |
Фамилия | Канунова |
Имя | Оксана |
Отчество | Владимировна |
2.Работа | |
Должность (по штатному расписанию) | Учитель-дефектолог |
Место работы (название учебного заведения по уставу) | МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» |
Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | 15 лет |
3.Образование | |
Образование (укажите название и год окончания учебного заведения, факультет) | Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого, 2001год (коррекционная педагогика и психология) ТПК № 2, 1999 год (социальная педагогика) |
4.Общественная деятельность | |
Правительственные, отраслевые, общественные и международные награды (укажите название и в скобках год получения награды) | Член первичной профсоюзной организации МБ ДОУ «ЦРР – Д/C № 2» |
5.Контакты | |
Контактный телефон | 8(953)419-45-48 |
Рабочая электронная почта | mdou-129-tula@yandex.ru |
Личная электронная почта | Kanunova.ok@yandex.ru |
Адреса личного сайта (блога) | "http://nsportal.ru/kanunova" |
Предварительный просмотр:
В оргкомитет
муниципального Конкурса
«Профессионал - 2016»
Кануновой Оксаны Владимировны
учителя-дефектолога
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Центр развития ребёнка – детский сад №2»
заявление.
Я, Канунова Оксана Владимировна, даю своё согласие на участие в муниципальном конкурсе «Профессионал – 2016» в номинации «Развивающая среда».
Ссылка на личный блог http://nsportal.ru/kanunova
«16» февраля 2016 г. Подпись____________________
Предварительный просмотр:
Описание опыта по теме
«Формирование положительных эмоций у дошкольников с задержкой психического развития посредством специально подобранных игр и упражнений».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ.
Педагог Канунова Оксана Владимировна.
Специальность Коррекционный педагог,
специальный психолог.
Образование Тульский педагогический колледж № 2
Тульский Государственный педагогический
университет имени Л.Н. Толстого.
Наименование МДОУ № 129
учреждения
Тема по «Формирование положительных эмоций у
самообразованию дошкольников с ЗПР посредством
специально подобранных игр и упражнений».
Педагогический 15 лет
стаж
Категория Высшая
1.Актуальность и перспективность опыта.
Когда предметом обсуждения становятся эмоции и чувства не приходится указывать, что имеется в виду. Как специфические субъективные переживания порой ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются.
Эмоции – постоянный спутник человека, оказывающий постоянное влияние на все его мысли и деятельность. Как часто факторы эмоциональной природы затрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой.
У людей с нарушенной или ослабленной способностью эффективного самоконтроля, эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчетливостью. Результаты влияния эмоций у этих людей могут быть самые различные: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья, ПОЭТОМУ возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных и аномальных людей.
Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребенка с задержкой психического развития наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств ребенка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости… Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма».
Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы ребенка с ЗПР, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Незрелость эмоций и чувств такого ребенка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей мотивов и интеллекта.
В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.
У дошкольников с задержкой психического развития недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.
Н.Л. Коломинский отмечает, что «Ребенок с нарушением интеллекта пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственного нарушения». Это объясняется тем, что у ребенка недостаточно развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличии от нормального школьника у ребенка с ЗПР с трудом происходит формирование социальных чувств.
Игра - основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
Игра – это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегда милая забава, часто – это труд, преодоление себя. Словом - игра это целый мир…
Именно с помощью игры, специально разработанных игровых упражнений возможно устранение имеющихся нарушений в развитии и полноценное эмоционально-личностное развитие дошкольника с задержкой психического развития.
Изучение эмоций и чувств такого ребенка, правильное их формирование воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.
2.Условия формирования и новизна опыта.
В последние годы отечественные исследователи уделяли большое внимание проблеме общения и эмоционального развития нормально развивающихся дошкольников (Смирнова Е.О., Венгер Л.А., Галигузова Л.Р. и т.д). Однако до сих пор, несмотря на значительность проблемы, недостаточно изучены особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из основных направлений коррекционной работы является развитие познавательной сферы ребенка с задержкой психического развития.
Важнейшей особенностью детей с ЗПР является сниженная активность во всех видах деятельности, что в свою очередь может оказаться существенной причиной низкого эмоционального развития.
На протяжении дошкольного возраста дети с ЗПР, как правило имеет очень ограниченный круг общения со взрослыми, что обусловлено низким культурным уровнем, неблагополучием их семей.. отрицательное влияние на эмоциональное развитие ребенка оказывает недостаточное разнообразие контактов со сверстниками, непонимание их эмоционального состояния, неумение распознавать эмоции окружающих.
Неблагоприятные социально-педагогические условия развития, складывающиеся вне коррекционного воспитание и обучения, не дают детям с ЗПР возможности приобрести опыт эмоционально-положительного общения со взрослыми, который непосредственно влияет на эмоционально-личностное развитие ребенка.
