Пути формирования здорового образа жизни дошкольников через активный отдых
ПРОЕКТ
тема: «Пути формирования здорового образа жизни дошкольников через
активный отдых»
Выполнил:
Борисова М.Н. – воспитатель МБУ д\с №200
«Волшебный башмачок»
Тольятти-2016
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение | 3 6
8
17 18
20 22 24
|
Механизм преобразования образовательного процесса | |
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов | |
Приложение 1. « Картотека игр на природе» | |
Приложение 2. «День здоровья» Сценарий. | |
Приложение 3. Анкета для родителей Приложение 4. Перспективный план Приложение 5. Диагностика по здоровьесбережению | |
| |
|
Введение
Актуальность проблемы
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п.1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Я считаю, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни.
Поэтому тема моего проекта звучит «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников»
ПРОБЛЕМА
Разрешение данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему: поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.
Противоречия
• между потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
• между необходимостью перехода на новые методы оздоровительных мероприятий и отсутствием адекватного учебно-методического комплекса;
• между недостаточным уровнем валеологических знаний детей и необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к своему здоровью.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
• пропаганда здорового образа жизни;
• поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;
• разработка системы оздоровительных досуговых мероприятий;
• создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщению ребенка к здоровому образу жизни;
• развитие физических качеств: силы, ловкости, гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия, двигательного творчества;
• воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры; творческое и всестороннее развитие личности ребенка;
• гармонизация детско-родительских отношений;
• повышение интереса родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Я полагаю, что целенаправленная работа по организации досуговой деятельности с вовлечением родителей позволит не только сохранить здоровье дошкольников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности, предоставление возможностей дошкольникам приобщения к здоровому образу жизни посредством организации активного отдыха в детском саду.
Механизм преобразования образовательного процесса
1.ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
- Формирование компетентной, увлеченной, грамотной спортивной личности.
- Предоставление возможностей дошкольникам приобщения к здоровому образу жизни
- Развивать эмоционально-положительное отношение к ЗОЖ.
- Развивать физические качества ребенка.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Этапы и сроки реализации:
I этап – подготовительный
II этап – практический
III этап – заключительный
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
(АВГУСТ – СЕНТЯБРЬ)
1. Изучение понятий, касающихся темы проекта;
2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;
3. Организация физкультурно-оздоровительной среды: изготовление нестандартного оборудования, составление картотеки игр;
4. Анкетирование родителей;
5. Диагностика физической подготовленности детей;
6. Анализ полученных результатов, выводы;
7. Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий;
8. Подготовка цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
(КОНЕЦ СЕНТЯБРЯ – МАЙ)
1. Проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента.
2. Проведение Дней здоровья с участием родителей.
3. Проведение физкультурных праздников и развлечений с участием семейных команд.
4. Организация туристических мини-походов в лесной массив с участием родителей.
5. Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье.
6. Оформление фотогазет с представлением репортажей с проведенных мероприятий.
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
(КОНЕЦ МАЯ)
• Диагностика детей
Совместная деятельность
- Тема 1.
«Спортивные игры»
Утро :
Тема : «Значение спорта для здоровья»
Прогулка :
Тема :
- Какой спортивный инвентарь возьмешь с собой на прогулку зимой ( летом )
-В какие виды спорта вы играете летом,зимой?
Вечер :
Темы :
- Спорт- это здоровье
-Спортивные игры зимой и летом
-Тема 2
«Движение –это жизнь»
Утро :
Тема :
- Что значит активно отдыхать ?
Прогулка :
Тема:
- Полезные движения для здоровья
Вечер :
Тема :
- Чтобы сильным быть и ловким всем нужна нам тренировка
Самостоятельная деятельность
- набор дидактических игр
- рабочая тетрадь « Активный отдых»
- книжки раскраски
- предметные картинки
- демонстрационный материал с видами активного отдыха
- атрибуты к с\р игре « Семья на прогулке», «Детский сад»
Взаимодействие с родителями
Консультации :
1.Веселая физкультура на природе
2.Дворовые затеи
3.Семейный кодекс здоровья
4.В здоровом теле-здоровый дух
5.Активный отдых всей семьей
6.О важной роли прогулок и походов
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Совместная деятельность
Тема 1:
- Спортивные игры
Утро :
- дидактические игры: «Помоги спортсмену», «Отгадай загадку и найди отгадку», « Доскажи словечко», «Подумай и ответь».
- игры-загадки
Прогулка
- наблюдение за игрой взрослых в спортивные игры
- подготовительные упражнения
Вечер :
- чтение художественной литературы литературы
- работа в рабочей тетради
Тема 2 :
- Упражнения для здоровья
Утро :
- составление правил правильной осанки
Прогулка :
- игры на формирование правильной осанки
Вечер :
- чтение художественной литературы
- игры по профилактики плоскостопия
Самостоятельная деятельность
Игровая деятельность
- дидактические игры
- настольно печатные игры
- сюжетно – ролевые игры
Двигательная деятельность
- подготовительные упражнения для овладения спортивными играми
Взаимодействие с родителями
- консультации :
1. Пропаганда ЗОЖ
2. Движения и игры на прогулке
3.Оформление фотоветрины
4.Создание альбома «Мы любим активный отдых»
5.Заучивание стихов , загадок, пословиц.
6. Совместный досуг
7. Поиск информации в интернете «Активный отдых с семьей»
4. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
- Наличие представлений о содержании и значении двигательной деятельности для здоровья человека;
- эмоционально-положительное отношение ребенка к активному отдыху;
- применение знаний в двигательной деятельности для укрепления здоровья;
- способность управлять своим поведением ;
- разработка системы оздоровительных досуговых мероприятий воспитателем;
- вызвать интерес к активному отдыху у детей;
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия-
воспитатель, медработник, родители.
2. Научно-методические условия-
- Моргунова О.Н. «Физкультурнооздоровительная работа в ДОУ» Воронеж, 2007г.
-Н.В.Гуреев « Активный отдых» Москва «советский спорт»1991г.
- Бочарова Н.И. «Физическая культура дошкольника в ДОУ»
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 4 2008г.
- Журнал « Дошкольное воспитание»№ 9 2005г.
-« Инструктор по физкультуре» научно – практический журнал № 2 2008г.
- « Активный отдых детей и родителей» № 1 2007г.
3.Материально-технические ресурсы
- перспективный план
-конспекты тематических занятий
- конспекты досуговых мероприятий
- консультации для родителей
- тематический альбом
- сюжетные картинки
4. Нормативно-правовые ресурсы
- Федеральный закон «Об образовании в РФ»(2012г.)
- ФГТ к структуре ООП ДО (2009г.)
- ФГТ к условиям реализации ООП ДО (2011г.)
- СанПиН (2010г.)
5. Организационные
- конспекты НОД
- тематические беседы с детьми
- консультации для родителей
- оформление фотоальбомов