Описание системы опыта работы
Опыт работы на тему: "Воспитание интереса у детей дошкольного возраста к художественным произведениям"
Условия возникновения и становления опыта.
Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка .
Актуальность и перспективность опыта.
Каждый из нас слышал, любить читать это хорошо, что книга это источник знаний. Но, к сожалению, на сегодняшний день, в век развития компьютерных и других технологий, дети предпочитают чаще получать информацию из разнообразных источников: телепередач, компьютера и редко говорят о книге и чтении. Мы знаем, что художественные произведения является важнейшим условием формирования мыслительных способностей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством познавательного, нравственного и эстетического воспитания детей. Это доказывает особую значимость и актуальность опыта моей работы по приобщению детей раннего дошкольного возраста к художественным произведениям. Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является воспитание интереса к художественным произведениям малыш не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Основная цель работы, отражённой в этом опыте, является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления
общаться с ней, то есть всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».
Новизна опыта состоит в использовании художественных произведений в различных видах деятельности: образовательной, игровой, познавательной, в процессе прогулок .
Ведущая педагогическая идея.
Н. С. Карпинская отмечала, что глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании художественных произведений, развивают у них эмоциональную отзывчивость, способствуют усвоению точности и красоты родного языка. С учетом специфики детской литературы ею был определен круг детского чтения и рассказывания.
«…В нашей книге должно быть очень много энергии, смеха, проказливости – все это прекрасные детские черты, определяющие силу характера, его мажорность, его устойчивость и коллективизм. Наша детская книга должна быть ярко жизнерадостной…» - говорил А. С. Макаренко о значении художественных произведений в воспитании дошкольников.
«… Когда мы говорим о литературе для детей мы одновременно чувствуем два определения: во-первых, мы утверждаем, что эта литература тоже должна быть художественной, во- вторых, мы утверждаем, что она обладает какими-то особенностями, которые делают её именно литературой для детей,» - говорил А.С.Макаренко. Слова А.С.Макаренко оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования.
Адресная направленность.
Данный опыт работы может быть использован в ДОУ любого типа и любой направленности.
В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия художественных произведений детьми на этапе раннего возраста и о том, каким образом педагогически правильно развивая творческое начало в восприятии художественных произведений, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников, один из актуальных в психологии, педагогике сегодня.
В данной работе подобран материал для родителей, воспитателей, детей. В нём нашли отражение наиболее важные вопросы по воспитанию интереса детей в свете современных подходов. Материал основан на достижениях отечественных педагогов.
Результативность.
Чтобы проанализировать и выявить качество и эффективность своей работы по данному направлению я провела мониторинг детей раннего возраста.
Дети с высоким уровнем: могут с интересом слушать художественные произведения, при повторном их чтении проговаривают слова, фразы. Рассматривают иллюстрации в знакомых книжках, узнают персонажей сказок. Вместе с воспитателем могут рассказать стихотворения, сказку. Проявляют интерес к показу разного рода театров, и играм.
Средний уровень детей показал, что дети с трудом проговаривают слова и фразы при повторном чтении произведений. С помощью воспитателя рассматривают иллюстрации, не всегда могут назвать о ком или о чем эта сказка (стихотворение). Редко проявляют интерес к играм.
С низким уровнем дети даже при помощи взрослого не проговаривают слова и фразы при чтении знакомого произведения. При рассматривании иллюстраций не называют героев сказок.
Таблица. Зависимость уровня знаний детей по месяцам, %
Месяцы
Уровень | Сентябрь | Январь | Май |
Высокий уровень | 4,5 | 28,5 | 74,5 |
Средний уровень | 42,5 | 46 | 25,5 |
Низкий уровень | 53 | 25,5 | 0 |