В процессе коррекционно-развивающей работы, при совмещении целей интеллектуального и эмоционально-личностного развития наиболее успешно решаются задачи коррекционного воздействия на имеющиеся нарушения в развитии ребенка с задержкой психического развития, и целенаправленно ведется работа по формированию эмоционально здоровой и полноценно развитой личности.
3. Теоретическая база опыта.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет полноценное эмоционально-личностное развитие ребенка.
Детский сад – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте в коллективе сверстников строятся различные взаимоотношения, в ходе которых выявляются в свою очередь эмоциональные проблемы, трудности в общении.
Эмоциональное развитие ребенка также во многом определяется характером общения и взаимоотношений дошкольника с воспитателем детского сада, учителем-дефектологом, окружающими его взрослыми.
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции, переживания и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, партнера по игре. Именно этим параметрам личностного развития в большей степени нарушены у детей с нарушениями психического развития.
Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребенка с задержкой психического развития наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств ребенка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.
Строя коррекционно-развивающую работу учителю-дефектологу необходимо обращать внимание не только на развитие познавательной сферы ребенка его психических процессов, но и на эмоционально-личностное развитие, формирование навыков общения со сверстниками и окружающими его взрослыми.
Взрослые задают образцы для эффективного подражания. Преднамеренно стимулируя процессы ощущения, создают благоприятные условия для включения важнейшего эмоционального механизма эмоционального реагирования, закладывают культуру эмоциональной экспрессии.
Осуществляя работу по эмоциональному развитию важно всячески поддерживать своеобразие видения окружающего каждым ребенком. Практическому воплощению этого способствует опора на интересы, детское воображение, приобщение детей к миру сказок, игры, выполнению занимательных заданий, побуждающих к творческому самораскрытию.
Таким образом суть эмоционального развития детей состоит, конечно, не в становлении устойчивых позиций, убеждений, а в том, чтобы активировать моторные механизмы эмоциональной экспрессии, сформировать адекватность эмоционального реагирования, выразительность внешнего оформления эмоций.
Ведущая педагогическая идея – знания, полученные детьми на занятиях, в свободной игровой деятельности, дадут им представления об искусстве человеческих взаимоотношений, разнообразии эмоционального мира окружающих их людей.
Благодаря специально подобранным упражнениям и играм у детей сформируются эмоционально-положительные установки по отношению к себе и окружающим его сверстникам, взрослым. Дети приобретут необходимые мимические и пантомимические навыки, с помощью которых научаться различать и адекватно использовать положительные эмоции, правильно строить взаимоотношения с окружающими его людьми.
4.Технология опыта.
Работа по формированию положительных эмоций у дошкольников проводится в течение трех лет.
Для экспериментального исследования были выбраны дети младшей группы (3 – 4 лет) с задержкой психического развития.
Выбор осуществлялся на основании того, что именно в этом возрасте закладываются базовые компоненты личностного и эмоционального развития ребенка. Если этот синзитивный период эмоционального развития ребенка будет упущен, то уже в старшем дошкольном возрасте педагоги и родители столкнутся с множеством личностных и эмоциональных проблем, что в свою очередь будет влиять на психологическую подготовку к дальнейшему школьному обучению.
Проанализировав свой опыт работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР, я пришла к выводу, что игру можно использовать как средство формирования положительных эмоций, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, научить различать эмоции и адекватно их использовать в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.
В ходе своей работы я стараюсь занятия выстраивать в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению детей друг с другом и педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.
Содержание проводимых занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимы для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, формирование пантомимических и мимических навыков, чувства сплоченности в коллективе сверстников. Параллельно ведется работа по формированию положительных эмоций у детей (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев). Решению поставленных задач способствуют специально подобранные игры и упражнения, которые обязательно включаются в познавательные занятия, тем самым органично вплетаясь в коррекционно-развивающую работу. Игры и упражнения могу быть включены в любую часть занятия.
На занятиях дети, как правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать игры и упражнения, короткие и доступные, подобранные на основе от простого к сложному. Для ознакомлении с новыми играми и упражнениями и с целью их закрепления, вместе с воспитателем проводятся в свободное время занятия-игры, включающие в себя только игровые упражнения и мини-тренинги.
Цель исследования:
Научить детей различать и понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей, дать представления о способах выражения эмоций (мимика, поза, жесты, слово), а также научить управлять своими чувствами и эмоциями.
С целью выявления динамики эмоционального развития дошкольников с ЗПР и определения эффективности выбранных методов работы обследование детей проводилось в течении 3 лет.
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:
- Констатирующий эксперимент.
- Формирующий эксперимент.
- Контрольный эксперимент.
