О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС НОО И ФГОС ДО
О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И
НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ
НА ОСНОВЕ ФГОС НОО И ФГОС ДО
Хижняк Ирина Владимировна
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД № 211»
Ленинского района
Воспитатель
г. Саратов
Россия
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н. Н. Поддьяков [Поддьяков 2010], сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит, действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.
Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. На практике же мы часто сталкиваемся с тем, что преемственность сводится именно к подготовке и не просто к новому, а именно к новым требованиям следующей ступени образования.
В последнее время большую роль в понимании сути преемственности сыграли вопросы построения системы непрерывного образования, реформы образования. Отстаиваются позиции гуманизации всей структуры образования, утверждается личностно-ориентированный подход. Отсюда и принципиально новые модели построения воспитательно-образовательного процесса, опирающегося на закономерности развития личности ребенка, становление его социальной активности.
Проблема преемственности в обучении и воспитании является комплексной, ее разрешение требует совместных усилий специалистов различных областей: медиков, психологов, педагогов, социологов и др. Поэтому ее нельзя определить лишь как взаимосвязь между отдельными элементами педагогического процесса в детском саду и начальной школе. Так, А. В. Запорожец отмечает, что под преемственностью следует понимать «...внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и начального детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени формирования личности к другой» [Запорожец 1986].
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна вестись, исходя из принципа «не навреди», и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Одним из результатов реализации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями должно стать развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой - в дошкольном, учебной - в младшем школьном) как важнейшего фактора психического и личностного развития ребенка и безболезненной адаптации к последующей ступени образования.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования – это система мер, направленная на выбор технологий воздействия на развитие ребенка и создание условий, обеспечивающих сохранение психического и физического здоровья детей. Преемственность между дошкольным воспитанием и школьным обучением детей всегда относилась к числу наиболее важных педагогических проблем. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», - так В. А. Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным возрастом [Сухомлинский 1981].
Преемственность как одно из условий непрерывного образования есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).
Такое понимание преемственности обеспечивает: на дошкольной ступени – сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовности к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного периода; на начальной ступени - опору на наличный уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования младшего школьного возраста и перспективное развитие экс-ведущей деятельности и форм взаимодействия с окружающим миром.
На основании сказанного можно дать определение преемственности в работе дошкольных организаций и начальной школы. Под преемственностью следует понимать, с одной стороны, необходимость установления диалектической взаимосвязи между различными этапами развития личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой – создание благоприятных медико-биологических, психолого-педагогических условий в деятельности дошкольных организаций и начальной школы для обеспечения этого развития, а также овладение знаниями, умениями, нормами и правилами поведения в обществе.
В школах с 01.09.2011г. введены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
В дошкольных организациях с 01.01.2014 введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от « 17 » октября 2013 г. № 1155) утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Цели Стандарта: повышение социального статуса ДО; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт является основой для разработки Программы. Стандарт включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы. Стандарт направлен на решение и такой задачи, как обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Введение ФГОС дошкольного образования – это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований Стандарта. Приступая к составлению плана работы по введению ФГОС дошкольного образования, необходимо четко представить, какие новые знания получат воспитатели, к каким выводам они придут и что поможет им совершенствовать образовательный процесс [Скоролупова 2014].
Введение Государственных Образовательных Стандартов к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Программа регламентирует деятельность образовательных организаций в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.
Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прекрасный период. А оказалось, что переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным. Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение качества образования.
Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования.
Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения, учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одной из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять [Исаченко 2013].
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.
И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю.
Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. Где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [Исаченко 2013].
Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада. Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольной организации, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе [Исаченко 2013].
К созданию программы МАДОУ «Детский сад № 211» побудил поиск точек соприкосновения ДОО и школы в плане преемственности в новых условиях реализации ФГОС. Рассмотрев, программу муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Медико-биологический лицей» г. Саратова и Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 211» Ленинского района г. Саратова на 2014/15 уч. г., мы попытались определить основные направления сотрудничества:
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольной организации, так и в начальной школе.
Рассмотрев план взаимодействия муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Медико-биологический лицей» г. Саратова и Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 211» Ленинского района г. Саратова на 2014/15 уч. г., мы определили цель - построение единой линии преемственности связей между МАОУ «МБЛ» и МАДОУ «Детский сад № 211», обеспечивающей эффективное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования. В плане указаны мероприятия проводимые между МАОУ «МБЛ» и МАДОУ «Детский сад № 211» на основе сотрудничества.
Работа проводится на основе договора о сотрудничестве Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Медико-биологический лицей» г. Саратова и муниципального автономного дошкольного образования «Детский сад № 211» Ленинского района г. Саратова.
Предмет договора: осуществление взаимодействия учреждений образования: МБЛ и ДОУ с целью преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения, учебной деятельности.
Цель договора: Совместная разработка и реализация моделей взаимосвязей образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность: в программах, передовых педагогических технологий; формах и методах работы с детьми; осуществлении педагогического сотрудничества с родителями.
По итогам учебного года, была проведена диагностика - аналитических сведений о выпускниках МАДОУ «Детский сад № 211» двух групп, выпуск 2015 года. Где видно, что родители преимущественно выбрали МАОУ «МБЛ» (15 человек из 34 человек)
И система преемственности работы МАДОУ «Детский сад № 211» и МАОУ «МБЛ»: изучение программы; взаимопомощь; обмен опытом; совместное проведение мероприятий, праздников; посещение уроков в первом классе воспитателями; посещение занятий в подготовительной к школе группе учителем; совместные педагогические советы.
И так, самое главное в образовательном процессе детского сада, это не потерять связь между детским садом и начальной школой.
Основным критерием эффективности такого сотрудничества, согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», выступает достижение целей непрерывного образования: как промежуточный результат - связь, согласованность и перспективность целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования; как итоговый результат – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие ребенка, воспитание нравственного человека.
Педагогам для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит еще пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Здесь нет мелочей для ребенка, который стал учеником.
Поэтому учителям и воспитателям следует проявить особое внимание к детям, так как их эмоциональное благополучие и формирование у них образа «настоящего школьника» всецело будут зависеть от того, как взрослые помогут ему в этом.
Список литературы
1. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. // М., 1986. Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257).
2. Исаченко, Е. Ю. ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности./ Исаченко Елена Юрьевна // Социальная сеть работников образования /nsportal.ru 2013
3. Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет / Н. Н. Поддьяков. // Москва: Сфера, 2010. 143 с.
4. Скоролупова О. А., Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ. Методическое пособие. // Издательство: Скрипторий 2003, 2014 . с. 172
5. Скоролупова О. А. , «ФГОС дошкольного образования: организация внедрения в ДОО» // журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 3, 4. 2014
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / Минск: Народная асвета, 1981. - 288 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//М: УЦ Перспектива, 2014. 32 с.
8. «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. ФГОС». Редактор: Сафронова И. А. // Издательство: Просвещение, 2014 г. с. 63
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования". Редактор: Сафронова И. А. // Издательство: Просвещение, 2014 г. с. 48