"Песенка осеннего ветра".
План-конспект познавательно-речевого занятия в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesenka_osennego_vetra.docx | 38.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: закрепление произношения звука «ш» в словах и фразах;
придумывание и произношение слов с этим звуком, определение его места в слове;
сравнение слов по протяжённости (короткие или длинные);
воспитание речевого внимания, фонематического слуха, совершенствование
артикуляции;
развитие дружеских взаимоотношений, умения детей работать парами, и договариваться, вместе выполнять задание.
Средства: мягкие игрушки (собачка, кошка), картинки(по две на каждого ребёнка), жёлтые и красные кленовые листочки, кленовые и берёзовые листья, фантики от конфет, еловые и сосновые шишки, воздушный шар.
Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение:
*
У травы- зелёные слова И слышны они едва- едва,
А у ветра синие слова И от них кружится голова.
А у солнца столько ясных слов,
Красных пятен, золотых стихов,
Всех друзей сегодня я зову Слушать солнце, ветер и траву.
Слушание ветра. Дети слушают запись ветра.
Воспит. Что это было?
Дети: Это ветер.
Воспит. А сейчас послушайте загадку
Воет, свистит, пыль поднимает.
Деревья ломает, с ног сбивает.
Слышишь его, да не видишь его.
Воспит. Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море Всюду веешь на просторе.
Сегодня мы поиграем с песенкой ветра, звуком «ш». Я предлагаю мальчикам сесть на стулья с кленовыми листочками, девочкам- на стулья с берёзовыми листочками.
Для того, чтобы чётко и чисто произносить звук «ш»- песенку ветра, нам необходимо разогреть свой язычок, сделать гимнастику для язычка.
Упражнения для язычка.
- «Часики»- улыбнуться, открыть рот, кончик языка: вправо, влево (повтор.3-4 р.)
- «Качели»- улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
- «Собачка сердится»- приподнять верхнюю губу, показать зубы, наморщить нос, слегка выставить язык.
- «Лошадка»- вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать «узким языком», как цокают копытом лошадки.
- «Белочка»- улыбнуться и постучать зубами.
- «Шарик»- надуть щёки, сдуть щёки.
Игра «Ветер- ветерок». Дети встают со стульчиков.
На слово «ветер»- надо сильно раскачивать руками и громко произносить ш-ш-ш-ш (так качаются деревья от сильного ветра).
На слово «ветерок»- надо присесть, покачать руками и тихо произнести- ш-ш-ш-ш (так шелестит трава от лёгкого ветерка).
Дети садятся на стульчики.
Воспит. Отгадайте ещё одну загадку.
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (Воздушный шарик).
Задание детям: после прочтения стихотворения найти в нём слова, в которых есть песенка ветра «звук ш» и определить место звука в слове.
Шар воздушный, шаловливый, непослушный.
Вместе с ветром убежал, а куда и не сказал!
Воспитатель: Хочу загадать вам последнюю загадку:
Птицы стаями летят,
Грустно: дождь и листопад.
Ветер тучи в небе носит,
Потому что это... (Осень.)
Листопад- одна из главных примет осени.
Что же делают листья, когда они упадут с деревьев и укроют землю?
Дети: шелестят, шумят, шуршат, шебуршат, шепчутся...
Давайте выполним пальчиковую гимнастику «Листики»
Раз, два, три, четыре, пять- дети поочерёдно загибают пальцы на обеих руках,
начиная с большого.
Будем листья собирать- сжимают и разжимают кулачки.
Листья берёзы, листья рябины, поочерёдно вновь загибают пальцы на обеих руках Листики тополя, листья осины- начиная с большого.
Маме осенний букет отнесём- указательный и средний палец переставляют по
Очереди (как будто шагают).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Воспитатель. Шуршать и шелестеть могут не только листочки, но и ... обыкновенные фантки. Предлагаю взять фантики (на выбор) из корзинки и поиграть с ними.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «ФАНТИК»
Дети садятся на места.
Воспитатель. На свете существует очень много слов. Слова бывают разные...
Какие вы знаете слова?
Дети: добрые, ласковые, нежные, волшебные, плохие, но мы их стараемся не говорить.
Воспитатель: Да, действительно, слова бывают разные и звучат они по- разному. Сегодня мы говорили о словах с «песенкой ветра» со звуком «ш».
А какие другие «песенки» вы знаете?
Дети: «Песенка водички- «с-с- с-с», «песенка комара- «з-з-з-з», песенка паровозика- «ч-ч-ч-ч», «песенка жука- «ж-ж-ж-ж», «песенка мотора- «р-р-р-р».
Воспитатель: А где мы берём слова? Об этом нам расскажет Герман. Герман читает стихотворение:
Я найду слова везде И на небе, и в воде,
На полу, на потолке, Не беда, играем в слово! Не беда, играем в слово!
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Воспитатель: А ещё слова бывают длинные и короткие.
ИГРА «ДЛИННЫЕ И КОРОТКИЕ СЛОВА».
Дети берут два листика кленовых: красный и жёлтый. Если я называю длинное слово- они поднимают жёлтый листок, если короткое- красный. Слова: мышь, шум, Чебурашка, шар, карандаш, уши, шампиньоны, душ, шиповник, шахматы.
ИГРА «ПРИДУМАЙ СЛОВО».
Дети сами придумывают любые слова с «песенкой ветра», звук «ш» может находиться в любой части слова.
ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ».
На столах разложены картинки. На других двух столах игрушки: кошка и собачка. Правило игры: вам нужно встать парами и каждому взять по две картинки. На картинках нарисованы разные предметы, игрушки, животные. Картинки, в названиях которых слышится «песенка ветра», отнести кошечке, а картинки, в которых нет звука «ш»- собачке. Надо помогать друг другу, если кто-то затрудняется; вместе обговорите и решите, куда положить картинку.
Дети идут парами выполнять задания. Кто-то самостоятельно решает, куда положить картинку, кто-то советуется с другом, с напарником. Когда все картинки разложены, собрать их и проверить, правильно ли дети выполнили задание.
Воспитатель предлагает рассказать чистоговорки и стихи со звуком «ш», которые дети подготовили дома.
Ангелина: Пушистая кошка на солнышке сушит Шёрстку на спинке, хвостик и уши.
Артём: Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Рома: Шесть мышат в камышах шуршат.
Никита: Шура шубу надевала, шарф и шапку потеряла.
Саша: Петушок нашёл мешок.
А в мешке лежал горшок.
А в горшке- горошек,
И немного крошек.
Лера: В летнем душе две лягушки,
Лягушатам моют ушки.
Лиза : Петушки распетушились, Можно пёрышек лишиться,
Но подраться не решились, Если пёрышек лишиться,
Если очень петушиться, Нечем будет петушиться.
Пелагея: Ша- ша- ша
Мама моет малыша, Кира:
Ши- ши- ши На болоте камыши Шу- шу- шу Я письмо пишу.
Кира: Толстушка- позушка
Дом- завитушка. Ползи по дорожке Ползи по ладошке Ползи , не спеши Рога покажи.
Воспитатель: Молодцы, ребята. С какой «песенкой» мы сегодня играли? Ветерок с вами прощается и на память дарит сосновые шишки.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Светлячок»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ
В СРЕДНЕЙ Г РУППЕ
Подготовила: Перова Л В.
Дивеево 2011 год.