«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем
больше уверенности в детской руке, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее
движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с
природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Большой потенциал детского творчества заключен в изобразительной деятельности детей. При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова), пришли к выводу, что в работе с дошкольниками каждый вид изобразительной деятельности способствует развитию творческих способностей дошкольников.
На занятиях лепкой развитие вышеперечисленных способностей имеет свои особенности. Так как любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности.
Кроме того, лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка пластичным материалом имеет важной значение для развития мелкой моторики кистей обеих рук, зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов, формирования умений и навыков работы с пластичными материалами, а также способствует развитию творческих способностей дошкольников.
Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Сколько можно пользоваться надоевшим пластилином, фигурки из которого недолговечны и не поддаются раскрашиванию.
Лепить из нового пластичного материала – одно удовольствие. Лепка из соленого теста, глины, мокрой бумаги - «Пластикотерапия», относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая еще не нашла широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну и актуальность творческой работы.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин - из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.
Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.
ЛЕПИТЕ С ДЕТЬМИ !