Рабочая программа по музыкальному воспитанию
Любите и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир высоких страстей и мыслей,
Он сделает вас духовно богаче, чище, совершенье.
Вы увидите жизнь в иных тонах и красках…
Д. Кабалевский
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.
Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке.
Многие современные концепции образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты; необходимость формирования личности через объекты культуры – воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать мировые культурные ценности и развиваться через познание кулььтурного наследия.
Значит важно пробудить интерес к познанию музыки через знакомство с музыкальными произведениями, музыкальными инструментами, творческой деятельности и активности детей.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию
дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет
воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.
1.2. Нормативно - правовая документация
Программа разработана в соответствии с: Законом РФ « Об образовании » от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013 № 1155)
Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС ДО, составлена на основе программы Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования М., «Мозаика-синтез», 2015.
Обоснованием выбора явилась рекомендация УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве примерной основной образовательной программы дошкольного образования для осуществления образовательной деятельности в области дошкольного образования (протокол №2 от 2 декабря 2014 года).
1.3. Цели и задачи программы
Цель - развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
Приобщить детей к музыкальному искусству
Развивать ценностно–смысловое восприятие и понимание музыкального искусства.
Формировать основы музыкальной культуры, знакомя с музыкальными понятиями, жанрами.
Развивать музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
Формировать песенный, музыкальный вкус.
Развивать музыкально-художественное творчество и реализовывать в самостоятельной деятельности.
Удовлетворять потребность в самовыражении.
1.4. Принципы программы
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (подобранный материал позволяет решать поставленные цели и задачи);
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра;
допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.5. Програмное обеспечение
В программе учитываются парциальные программы:
1. Каплунова И., Новоскольцева И. программа «Ладушки» - Санкт-Петербург, 2007.
1. Радынова О.П. «Настроения, чувства в музыке» Творческий центр Москва, 2009.
2. Сауко Т., Буренина А. «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3лет» - СПб, 2001.
1.6. Образовательные технологии
педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия – это синтез разных видов искусства ( музыка, художественная литература, изобразительное искусство);
педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости - метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения, метод эксперимента, метод контрастного сопоставления произведений, метод размышления, метод забегания вперед;
педагогическая технология развития певческих умений – метод подражания, метод приемов показа;
педагогическая технология развития песенного и танцевального творчества – метод пластического и вокального интонирования, метод активизации творческих проявлений ребенка;
здоровьесберегающие технологии: валеологические песенки-распевки (О.Н.Арсеневской), дыхательная гимнастика (по А.Н.Стрельниковой), пальчиковые игры (А.П.Савина), речевые игры (Т.Тютюнниковой), музыкотерапия.
1.7. Целевые ориентиры
Ранний возраст (с 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее;
совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная
деятельность. Дети от использования предэтолонов, переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание узнают знакомые песни, различают звуки по высоте. Продолжает развиваться
наглядно-действенное мышление.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Основные достижения возраста связаны совершенствованием
восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический
слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Целевые ориентиры на конец года.
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Проявлять интерес к музыке, слушать её, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Младшая группа
Эмоционально отзываться на музыку, знать музыкальные жанры: песня, танец, марш. Узнавать знакомые песни, пьесы; различать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально откликаться на музыку.
Средняя группа
Должны проявлять интерес к музыке, слушать с желанием, эмоционально откликаться при восприятии музыкальных произведений. Знать должны основы музыкальной культуры.
Старшая группа
Дети должны любить музыку и проявлять к ней интерес. Должны уметь различать классическую, народную и современную музыку. Дети должны слышать и различать звуковысотный, ритмический, тембровый звук. Уметь петь с сопровождением, без сопровождения, самостоятельно, хором. Двигаться легко, ритмично под музыку, играть и импровизировать мелодии на детских музыкальных инструментах, проявлять себя с творческой стороны.
Подготовительная группа
Приобщатся к музыкальной культуре, иметь свой художественный вкус. Обогащать музыкальные впечатления, эмоционально откликаться на восприятие музыки разного характера. Должны совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Чисто петь, ритмично двигаться под музыку. Уметь играть на музыкальных инструментах. Знать элементарные музыкальные понятия.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
Продолжительность организованной образовательной деятельности зависит от возрастных особенностей детей.
Группа | Возраст | Длительность в минутах |
Ранняя | 2 - 3 | 10 |
Младшая | 3 - 4 | 15 |
Средняя | 4 - 5 | 20 |
Старшая | 5 - 6 | 25 |
Подготовительная | 6 – 7 | 30 |
Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с требованиями
СанПина.
Программа рассчитана на пять лет по 72 часа на каждую возрастную группу.
Включает в себя следующие разделы:
· восприятие
· пение
· музыкально-ритмические движения
· песенное, танцевальное творчество
· игра на детских музыкальных инструментах
В основу рабочей программы положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности:
· исполнительство
· ритмика
· музыкально-театрализованная деятельность
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы.
Репертуар является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
· различные виды занятий (интегрированные, комплексные, доминантные, тематические);
· самостоятельная досуговая деятельность (нерегламентированная деятельность).
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.
Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.
В целях проведения коррекционной работы проводится пошаговый контроль, обладающий обучающим эффектом.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение воспринимать и передавать выразительно музыкальные образы в пении, движении, мимике, игре на музыкальных инструментах.
