Некоторые аспекты развивающей предметно-пространственной среды ДО в соответствии с ФГОС

imageimageimageimage

«Некоторые аспекты развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с  ФГОС  ДО»

статья музыкального руководителя ГБДОУ детский сад №5 Красногвардейского района Санкт-Петербурга                        Мулкиджан Светланы Леонидовны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Санкт-Петербург, 2015 год

 

 

 

 

                     Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

В самом широком, социальном контексте среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс становления личности, понимаемый как социализация. Среда развития ребенка — это пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.

                    Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью». В целом ряде исследований того времени после­довательно и обстоятельно доказывается, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты, качества и даже не его поведение, а условия, среда его существования — предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность.

Само понятие "развивающая предметная среда детства" было введено в лексику педагога  после 1988 года. Исследования в этой области были начаты значительно раньше, вскоре после создания в 1960 году НИИ дошкольного воспитания. К 1968 году здесь были созданы системы развивающих игрушек и дидактических пособий, направленных на формирование первоначальной культуры мышления детей раннего (С.Л.Новоселова) и дошкольного (Н.Н.Поддьяков) возрастов. К середине 70-х годов были разработаны система развивающих игрушек для младенцев, получившая 1 премию на конкурсе "Игрушка XXI века" и многопрофильная система "Мебель-игрушка" и "Растущая мебель" для дошкольников. Были разработаны новые принципы формирования предметной среды: предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, созданы конструкторы, отвечающие задачам интеллектуального развития ребенка, система развивающих игрушек для младенцев.

Сегодня новые информационные технологии, вошедшие в практику дошкольного образования привлекли внимание к возможностям и потребностям дошкольного возраста, заставили общественность задуматься над необходимостью создания предметной среды детства как развивающей системы, смыкающейся с нуждами дошкольной игры и дидактики.  Компьютерные возможности как бы увенчали пирамиду развивающих предметных сред и средств детского сада, направленных на гармонизацию личности ребенка и поддержку его творческих способностей.

                     Под развивающей предметно-пространственной средой (РППС) следует по­нимать естественную комфортабельную обстановку, рационально ор­ганизованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновре­менное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

                     Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи АОП и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, доровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

В качестве центров развития могут выступать:

·       уголок для сюжетно-ролевых игр;

·       уголок для театрализованных игр;

·       книжный уголок;

·       зона для настольно-печатных игр;

·       выставка детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.;

·       уголок наблюдений за природой;

·       спортивный уголок;

·       уголок для игр с песком;

·       уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, зобразительной, музыкальной и др.;

·       игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

         игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

 

Какие функции выполняет развивающая среда?

Развивающая функция среды является ведущей. Понимание развития как результата воспитания и обучения, как продвижение от «зоны акту­ального» к «зоне ближайшего» (по Л. С. Выготскому) развития ребенка определяет необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать
как вместе со взрослым, так и са­мостоятельно. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружа­ющий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на
свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реали­зации сочетания уже известных, традиционных и новых, незнакомых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. В качестве показателей развивающей направленности предметной среды могут быть выделены следующие:

Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадост­ность, открытость, желание посещать
детский сад;

Включенность всех детей в активную самостоятельную деятель­ность, способность выбирать
занятия по интересам в центрах актив­ности, что обеспечивается разнообразием
предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов;

Высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;

Отсутствие частых конфликтов между детьми.

Не менее важна и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она
представляет для него интерес, мотивирует его к действиям, исследованию. Среда служит непосредст­венным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации
воспитателем.

Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмо­циональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений, их цветовые характеристики должны вызывать положительные эмоции, обеспечивать защищенность и комфортность. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

                 Воспитывающая функция среды может реализоваться при условии создания воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравствен­ным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать са­мому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является тем самым центром, где зарождаются сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение, береж­ное отношение к людям и предметам.

Организационная функция. Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосред­ственным организатором деятельности детей и влияет на воспитатель­ный процесс. Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

·       учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;

·       находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;

·       изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми  ситуациями;

·       быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее проектированию воспитателем.

 

Для организации РППС в соответствии с конкретными условиями  ДОУ могут быть учтены некоторые особенности.

Особенности организации РППС  для реализации особых образовательных  потребностей детей.

Для детей с ДЦП с трудом передвигающихся самостоятельно создается безбарьерная среда – помещения оборудуются специальными поручнями. Так же при необходимости адаптируется рабочее место (стулья с поручнями, подставка под ноги, специальные подушки на сиденье). В уголках для рисования предполагаются специальные насадки для карандашей. Дети рисуют толстыми гранеными карандашами.

В группах выделены ровные участки стены для коррекции осанки.

В спальнях находятся массажные дорожки для хождения по ним босиком.

 

Особенности организации РППС для развития самостоятельности.

Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

 

Особенности организации РППС для развития игровой деятельности.

Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

 

Особенности организации РППС для развития познавательной деятельности.

Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.)

 

Особенности организации РППС для развития проектной деятельности.

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

 

Особенности организации РППС для самовыражения средствами искусства.

Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

 

Особенности организации РППС для физического развития.

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь

возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО коррелирует с основными направлениями развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Таким образом, образовательные задачи развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, могут быть решены с помощью следующих модулей: "Игровая", "Физкультура", "Музыка", "Творчество", "Логопед", "Психолог", "Уличное пространство", "Бассейн".

