консультация для родителей "Игровой массаж"
Игровой массаж
Интерпретация и адаптированный вариант методик закаливания детей А. Уманской и К. Динейки
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
а) «Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
е) «Носик поет песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
3. Заключительный этап
«Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
- Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди, Тете покажи.
-Надо носик очищать, на прогулку собирать.
-Ротик ты свой закрывай, только с носиком гуляй.
-Вот так носик –баловник! Он шалить у нас привык.
-Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.
-Хорошо гулять в саду и поет нос: «Ба-бо-бу».
-Надо носик нам погреть, его немного потереть.
-Нагулялся носик мой, возвращается домой.
Массаж рук.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Основная часть
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3. Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж и начинай игру массаж.
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми, никого не обойду.
С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Вытяну я пальчики, пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушей
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.
Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть
Упражнения с ушками.
а) «Найдем и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.
б) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Покрутим козелком»
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.
д) «Погреем ушки»
ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами: Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди и скорее покажи.
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.
А раз кончилась игра, наступила тишина!
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.
Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
«Поиграем с ножками»
1. Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабиться.
б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
2. Основная часть
а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
ж) растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3. Заключительный этап
а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей.
Комплекс можно сопровождать стихами:
Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем И массаж подошв начнем.
На каждую ножку крема понемножку. Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо! Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья, нужна.
Это помни ты всегда! Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно. Растирай, старайся
И не отвлекайся. По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками. И полезно, и приятно –
Это всем давно понятно. Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней. Будут быстрыми они,
Потом попробуй догони. Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда. Раз –сгибай, два – выпрямляй
Ну, активнее давай! Вот работа, так работа,
Палочку катать охота. Веселее ты катай
Да за нею поспевай. В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем. Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть. Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим. Будем их беречь мы
И всегда любить.
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Умывайка»
«Раз» – обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» – обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» – мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» – мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» – мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» – мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» – мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» – ополаскивает руки.
«Девять» – отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» – вытирает руки насухо.
Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз – обмоем кисть руки,
Два – с другою повтори.
Три - до локтя намочили,
Четыре - с другою повторили.
Пять - по шее провели,
Шесть - милее по груди,
Семь - лицо свое обмоем,
Восемь – с рук усталость смоем.
Девять – воду отжимай, десять – сухо вытирай
Комментарии
Полезный материал для
Полезный материал для родителей.