Основными средствами выразительности музыкальных произведений является сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность), умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Эти навыки способствуют развитию предпосылок:
· ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;
· становления эстетического отношения к окружающему миру;
· формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;
· сопереживания персонажам художественных произведений;
· реализации самостоятельной творческой деятельности.
Результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в направлении « Художественно – эстетическое развитие», образовательной области «Музыка» (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)
2.2. Перспективный план праздников и развлечений
Месяц | Мероприятия | Группы |
Сентябрь | Осень на пороге Осенние дары День знаний
| Средние группы Младшие группы Подготовительные, старшие группы
|
Октябрь | Концерт ко дню пенсионера Папа, мама, я – спортивная семья
| Средние – подготовительные группы на свежем воздухе |
Ноябрь | День матери
| Подготовительные группы
|
Декабрь | Акция «Твори добро Новогодние праздники | Средние, старшие, подготовительные, младшие, ясельные группы |
Январь | Зимние забавы | Старшие, подготовительные |
Февраль | День мужественных мужчин | Старшие, подготовительные |
Март | Весна и мама едины
Маму поздравляем | Старшие, подготовительные Младшие, средние |
Апрель | День смеха | Старшие, подготовительные |
Май | Никто не забыт, ничто не забыто День выпускников | Старшие Подготовительные |
Июнь | День защиты детей | Все группы на свежем воздухе |
Июль | День Нептуна | Все группы на свежем воздухе |
Август | Медовый спас | Старшие группы |
2.3. План работы с родителями
Формы взаимодействия с семьей | Содержание |
Родительское собрание | Знакомство с планом работы по музыкальному воспитанию и дополнительному образованию |
Консультации | 1. Как знакомить детей с музыкой 2. Ритмический слух и ритм жизни |
Беседа | Вопрос – ответ (индивидуально) |
Фотовыставка | 1. Моя спортивная семья 2. Гуляй широкая Масленица
|
Анкетирование родителей | Музыка и семья |
Выставка | 1. Сезонные поделки 2. Моя мама рукодельница |
Концерт | 1. На общем собрании 2. Отчетный концерт в конце года 3. Пожилым людям посвящается |
Праздники с участием родителей | 1. День матери 2. Мужественные папы 3. Международный женский день
|
Акции | 1. Твори добро 2. Водитель, пешеход – осторожней будь |
Соревнования | Папа, мама, я – спортивная семья |
Занятия | 1.День открытых дверей 2. Занятия-практикум: знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музыцированию с детьми |
2.4. План работы с воспитателями
Формы взаимодействия | Содержание |
Консультации | 1. Роль воспитателя на музыкальных занятиях 2. Музыкальные дидактические игры: классификация, цели, методика использования 3. Как оформить музыкальный уголок. |
Мастер – класс | Изготовление музыкальных дидактических игр с детьми в самостоятельной деятельности |
Репетиции | С персонажами праздников |
Практическое занятие | Открытое занятие для педагогов |
Семенары | Знакомство с новой музыкально-методической литературой, передача опыта за круглым столом |
Педсоветы | Выступление с докладом, призентацией по проблемам музыкального образования детей |
3. Организационный раздел
3.1. Расписание образовательной деятельности
Дни недели | Время | Группа |
Понедельник | 9.00 9.25 9.40 10.20 | 1 средняя 3 младшая 2 подготовительная 1 подготовительная |
Вторник | 9.00 9.25 9.40 10.20 | 2 средняя 1 младшая 1 старшая 2 старшая |
Среда | 9.25 9.40 10.20 | 2 младшая 1 подготовительная 2 подготовительная |
Четверг | 9.20 9.40 10.20 | 1 ясельная 2 ясельная 2 старшая |
Пятница | 9.40 | 1 старшая |
3.2. Предметно-развивающая среда
В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей
дошкольного возраста:
· предметно – пространственная развивающая образовательная среда
· (оборудованный музыкальный зал);
· условия для взаимодействия со взрослыми;
· условия для взаимодействия с другими детьми.
3.3. Программно-методическое обеспечение
1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Издательство «Учитель» Волгоград, 2013.
2. Арсенина Е.Н. «Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы» Издательство «Учитель» Волгоград, 2014.
3. Барсукова Н.Г. «Музыка в детском саду» Издательство «Учитель» Волгоград, 2013.
4. Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт – Петербург «Детство-прессс», 2001.
5. Горохова Л.А., Макарова Т.Н. «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» Интегрированные занятия Творческий центр Москва, 2005.
6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Музыка»» - Санкт – Петербург, 2006.
7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А «Детство с музыкой» современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста Санкт – Петербург «Детство-пресс», 2010.
8. Каплунова И., Новоскольцева И. программа «Ладушки» - Санкт-Петербург, 2007.
9. Радынова О.П. «Слушаем музыку» М. Просвещение, 1990.
10. Радынова О.П. «Настроения, чувства в музыке» Творческий центр Москва, 2009.
11. Сауко Т., Буренина А. «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3лет» - СПб, 2001.
12. Савина А.П. «Пальчиковая гимнастика» «Родничок» Москва АСТ, 2003.
13. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! «Сто секретов музыки для детей» - Санкт-Петербург, 2003.