•      Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;

•       Организация пространства ДОО соответствует количественному наполнению Перечней функциональных модулей в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников и требованиям к устройству и организации помещений ДОО;

•      Перечни функциональных модулей рекомендуются для использования независимо от вида ДОО.

•      Позиции Перечней (материалов, игрушек, оборудования и пр.) функциональных модулей могут быть использованы для организации развивающей предметно-пространственной среды родителями дошкольников в домашних условиях.

При организации разновозрастных групп воспитанников содержательное и количественное наполнение функциональных модулей реализуется в зависимости от количества детей по усмотрению дошкольной образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Некоторые аспекты развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с  ФГОС  ДО»

статья музыкального руководителя ГБДОУ детский сад №5 Красногвардейского района Санкт-Петербурга                        Мулкиджан Светланы Леонидовны.

                            Санкт-Петербург, 2015 год


                     Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

В самом широком, социальном контексте среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс становления личности, понимаемый как социализация. Среда развития ребенка — это пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.

                    Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью». В целом ряде исследований того времени последовательно и обстоятельно доказывается, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты, качества и даже не его поведение, а условия, среда его существования — предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность.

Само понятие "развивающая предметная среда детства" было введено в лексику педагога  после 1988 года. Исследования в этой области были начаты значительно раньше, вскоре после создания в 1960 году НИИ дошкольного воспитания. К 1968 году здесь были созданы системы развивающих игрушек и дидактических пособий, направленных на формирование первоначальной культуры мышления детей раннего (С.Л.Новоселова) и дошкольного (Н.Н.Поддьяков) возрастов. К середине 70-х годов были разработаны система развивающих игрушек для младенцев, получившая 1 премию на конкурсе "Игрушка XXI века" и многопрофильная система "Мебель-игрушка" и "Растущая мебель" для дошкольников. Были разработаны новые принципы формирования предметной среды: предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, созданы конструкторы, отвечающие задачам интеллектуального развития ребенка, система развивающих игрушек для младенцев.

Сегодня новые информационные технологии, вошедшие в практику дошкольного образования привлекли внимание к возможностям и потребностям дошкольного возраста, заставили общественность задуматься над необходимостью создания предметной среды детства как развивающей системы, смыкающейся с нуждами дошкольной игры и дидактики.  Компьютерные возможности как бы увенчали пирамиду развивающих предметных сред и средств детского сада, направленных на гармонизацию личности ребенка и поддержку его творческих способностей.

                     Под развивающей предметно-пространственной средой (РППС) следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

                     Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи АОП и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, доровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

В качестве центров развития могут выступать:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • уголок для театрализованных игр;
  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • выставка детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.;
  • уголок наблюдений за природой;
  • спортивный уголок;
  • уголок для игр с песком;
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, зобразительной, музыкальной и др.;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

         игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Какие функции выполняет развивающая среда?

Развивающая функция среды является ведущей. Понимание развития как результата воспитания и обучения, как продвижение от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» (по Л. С. Выготскому) развития ребенка определяет необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать
как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на
свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания уже известных, традиционных и новых, незнакомых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. В качестве показателей развивающей направленности предметной среды могут быть выделены следующие:

Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать
детский сад;

Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, способность выбирать
занятия по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием
предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов;

Высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;

Отсутствие частых конфликтов между детьми.

Не менее важна и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она
представляет для него интерес, мотивирует его к действиям, исследованию. Среда служит непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации
воспитателем.

Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений, их цветовые характеристики должны вызывать положительные эмоции, обеспечивать защищенность и комфортность. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

                 Воспитывающая функция среды может реализоваться при условии создания воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является тем самым центром, где зарождаются сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение, бережное отношение к людям и предметам.

Организационная функция. Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

  • учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
  • находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;
  • изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми  ситуациями;
  • быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее проектированию воспитателем.

Для организации РППС в соответствии с конкретными условиями  ДОУ могут быть учтены некоторые особенности.

Особенности организации РППС  для реализации особых образовательных  потребностей детей.

Для детей с ДЦП с трудом передвигающихся самостоятельно создается безбарьерная среда – помещения оборудуются специальными поручнями. Так же при необходимости адаптируется рабочее место (стулья с поручнями, подставка под ноги, специальные подушки на сиденье). В уголках для рисования предполагаются специальные насадки для карандашей. Дети рисуют толстыми гранеными карандашами.

В группах выделены ровные участки стены для коррекции осанки.

В спальнях находятся массажные дорожки для хождения по ним босиком.

Особенности организации РППС для развития самостоятельности.

Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

Особенности организации РППС для развития игровой деятельности.

Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Особенности организации РППС для развития познавательной деятельности.

Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.)

Особенности организации РППС для развития проектной деятельности.

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

Особенности организации РППС для самовыражения средствами искусства.

Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

Особенности организации РППС для физического развития.

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь

возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО коррелирует с основными направлениями:

Таким образом, образовательные задачи развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, могут быть решены с помощью следующих модулей. 

  • Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;
  •  Организация пространства ДОО соответствует количественному наполнению Перечней функциональных модулей в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников и требованиям к устройству и организации помещений ДОО;
  • Перечни функциональных модулей рекомендуются для использования независимо от вида ДОО.
  • Позиции Перечней (материалов, игрушек, оборудования и пр.) функциональных модулей могут быть использованы для организации развивающей предметно-пространственной среды родителями дошкольников в домашних условиях.

При организации разновозрастных групп воспитанников содержательное и количественное наполнение функциональных модулей реализуется в зависимости от количества детей по усмотрению дошкольной образовательной организации.