Средства и методы:
- Коммуникативные игры.
- Этюды.
- Специальные упражнения.
- Тренинги, аутотренинги.
- Игры.
Констатирующий эксперимент проводился в начале учебного года каждого этапа работы.
Цель - выявление уровня эмоционального развития дошкольников экспериментальной группы (умение правильно распознавать и выражать эмоциональное состояние в пределах обозначенных эмоций: радость, грусть, страх, гнев, удивление).
Задачи:
- Подобрать комплекс методик для исследования уровня эмоционального развития дошкольников (умение правильно распознавать и выражать эмоциональное состояние свое и окружающих людей).
- Провести диагностическое обследование детей с ЗПР.
- Провести анализ результатов диагностики эмоционального развития дошкольников.
Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком по методике В.М. Минаевой, состоящей из серии заданий:
- Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
- Изучение выразительности речи.
- Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
- Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.
Качественный анализ результатов диагностического обследования дошкольников с ЗПР МДОУ № 129 г Тулы на начало учебного года, показал значительно низкий уровень эмоционального развития детей. В большинстве случаев дети не справлялись с предложенными заданиями, часто путали эмоциональные состояния, либо отказывались отвечать на вопросы.
Формирующий эксперимент.
Для проведения формирующего эксперимента была подобрана серия игровых упражнений, коммуникативных игр, этюдов с целью формирования и коррекции у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, формирования пантомимических и мимических навыков, чувства сплоченности в коллективе сверстников
(см Приложения)
Короткие упражнения и игры были включены в коррекционно-развивающие занятия в виде физкультминутки, следует отметить, что данные упражнения можно варьировать в зависимости от темы занятия.
В процессе индивидуальной работы, либо в ходе свободной деятельности детей были проведены предложенные коммуникативные игры, этюды и тренинги (см Приложения).
На каждом этапе работы по формированию и коррекции эмоциональной сферы игровые упражнения, игры, этюды были подобраны с учетом возрастных особенностей дошкольников с ЗПР с учетом принципа – от простого к сложному, что значительно улучшало процесс восприятия и перереработки информации дошкольниками рабочей группы исследования.
Контрольный эксперимент.
На контрольном этапе экспериментального исследования дошкольников с ЗПР была проведена диагностика с целью выявления динамики эмоционального развития дошкольников экспериментальной группы (умение правильно распознавать и выражать эмоциональное состояние в пределах обозначенных эмоций: радость, грусть, страх, гнев, удивление).
Контрольный эксперимент проводился в конце учебного года каждого этапа работы, с целью определения эффективности выбранных методов работы по формированию положительных эмоции у дошкольников с ЗПР,
По результатам диагностического обследования на конец учебного года каждого этапа работы можно сделать выводы о том, что на протяжении трех лет работы по данному направлению уровень эмоционального развития дошкольников рабочей группы повышался значительно быстрее чем у детей контрольной группы. Это можно проследить в ходе анализа протоколов обследования дошкольников (см Приложения).
5.Анализ результативности опыта.
Качественный анализ результатов диагностирования дошкольников экспериментальной группы на период третьего этапа работы показал значительную динамику эмоционального развития детей рабочей группы и целесообразность выбранной технологии работы по формированию положительных эмоций у дошкольников с ЗПР. Следует отметить, что и уровень психического развития дошкольников рабочей группы оказался выше ожидаемого, что в свою очередь подтверждает значение положительного эмоционального настроя в ходе учебной деятельности.
Несомненно, дошкольники контрольной группы также проходили все этапы эмоционального развития, но это проходило стихийно, в ходе активной непроизвольной деятельности. Год от года их уровень эмоционального развития так же повышался, но незначительно (чаще динамика прослеживалась в отношении распространенных эмоций радости, злости и грусти). Следует отметить, что дошкольники контрольной группы по результатам последнего этапа диагностики оказались эмоционально беднее детей рабочей группы (часто они затрудняются в выражении эмоций удивления, страха), по мнению воспитателей групп, эти дети чаще становятся зачинщиками конфликтных ситуаций, они более агрессивны и раздражительны.
Результаты проведенной диагностической части экспериментального исследования показали, что уровень эмоционального развития детей экспериментальной группы повысился примерно на 20 %. У дошкольников рабочей группы уровень значительно выше, благодаря систематической работе по формированию положительных эмоций посредством специально подобранных игр и упражнений.
Более детальный анализ динамики психического и эмоционального развития дошкольников с ЗПР рабочей и контрольной групп, показал значительную динамику в развитии психических процессов у дошкольников рабочей группы, что еще раз подтверждает актуальность и необходимость включения в учебный процесс блока работы по эмоциональному развитию дошкольников с ЗПР.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о достижении цели запланированного исследования данной работы:
- Научить детей различать и понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей, дать представления о способах выражения эмоций (мимика, поза, жесты, слово), а также научить управлять своими чувствами и эмоциями.
