КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Самарская область; г.Тольятти  Д\С «Волшебный башмачок»

Воспитатель- Борисова Марина Николаевна ; 1 категория

«Игры и тренинги для развития у детей системного мышления.»

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные воспитатели.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.

Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.

Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.

Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.

Мы  хотим познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию системного мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Использование модулей для развития системного мышления :

Игра  «Что сначала, что потом» ( выявлять функции частей)

Игра « Кто где живет ?» , «Что сначала , что потом» (Составление иерархии частей)

Игра «Уменьшение и увеличение до предела»

Игра « Найди общее»

 

Предложите определить слово, которое является «лишним».

1.Яблоко, слива, огурец, груша.

2.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

3.Платье, свитер, рубашка, шапка.

4.Береза, дуб, земляника, сосна.

5.Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

6.Хлеб, молоко, творог, сметана.

7.Час, минута, лето, секунда.

8.Ласточка, ворона, курица, сорока.

 

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

 

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1.Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)

2.Назови слова, обозначающие домашних животных.

3.Назови слова, обозначающие зверей.

4.Назови слова, обозначающие овощи.

5.Назови слова, обозначающие фрукты.

6.Назови слова, обозначающие транспорт.

7.Назови слова, относящиеся к спорту.

8.Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

 

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.

 

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.

Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости.

 

В домашних условиях дети и родители  играли  в такие игры , как :

Семья Новиковых

1.     «Звук, свет, вода» Цель: развивать логику, системное мышление об окружающем мире.

2.     Использование тетради на развитие системного мышления и логики.

Семья Хузиных

1.Игра «Разгадай головоломку». Цель: развитие восприятия , внимания, логического системного мышления.

2. Игра «Учимся думать и придумывать» . Цель : развитие интеллекта, упражнения на проверку системного мышлния.

 

Семья Беловцевых

1.Игра «Что сначала ,  что потом» Цель : умение составлять рассказ через системное мышление.