Пути формирования здорового образа жизни дошкольников через активный отдых

ПРОЕКТ

тема: «Пути формирования здорового образа жизни дошкольников через 

активный отдых»

 

 

Выполнил:

Борисова М.Н. – воспитатель МБУ д\с №200

«Волшебный башмачок»

 

 

 

 

Тольятти-2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Ведение

3             

6

 

 

8

 

17

18

 

20

22

24

 

Механизм преобразования образовательного процесса

Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов

Приложение 1. « Картотека игр на природе»

Приложение 2. «День здоровья» Сценарий.

Приложение 3. Анкета для родителей

Приложение 4. Перспективный план

Приложение 5. Диагностика по здоровьесбережению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы

  Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п.1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. 

Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Я считаю, что  главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

 Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных праздников и  досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать  потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни.

 Поэтому тема моего проекта звучит «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников»

 

ПРОБЛЕМА

 

Разрешение данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему:  поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.

 

 

        Противоречия

 

•        между потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;

•        между необходимостью перехода на новые методы оздоровительных мероприятий и  отсутствием адекватного учебно-методического комплекса;

•        между недостаточным уровнем  валеологических  знаний детей и необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к своему  здоровью.

 

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА  

 

•        пропаганда здорового образа жизни;

•        поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;

•        разработка системы оздоровительных досуговых мероприятий;

•        создание условий, способствующих сохранению  и  укреплению здоровья дошкольников, приобщению ребенка к здоровому образу жизни;

•        развитие физических качеств: силы, ловкости, гибкости,  ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия, двигательного творчества;

•        воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре, как естественной составляющей  общечеловеческой культуры; творческое и всестороннее развитие личности ребенка;

•        гармонизация детско-родительских отношений;

•        повышение интереса родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

 

Я полагаю, что целенаправленная  работа по организации досуговой деятельности с вовлечением родителей позволит  не только сохранить здоровье дошкольников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

 

Формирование компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности, предоставление возможностей дошкольникам приобщения к здоровому образу жизни посредством организации активного отдыха в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизм преобразования образовательного процесса

      1.ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

 

- Формирование компетентной, увлеченной, грамотной спортивной личности.

- Предоставление возможностей дошкольникам приобщения к здоровому образу жизни

- Развивать эмоционально-положительное отношение к ЗОЖ.

- Развивать физические качества ребенка.

    

      2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

     Этапы и сроки реализации:

                                           I этап – подготовительный

                                           II этап – практический   

                                           III этап –  заключительный

 

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

(АВГУСТ – СЕНТЯБРЬ)

1.      Изучение понятий, касающихся темы проекта;

2.      Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;

3.      Организация физкультурно-оздоровительной среды: изготовление нестандартного оборудования, составление картотеки игр;

4.      Анкетирование родителей;

5.      Диагностика физической подготовленности детей;

6.      Анализ полученных результатов,  выводы;

7.      Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий;

8.      Подготовка цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;

 

II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

(КОНЕЦ СЕНТЯБРЯ – МАЙ)

 

1.      Проведение цикла тематических физкультурных  занятий с включением валеологического компонента.

2.      Проведение Дней здоровья с участием родителей.

3.      Проведение физкультурных праздников и развлечений с участием семейных команд.

4.      Организация туристических мини-походов  в лесной массив с участием родителей.

5.      Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье.

6.      Оформление фотогазет с представлением репортажей с проведенных мероприятий.

 

III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

(КОНЕЦ МАЯ)

•        Диагностика детей

 

Совместная деятельность

- Тема 1.

«Спортивные игры»

Утро :

Тема : «Значение спорта для здоровья»

Прогулка :

Тема :

- Какой спортивный инвентарь возьмешь с собой на прогулку зимой      ( летом )

-В какие виды спорта  вы играете летом,зимой?

Вечер :

Темы :

- Спорт- это здоровье

-Спортивные  игры зимой и летом

 

-Тема 2

«Движение –это жизнь»

Утро :

Тема :

- Что значит активно отдыхать ?

Прогулка :

Тема:

- Полезные движения для здоровья

Вечер :

Тема :

- Чтобы сильным быть и ловким всем нужна нам тренировка

 

  

 

 

Самостоятельная деятельность

- набор дидактических игр

- рабочая тетрадь « Активный отдых»

- книжки раскраски

- предметные картинки

- демонстрационный материал с видами активного отдыха

- атрибуты к с\р игре « Семья на прогулке», «Детский сад»

 

Взаимодействие с родителями

Консультации :

1.Веселая физкультура на природе

2.Дворовые затеи

3.Семейный кодекс здоровья

4.В здоровом теле-здоровый дух

5.Активный отдых всей семьей

6.О важной роли прогулок и походов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  КОМПОНЕНТ

 

Совместная деятельность

Тема 1:

- Спортивные игры

Утро :

- дидактические игры: «Помоги спортсмену», «Отгадай загадку и найди отгадку», « Доскажи словечко», «Подумай и ответь».

- игры-загадки

Прогулка

- наблюдение за игрой взрослых в спортивные игры

- подготовительные упражнения

Вечер :

- чтение художественной литературы  литературы

- работа в рабочей тетради

 

Тема 2 :

- Упражнения для здоровья

Утро :

- составление правил правильной осанки

Прогулка :

- игры на формирование правильной осанки

Вечер :

- чтение художественной литературы

- игры по профилактики плоскостопия

 

 

 

 

 

Самостоятельная деятельность

Игровая деятельность

- дидактические игры

- настольно печатные игры

- сюжетно – ролевые игры

Двигательная деятельность

- подготовительные  упражнения для овладения спортивными играми

 

Взаимодействие с родителями

- консультации :

1. Пропаганда ЗОЖ

2. Движения и игры на прогулке

3.Оформление фотоветрины

4.Создание альбома «Мы любим активный отдых»

5.Заучивание стихов , загадок, пословиц.

6. Совместный досуг

7. Поиск информации в интернете «Активный отдых с семьей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

 

- Наличие представлений о содержании и значении двигательной деятельности для здоровья человека;

- эмоционально-положительное отношение ребенка к активному отдыху;

- применение знаний в двигательной деятельности для укрепления здоровья;

- способность управлять своим поведением ;

- разработка системы оздоровительных досуговых мероприятий воспитателем;

- вызвать интерес к активному отдыху у детей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

1.     Кадровые условия-

 воспитатель, медработник, родители.

 

     2. Научно-методические условия-

 

    - Моргунова О.Н. «Физкультурнооздоровительная работа в ДОУ»         Воронеж, 2007г.

    -Н.В.Гуреев « Активный отдых» Москва «советский спорт»1991г.

    - Бочарова  Н.И. «Физическая культура дошкольника в ДОУ»

    - Журнал «Дошкольное воспитание» № 4 2008г.

    - Журнал « Дошкольное воспитание»№ 9 2005г.

    -« Инструктор по физкультуре» научно – практический журнал № 2 2008г.

    - « Активный отдых детей и родителей» № 1 2007г.

 

3.Материально-технические ресурсы

- перспективный план

-конспекты тематических занятий

- конспекты досуговых мероприятий

- консультации для родителей

- тематический альбом

- сюжетные картинки

 

4. Нормативно-правовые ресурсы

- Федеральный закон «Об образовании в РФ»(2012г.)

- ФГТ к структуре ООП ДО (2009г.)

- ФГТ к условиям реализации ООП ДО (2011г.)

- СанПиН (2010г.)

 

 

5.     Организационные 

- конспекты НОД

- тематические беседы с детьми

- консультации для родителей

- оформление фотоальбомов