Индивидуализация и индивидуальный подход
Индивидуальный подход и индивидуализация.
В чём главное отличие этих понятий?
1) Часть учёных не видит разницы между этими понятиями (Тубельский А.Н., Эльконин Д.Б.)
2) Другие связывают одно с другим:
Индивидуальный подход – это принцип обучения и воспитания,
а индивидуализация – это организация процесса обучения с учетом осуществления этого принципа, т.е. особая технология обучения со своими способами, методами и т.д. и т.п.
3) Третьи разделяют эти понятия (в частности, Т.Ковалёва):
и индивидуальный подход, и индивидуализация - это принципы суть разных технологий обучения.
Индивидуальный подход хорошо известен в традиционной педагогике. Учитель, который обязан впихнуть в головы детей «академический» образовательный стандарт (о нем мы говорили в прошлой статье), и который видит, что дети, сидящие пред ним, разные, и по-разному информацию воспринимают и обрабатывают, — такой учитель пытается вложить каждому ученику единое учебное содержание определенным, этому ребенку подходящим способом. Естественно, мы говорим об Учителе с большой буквы, потому как большинство такими тонкостями не заморачиваются.
В противовес этому подходу, принцип индивидуализации не предполагает ни единого, общего для всех, содержания, ни даже наличия традиционного учителя. Учитель останется, но изменится его функция: из заложника учебной программы, вколачивающего стандартную информацию в нестандартные головы, он превратится в наставника и со-творца индивидуальной образовательной программы учащегося.
Отсюда понятие «тьютор».