консультация для родителей "Игровой массаж"

Стадник Марина Николаевна

Игровой массаж

Интерпретация и адаптированный вариант методик закаливания детей А. Уманской и К. Динейки

Закаливающее дыхание

      Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

 «Поиграем с носиком»

1.    Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

 2.    Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

 б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

 в) «Носик гуляет»

 Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

 Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

 г) «Носик балуется»

 На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

 д) «Носик нюхает приятный запах»

 Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

 е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

 ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

 3.    Заключительный этап

 «Носик возвращается домой»

 Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

 

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

 -  Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок.

  Носик ты быстрей найди, Тете покажи.

 -Надо носик очищать, на прогулку собирать.

 -Ротик ты свой закрывай, только с носиком гуляй.

 -Вот так носик –баловник! Он шалить у нас привык.

 -Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.

 -Хорошо гулять в саду и поет нос: «Ба-бо-бу».

 -Надо носик нам погреть, его немного потереть.

 -Нагулялся носик мой, возвращается домой.

 

Массаж рук.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1.    Подготовительный этап

 Дети растирают ладони до приятного тепла.

2.    Основная часть

 а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

 б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

 в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

 г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

 д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

 3.    Заключительный этап

 Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

 Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

 Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж и начинай игру массаж.

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, никого не обойду.

С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою и тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Отдыхает детвора.

 

 Массаж волшебных точек ушей

   Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.

Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

  Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

 «Поиграем с ушками»

 1.    Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

 2.    Основная часть

Упражнения с ушками.

 а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.

 б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

 в) «Потянем ушки»

 Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

 г) «Покрутим козелком»

 Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

 д) «Погреем ушки»

 ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

 3.    Заключительный момент

 Дети расслабляются и слушают тишину.

 

 Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:                       Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди и скорее покажи.

 Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

 А потом, а потом покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.

А раз кончилась игра, наступила тишина!

 

Закаливающий массаж подошв

   Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.

Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

 «Поиграем с ножками»

 1.    Подготовительный этап

 а) Удобно сесть и расслабиться.

 б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

 2.    Основная часть

 а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу от пальцев до щиколотки.

 б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

 в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

 г) Похлопать подошву ладонью.

 д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

 е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

 ж) растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

 3.    Заключительный этап

 а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

 б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей.

 Комплекс можно сопровождать стихами:

Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем И массаж подошв начнем.

На каждую ножку крема понемножку. Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!  Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья, нужна.

Это помни ты всегда! Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно. Растирай, старайся

И не отвлекайся. По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками. И полезно, и приятно –

Это всем давно понятно.  Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней. Будут быстрыми они,

Потом попробуй догони. Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда. Раз –сгибай, два – выпрямляй

Ну, активнее давай! Вот работа, так работа,

Палочку катать охота. Веселее ты катай

Да за нею поспевай.  В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем. Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.  Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим. Будем их беречь мы

И всегда любить.

 

 Обширное умывание

  Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

  Проводится после сна.

 Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

 

 «Умывайка»

 «Раз» – обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» – обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» – мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» – мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» – мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» – мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» – мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» – ополаскивает руки.

«Девять» – отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» – вытирает руки насухо.

 

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз – обмоем кисть руки,

Два – с другою повтори.

Три - до локтя намочили,

Четыре - с другою повторили.

Пять - по шее провели,

Шесть - милее по груди,

Семь - лицо свое обмоем,

Восемь – с рук усталость смоем.

Девять – воду отжимай, десять – сухо вытирай

 

Комментарии

Абрамова Ольга Анатольевна

Полезный материал для родителей.