Консультация для воспитателей «Использование проектной деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»

Сахарова Татьяна Владимировна

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Художественно-эстетическое развитие (п.2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение.

Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

Современные дети находятся в огромном информационном поле, которое не всегда может обеспечить системность и глубину представлений об окружающем мире. Родители, педагоги, объединив свои усилия должны помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний, умений и навыков.

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и высокоэффективные дидактические системы, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, ТРИЗ, метод проектов, интегрирование, использование компьютера.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат. Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации ребенка.

Реализация различных видов проектов позволяют обеспечить интеграцию задач всех образовательных областей, интеграцию деятельности воспитателя с педагогами дополнительного образования и родителями.

Проект – специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. Творческий проект на занятиях по художественно – эстетическому развитию – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Основной задачей проектной художественно – эстетической деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, активизация творческого потенциала, художественных способностей.

В проектной деятельности по художественно – эстетическому развитию ребенок имеет возможность участвовать в обсуждении (проговаривании) темы проекта, рассказать (представить продукт своей деятельности).

Реализация проекта начинается с определения (формулирования) актуальной для дошкольников проблемы. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта вносят свои предложения. Тема для проекта инициируется воспитателем с учетом интереса детей, их возрастных особенностей - это обеспечивает мотивацию к деятельности.

Из опыта работы хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей и запросов, интересов, создание условий для самореализации активно развивает творчество.

Творчество – самый эффективный способ активного развития личности, а также средство решения проблемы выживания человека и развития человечества в современном быстро изменяющемся мире.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

·         обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

·         развитие познавательных способностей;

·         развитие творческого воображения;

·         развитие творческого мышления;

·         развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте:

·         ввести детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

·         активизировать желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

·         формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

·         формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

·         развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

·         формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

·         развивать желания пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

План работы воспитателя по подготовке проекта

·         Постановка цели проекта.

·         Разработка плана выполнения цели (воспитатель, методист обсуждают план работы с родителями).

·         Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

·         Подборка, изучение литературы по теме.

·         Составление плана-схемы проекта.

·         Сбор, накопление материала.

·         Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

·         Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

·         Презентация проекта, открытое мероприятие, выставка итогового продукта.

·         Подведение итогов. Перспективы на будущее.

Классификация проектов:

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

·         по составу участников;

·         по целевой установке;

·         по тематике;

·         по срокам реализации (по продолжительности они бывают краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочные).

Виды проектов:

·         исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр.;

·         ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

·         информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее);

·         творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Этапы деятельности над проектом

Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

·         Формулирует проблему (цель) 
(При постановке цели определяется и продукт проекта)

·         Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

·         Формулирует задачу

·         Вхождение в проблему.

·         Вживание в игровую ситуацию

·         Принятие задачи

·         Дополнение задач проекта

II этап

·         Помогает в решении задачи

·         Помогает спланировать деятельность

·         Организует деятельность

·         Объединение детей в рабочие группы

·         Распределение действий

III этап

·         Оказывает практическую помощь (по необходимости)

·         Направляет и контролирует осуществление проекта

·         Формирование специфических знаний, умений, навыков

IV этап

·         Подготавливает презентацию. Проводит презентацию

·         Продукт деятельности готовят к презентации

·         Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности

Завершается проект подведением итогов.

Примеры проектов по художественно-эстетическому развитию детей.

Ø Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство с иллюстрациями Юрия Васнецова»

Цель данного проекта: Формировать интерес к книге с помощью книжной графики Ю.Васнецова.

Итоговое мероприятие: Викторина «Ю.Васнецов художник- иллюстратор»

Ø Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Неделя по приобщению детей к русскому народному творчеству»

Цель: Приобщать детей к русскому народному творчеству.

Итоговое мероприятие – «Веселая ярмарка».

Ø Проект для детей среднего дошкольного возраста «Русский сувенир- Матрешка»

Цель данного проекта: Формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Итоговое мероприятие – «День рождение матрешки» (развлечение).

Ø Проект для детей подготовительной группы «Путешествие в прекрасное»

Цель данного проекта: Расширять и пополнять знания детей о жанрах изобразительного искусства. Отличать натюрморты, портреты, пейзажи. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Итоговое мероприятие – брейн-ринг «Умники и умницы».

Ø Проект для детей первой младшей группы: «Медведь в русских народных сказках»

Цель проекта: Представить образ медведя в русских народных сказках.

Итоговое мероприятие – мини-музей «Медвежата».

Ø Проект по музыкальному воспитанию «Русская классика».

Цель проекта: Развивать потребность в постоянном общении с произведениями русской классики.

Итоговое мероприятие – создание альбома «Мы рисуем музыку».