Консультация для воспитателей «Использование проектной деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Художественно-эстетическое развитие (п.2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение.
Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.
Современные дети находятся в огромном информационном поле, которое не всегда может обеспечить системность и глубину представлений об окружающем мире. Родители, педагоги, объединив свои усилия должны помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний, умений и навыков.
В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и высокоэффективные дидактические системы, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, ТРИЗ, метод проектов, интегрирование, использование компьютера.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат. Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации ребенка.
Реализация различных видов проектов позволяют обеспечить интеграцию задач всех образовательных областей, интеграцию деятельности воспитателя с педагогами дополнительного образования и родителями.
Проект – специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. Творческий проект на занятиях по художественно – эстетическому развитию – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Основной задачей проектной художественно – эстетической деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, активизация творческого потенциала, художественных способностей.
В проектной деятельности по художественно – эстетическому развитию ребенок имеет возможность участвовать в обсуждении (проговаривании) темы проекта, рассказать (представить продукт своей деятельности).
Реализация проекта начинается с определения (формулирования) актуальной для дошкольников проблемы. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта вносят свои предложения. Тема для проекта инициируется воспитателем с учетом интереса детей, их возрастных особенностей - это обеспечивает мотивацию к деятельности.
Из опыта работы хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей и запросов, интересов, создание условий для самореализации активно развивает творчество.
Творчество – самый эффективный способ активного развития личности, а также средство решения проблемы выживания человека и развития человечества в современном быстро изменяющемся мире.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
· обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
· развитие познавательных способностей;
· развитие творческого воображения;
· развитие творческого мышления;
· развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте:
· ввести детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
· активизировать желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
· формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте:
· формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
· развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
· формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
· развивать желания пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
План работы воспитателя по подготовке проекта
· Постановка цели проекта.
· Разработка плана выполнения цели (воспитатель, методист обсуждают план работы с родителями).
· Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
· Подборка, изучение литературы по теме.
· Составление плана-схемы проекта.
· Сбор, накопление материала.
· Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
· Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
· Презентация проекта, открытое мероприятие, выставка итогового продукта.
· Подведение итогов. Перспективы на будущее.
Классификация проектов:
Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
· по составу участников;
· по целевой установке;
· по тематике;
· по срокам реализации (по продолжительности они бывают краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочные).
Виды проектов:
· исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр.;
· ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
· информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее);
· творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Этапы деятельности над проектом
Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | · Формулирует проблему (цель) · Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию · Формулирует задачу | · Вхождение в проблему. · Вживание в игровую ситуацию · Принятие задачи · Дополнение задач проекта |
II этап | · Помогает в решении задачи · Помогает спланировать деятельность · Организует деятельность | · Объединение детей в рабочие группы · Распределение действий |
III этап | · Оказывает практическую помощь (по необходимости) · Направляет и контролирует осуществление проекта | · Формирование специфических знаний, умений, навыков |
IV этап | · Подготавливает презентацию. Проводит презентацию | · Продукт деятельности готовят к презентации · Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности |
Завершается проект подведением итогов.
Примеры проектов по художественно-эстетическому развитию детей.
Ø Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Знакомство с иллюстрациями Юрия Васнецова»
Цель данного проекта: Формировать интерес к книге с помощью книжной графики Ю.Васнецова.
Итоговое мероприятие: Викторина «Ю.Васнецов художник- иллюстратор»
Ø Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Неделя по приобщению детей к русскому народному творчеству»
Цель: Приобщать детей к русскому народному творчеству.
Итоговое мероприятие – «Веселая ярмарка».
Ø Проект для детей среднего дошкольного возраста «Русский сувенир- Матрешка»
Цель данного проекта: Формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Итоговое мероприятие – «День рождение матрешки» (развлечение).
Ø Проект для детей подготовительной группы «Путешествие в прекрасное»
Цель данного проекта: Расширять и пополнять знания детей о жанрах изобразительного искусства. Отличать натюрморты, портреты, пейзажи. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Итоговое мероприятие – брейн-ринг «Умники и умницы».
Ø Проект для детей первой младшей группы: «Медведь в русских народных сказках»
Цель проекта: Представить образ медведя в русских народных сказках.
Итоговое мероприятие – мини-музей «Медвежата».
Ø Проект по музыкальному воспитанию «Русская классика».
Цель проекта: Развивать потребность в постоянном общении с произведениями русской классики.
Итоговое мероприятие – создание альбома «Мы рисуем музыку».