- формирования и коррекции у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, формирования пантомимических и мимических навыков, чувства сплоченности в коллективе сверстников.
Таким образом, данное исследование эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, проделанная работа по формированию и коррекции необходимых знаний и навыков в пределах обозначенных эмоции подтверждает необходимость работы по систематическому эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития в тесной взаимосвязи с коррекциооно-развивающим учебным процессом.
Предварительный просмотр:
В оргкомитет
Муниципального Конкурса
«Профессионал – 2016»
Представление
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» выдвигает Канунову Оксану Владимировну, работающую в должности учителя- дефектолога на участие в муниципальном конкурсе «Профессионал – 2016».
Канунова Оксана Владимировна работает в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» с 2001 года.
Образование: высшее, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2001г. Стаж работы (общий/педагогический) – 15/15 лет
Педагог работает по основной образовательной программе дошкольного учреждения, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г. и программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей редакцией С.Г. Шевченко, 2003.
Оксана Владимировна зарекомендовала себя как грамотный, творческий, инициативный специалист. Со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса (педагоги, дети и их родители) всегда достигает взаимопонимания. Быстро реагирует на трудности в работе, ликвидируя их первопричину. Так, при реализации планирования в работе применяет смену видов деятельности для устранения низкой концентрации внимания, отвлекаемости. Педагог корректна, тактична в общении. В открытых мероприятиях показывает артистические данные.
Использует различные методы в процессе диагностического изучения ребёнка. Для обследования детей имеет хорошо отработанный материал. С учётом мониторинговых данных определяет содержание коррекционной работы, учитывает психологические особенности детей с задержкой психического развития.
Педагог свободно ориентируется в современных технологиях, ведет углубленную работу по внедрению инновационных процессов в обучении детей, использует здоровьесберегающие технологии. Разумно использует групповую, подгрупповую и индивидуальную работу для развития каждого воспитанника - слабого и сильного, реализуя тем самым технологию индивидуализации и дифференциации.
Оксана Владимировна в процессе работы старается заинтересовать ребенка, побудить его к активной деятельности, способствует развитию психических процессов и речи. С целью развития и поддержания интереса к занятиям, развития коммуникативных навыков применяет современные технологии игрового обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, включает ролевые, обучающие игры, занятия-путешествия.
Внедряет в свою работу элементы компьютерных технологий по реализации комплексного метода коррекционной работы с детьми с ЗПР для формирования познавательной мотивации, предпосылок логического мышления.
Умеет прогнозировать результаты своей деятельности, добивается намеченных ориентиров.
Формирует развивающую предметно-пространственную среду, поддерживает активность детей с ЗПР, учитывая психолого-педагогическое заключение, а также их возрастные и индивидуальные особенности.
С 2015 года Оксана Владимировна является руководителем психолого-медико-педагогического консилиума МБДОУ «ЦРР – Д/С № 2», членом консультативного пункта МБДОУ «ЦРР – Д/С № 2» учебного корпуса №129.
Заместитель директора МБДОУ «ЦРР – Д/С № 2» _______________ Н.Ф.Осипова
16.02.2016 г.
Предварительный просмотр:
Эссе на тему:
«Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически.
(К.Ушинский).
В настоящее время наблюдается изменение отношения государства и общества к отдельным категориям населения, которые почему-то раньше не замечались, а проблемы их умалчивались. Это люди с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды, дети с умственным недоразвитием, задержкой интеллектуального развития. « Повернувшись к ним лицом» понимаешь, что живут они своей отдельной от всех окружающих жизнью и отнюдь не все рады встретиться с тобой лицом к лицу. В них нет доверия к окружающим людям и вернуть его будет не так – то легко.
Наше общество стоит на пороге перемен взаимоотношений и они, эти перемены должны в первую очередь возникнуть в головах каждого из нас, необходимо прежде всего самому пересмотреть свое отношение к человеку с ОВЗ, а это многим дается нелегко.
Современный педагог прежде всего должен « принять» ребенка таким какой он есть на самом деле, а не таким каким ожидает его увидеть.
Модернизация дошкольного и школьного образования , новый подход к обучению и воспитанию детей с особыми нуждами и потребностями – все это конечно давно необходимо, но в свою очередь требует кропотливого изучения и подготовки, и должно затрагивать всех участников данного процесса.
Чтобы идти в ногу со временем современному педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, обогащать и развивать свой творческий потенциал, внедрять в свою деятельность инновационные формы и методы работы. И я уверена в том, что наши педагоги, готовы идти вперед, опираясь на свой богатый багаж знаний, умений, жизненный потенциал, который в них заложен.