Воспитание - семья!
Семья – это важный социальный институт. По классическому определению «Семья – это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью» 1 . Семья возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно- нормативными регуляторами. Помимо основной функции – репродуктивной (биологическое воспроизводство населения), семья выполняет ряд других важных социальных функций: 1) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; 2) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; 3) экономическая – получение материальных средств работоспособными членами семьи для обеспечения и остальных её членов, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; 4) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; 1 Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 2001. С. 12.6 5) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; 6) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; 7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; 8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. 1 Из всех этих функций, воспитательная представляется наиболее важной. Важность этой функции подчеркивается в определении семьи, данном Н. Смелзером: «Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей» 2 . Вместе с тем, на уровень культуры семейного воспитания влияют все вышеперечисленные функции, особенно функции духовного общения, социально-статусная, досуговая и эмоциональная. Семья оказывает фундаментальное влияние на формирование «я- концепции» и развитие личности ребенка. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной точкой соприкосновения человека и общества, но и в процессе дальнейшего становления личности. 3 Человек получает основные навыки поведения в обществе именно в семье. В период детства у человека закладывается своеобразная матрица: как следует поступать в тех или иных ситуациях, как следует реагировать на то или иное событие. Формируется будущий «взрослый» и будущий «родитель» по терминологии Э.Берна. 4 1 См.: Социология. Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанов, Г.С. Лукашова. Под ред. проф. В.И. Лаврененко. – М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 2005. С. 215-216. 2 Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. С. 242. 3 Маерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. С. 170. 4 См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2008.7 По мнению ряда исследователей, в частности, выдающегося отечественного специалиста в области детской психологии Л.И. Божович, семья начинает накладывать свой отпечаток со второго (а иногда и с первого года жизни), а «матрица» поведения, в основном, формируется к семи годам. В дошкольном возрасте главным фактором формирования личности ребенка является взрослый человек. Стремление к одобрению взрослых является настолько сильным, что «именно оно побуждает ребенка к такому поведению, в котором он не испытывает непосредственной потребности» 1 . Близкие, теплые, стабильные отношения с матерью в детстве создают ядро эмоционально-личностной защищенности от неблагоприятных внешних воздействий и обеспечивают чувство безопасности и критичность в построении самостоятельных отношений. Воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. В этом двухстороннем процессе в каждом конкретном случае возникает свое неповторимое отношение воспитателя (родителя) и ребенка. Многое зависит от психологических особенностей и приемов воспитания, личного опыта. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Они являются своеобразным «мостиком» между ребенком и окружающим миром, т.к. «не имея самостоятельного приспособительного поведения, дети адаптируются к миру через посредство взрослых» 2 . Дети гораздо более восприимчивы к эмоциональной сфере жизни, чем взрослые. В детях, как в фокусе, отражается настроение родителей, особенно влияет на ребенка эмоциональная атмосфера семьи, стиль отношений взрослых. Восприятие ребенком взрослого происходит постоянно. Еще А.С.Макаренко в работе «Лекции о воспитании детей», обращаясь к родителям, писал: «не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, 1 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М-Воронеж, 1995. С. 174. 2 Человек в системе социальных связей // Основы современной философии. – СПб., 2001. С. 67.8 когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» 1 . Выдающийся советский педагог подчеркивал, что в воспитании ребенка имеет значение буквально все: как одеваются родители, как они разговаривают с другими людьми и о других людях, как обращаются с друзьями и с врагами, как смеются, как читают газету. На ребенка влияют даже малейшее изменение в тоне родителя, все повороты его мысли, на которые тот даже не обращает внимания. «А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, – говорит Макаренко о роли родительского примера в воспитании детей, – вы уже воспитываете их плохо и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия» 2 . Восприятие ребенком взрослых отчасти зависит от возраста ребенка. Если младшим дошкольникам важнее эмоциональная сторона общения с взрослыми, то для среднего дошкольника на первый план выдвигаются знания старших как их важнейшее достоинство. Итак, родители – первые проводники детей в комплексе бытовых и нравственных требований, учителя детского социального и гражданского опыта. «То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь, – отмечают авторы работы «Современная семья и ее проблемы» А.Г. Харчев и М.С. Мацковский. – Трудно не согласиться с тем, что детский сад, школа и другие учебные заведения могут только пропалывать эти всходы, вырывая сорняки» 3 и, добавим от себя, удобряя почву семейного воспитания. «Сеют» же родители, главным образом с помощью личного гражданского, трудового и нравственного примера. Благополучие семьи определяется не ее доходами и материальным положением, но, прежде всего, высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим 1 Макаренко А.С. Общие условия семейного воспитания // Лекции о воспитании детей. – http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/vosp_det.htm 2 Там же. 3 Харчев А.Г., Мацковский М.С. Указ. соч. С. 18.9 поведением (а не пустыми словами и нравоучениями) воспитывают у детей трудолюбие, честность, доброту, настойчивость. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания. Думается, что воспитание, если оно строится на примере жизни отца и матери, всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет. Только антивоспитание может быть пассивным: обыкновенные, тихие, непьющие люди могут вырастить эгоиста или хулигана. Наверняка они не внушают ребенку дурное и, тем не менее, к нему ведут, потому что сами высоким примером не служат